СЕТЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СЕТЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Инновационные стратегии России и Республики Казахстан требуют устойчивости развития страны в долгосрочной перспективе. Президент страны Н. А. Назарбаев, выступая на Генеральные Ассамблеи ООН в 2008 году, специально отметил «что Казахстан будет страной, брэндом которой станет устойчивое развитие», подчеркнув: «Будущее страны — в фундаментальном образовании и передовой науке» [1, 3].

Эта мысль особенно актуальна в настоящее время. Устойчивость развития страны, ее регионов, отраслей и предприятий не может быть достигнута без компетентных кадров. Требуется наличие подготовленных кадров, обладающих фундаментальными и прикладными знаниями науки устойчивого развития.

Современная концепция устойчивого развития рассматривает образование как ключевой фактор для обеспечения устойчивого развития, так как управление развитием предполагает наличие подготовленных специалистов трех типов: исследователи, конструкторы и организаторы. Как показано в работах [2], между «исследователями», «конструкторами» и «организаторами» нельзя разрывать связь. Разрыв этих связей означает разрушение целостного механизма научного обеспечения управления развитием.

Одним, из примеров подготовки таких специалистов, обладающих профессиональными компетенциями в области устойчивого инновационного развития, в рамках научно-образовательной деятельности Международной научной школы устойчивого развития им. П. Г. Кузнецова [7] и кафедры устойчивого инновационного развития Института системного анализа и управления Университета «Дубна», реализующих образовательную программу «Проектное управление устойчивым развитием» [5, 7].

Научные исследования и разработки в области устойчивого развития, основанные на русской научной школе, легли в основу разработки и апробации учебно-методических рекомендаций в области сетевого образования устойчивого развития на базе Негосударственной учебной организации «Казахстанский университет инновационных и телекоммуникационных технологий» и Государственного университета «Дубна» по специальности «Регионоведение».

Устойчивое развитие — развитие, при котором нынешние поколения удовлетворяют свои потребности, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять собственные нужды, собственные потребности1.

Сетевая форма реализации образовательных программ — совместная реализация образовательных программ несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, с привлечением при необходимости организаций науки, культуры, спорта и иных организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, учебных и производственных практик и иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой, на основе сетевого взаимодействия.

Президент Республики Казахстана Нурсултан Назарбаев 6 мая 2015 года на расширенном заседании Правительства обозначил 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ. Среди которых, обозначена роль образования и подготовка кадров в стране.

"100 конкретных шагов — это ответ на глобальные и внутренние вызовы и одновременно план нации по вхождению в тридцатку развитых государств в новых исторических условиях. 100 конкретных шагов придадут Казахстану такой запас 5 прочности, который позволит уверенно пройти сложный период испытаний, не сбиться с пути реализации "Стратегии-2050" и укрепить казахстанскую государственность. План закладывает коренные преобразования в обществе и государстве, главная цель которых — лечение системных заболеваний, а не сглаживание их внешних симптомов".

В основу плана вошли пять институциональных реформ:

  • формирование профессионального госаппарата;

  • обеспечение верховенства закона;

  • индустриализация и экономический рост;

  • идентичность и единство;

  • формирование подотчетного государства.

Как было выше указано, роль образования вошла в структуру индустриализации и экономического роста, как:

  • Подготовка квалифицированных кадров в ДЕСЯТИ ВЕДУЩИХ КОЛЛЕДЖАХ И ДЕСЯТИ ВУЗАХ для шести ключевых отраслей экономики с последующим распространением опыта в других учебных заведениях страны.

  • Поэтапное расширение АКАДЕМИЧЕСКОЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ с учетом опыта Назарбаев Университета. Трансформация частных вузов в некоммерческие организации в соответствии с международной практикой.

  • Поэтапный переход на английский язык обучения в системе образования - в старшей школе и вузах. ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ - ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКАЕМЫХ КАДРОВ И  РОСТ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СЕКТОРА.

Для осуществлений данных задач, необходимо синтезировать знания в различных предметных областях, процесс создания специального научного обеспечения для подготовки специалистов: исследователей, конструкторов и организаторов, способных творчески решать проблемы различного уровня и значения. Таким образом, разработка и реализация совместных научно-образовательных программ в области устойчивого развития является актуальной и важной задачей.

Результаты совместных сетевые образовательных программ в области устойчивого развития

Начальным этапом для реализации совместных образовательных программ является разработка и согласования договора о сетевой форме реализации образовательной программы, где должны быть указаны основные требования и принципы реализация программы. На сегодняшний день пилотный проект договора составлен и отдан на рассмотрение заинтересованным сторонам.

Структура договора включает:

1. Общие положения

2. Предмет договора

3. Правовое положение обучающегося

4. Условия и порядок осуществления образовательной деятельности

4.1. Базовая образовательная организация обязуется

4. 2. Образовательная организация обязуется

5. Порядок взаимодействия Сторон

6. Ответственность сторон

7. Финансирование и использование имущества сторон

8. Срок и условия действия договора

Вторым этапом выступает разработка учебно-методического комплекса для реализации образовательной программы. В послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Нур Жолы — Путь будущего» неоднократно упоминается о развитии и реализации прорывных проектов в регионах. Исходя из поставленных задач по развитию регионов, было решено разработать совместные образовательные программы по специальности «Регионоведение» основываясь на фундаментальные и прикладные знания Международной научной школы устойчивого развития имени П. Г. Кузнецова при Государственном университете «Дубна» и Негосударственной учебной организации «Казахстанский университет инновационных и телекоммуникационных технологий».

Перечень ВУЗов ведущих набор студентов по специальности «Регионоведение» (см. табл. 1)

Таблица 1Перечень ВУЗов ведущих набор

Подразделения

Наименование ВУЗов

Национальные вузы

Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева

Казахский национальный университет им. аль-Фараби

Казахский национальный педагогический университет имени Абая

Государственные вузы

Костанайский государственный университет имени А. Байтурсынова

Западно-Казахстанский государственный университет имени М.Утемисова

Кызылординский государственный университет имени Коркыт Ата

Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Абылай хана

Частные вузы

Университет "Туран"

Университет имени Д.А. Кунаева

Центрально-Азиатский университет

Казахская академия труда и социальных отношений

Динамика стоимости обучения по специальности «Регионоведение» в национальной валюте (тенге) (см. диаграмму 1) Диаграмма 1. Динамика стоимости обучения по специальности «Регионоведение»

Сводная таблица характеристики специальности «Регионоведение» (см. табл.2).

Таблица 2. Сводная таблица характеристики специальности

Критерий

Описание

Квалификация выпускника

Выпускнику бакалавриата по специальности Регионоведение присваивается академическая степень бакалавр-регионоведения. Нормативный срок освоения образовательно программы по очной форме обучения - 4 года;

Квалификации и должности выпускников по специальности – Регионоведение определяются в соответствии с квалификационным справочником должностей, руководителей, специалистов и др. служащих, утвержденного приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 22.11.2002 г., № 273-П.

Должность выпускника

  • Референт;

  • Консультант в области региональной политики и экономики;

  • Внешнеполитический обозреватель;

  • Переводчик (переводчик-референт) по соответствующим иностранным языкам при работе в государственных органах и образовательных организациях Республики Казахстан;

  • Преподаватель средних и высших учебных заведений и др.

Сфера профессиональной деятельности

Региональная система международных отношений, деятельность международных организаций и объединений, проблемы и тенденции развития мировой политики и экономики в регионах земного шара, вопросы национальной безопасности Республики Казахстан и других государств в целях разработки обоснованных практических рекомендаций по деятельности различных органов государственного управления и организаций Республики Казахстан, работающих в сфере внешнеполитических отношений, педагогическая деятельность.

Объекты профессиональной деятельности

  • Региональная политика;

  • Региональные экономические процессы;

  • Внутренняя и внешняя политика государств;

  • Международные организации, способные оказывать существенное влияние на мировые события;

  • Глобальные и региональные процессы современного мира;

  • Местные органы власти;

  • Коммерческие структуры;

  • Менеджмент и делопроизводство.

Предметы профессиональной деятельности

Региональная политика изучаемого региона, внешнеполитические и внутренние приоритеты региона специализации, партнерства государств в рамках международных организаций, механизмы взаимодействия в рамках региональной политики, политический режим, экономическое и социальное развитие региона, государственные и наднациональные институты власти.

Виды профессиональной деятельности

- Информационно-творческая; - Информационно-референтская; - Управленческая; - Консультационно-экспертная (давать квалифицированные консультации и выступать в роли экспертов по вопросам мировой политики, дипломатии, национальной или региональной внешней политике); - Образовательная.

Функции профессиональной деятельности.

- овладение государственным и иностранным языком, возможностью умения синхронного и письменного перевода;

- способность оказания консультативной помощи в рамках вопросов региональной и международной обстановке;

- осуществление методов и реализации полученных знаний в рамках педагогической деятельности

Типовые задачи профессиональной деятельности:

Разбираться в важнейших международных проблемах, затрагивающих, прежде всего, интересы и позиции Казахстана, а также стран региона специализации;

- владеть категориальным аппаратом современных исследований в области международных отношений, мировой политики и регионоведения, знать теорию международных отношений и внешней политики;

- обладать навыками делопроизводства, подготовки информационных документов;

- владеть государственным языком Республики Казахстан;

- владеть иностранным языком (языками), быть способным выполнять функции переводчика и продолжать обучение и осуществлять профессиональную деятельность в иноязычной среде.

Направления профессиональной деятельности

– научно-исследовательская;

– конструкторская;

– экспертно-организаторская;

– культурно-просветительская деятельность;

– включая основные направления как государственной, так и частной деятельности, учитывая специфику специализации и требования времени.

Содержание профессиональной деятельности

– анализ актуальных тенденций и процессов в рамках региональной и мировой политики;

– анализ внешней политики и внутриполитической ситуации в регионе специализации;

– умение определить и обосновать интересы и позиции Казахстана, а также страны специализации;

– прогнозирования и моделирования региональной политики в сфере международно-политических процессов.

Современная концепция устойчивого развития рассматривает образование как ключевой фактор для обеспечения устойчивого развития, так как управление развитием предполагает наличие подготовленных специалистов трех типов: исследователи, конструкторы и организаторы.

В рамках данной специализации:

Специалист-исследователь, владея теорией и логикой проектирования, на выходе должен:

• формулировать и оформить идеи;

• провести экспериментальную проверку;

• оценить ожидаемый эффект реализации идей на практике;

• оценить ближайшие и отдаленные последствия реализации идей.

Специалист-конструктор, владея теорией проектирования, на выходе осуществляет:

• разработку математической теории системы в форме алгоритмов и программных средств;

• разработку машинной технологии проектирования с учетом идей по изменению системы.

Специалисты-организаторы имеют на входе:

• определенную организацию в обществе;

• создание организационного проекта изменений в системе природа—общество—человек, ориентированных на устойчивое развитие;

• организацию реализации этого проекта, включая контроль хода выполнения работ.

Отличительным признаком специалистов регионоведов в области устойчивого развития

Кардинальное отличие специалистов других «профессий» состоит, прежде всего, в том, что регионовед владеет языком, снимающим междисциплинарный барьер, позволяющий «наводить мосты» между разными предметными областями и сличать конкретные решения на соответствие с естественными законами развития системы природа—общество—человек.

Целью образовательной программы «Регионоведение» является подготовка специалистов к самостоятельной управленческой и исследовательской работе в области устойчивого развития разнообразных социально-экономических и экологических систем разного уровня управления.

Выпускники владеют знаниями и навыками лидера, способного:

• находить инновационные решения в условиях кризиса и рисков неэффективного управления развитием, адекватные современным тенденциям развития науки и техники.

• обосновывать, разрабатывать и реализовывать прорывные проекты устойчивого инновационного развития в различных областях знаний.

• эффективно организовать проектное управление устойчивым развитием в различных видах инновационной и информационной деятельности: научно-исследовательской, конструкторской, технологической, организаторской.

Анализ дисциплин обучаемые по специальности «Регионоведение» (см. табл.2).

Таблица 2. Анализ дисциплин обучаемые по специальности

Модуль дисциплин

Наименования дисциплин, по которым ведутся обучения в Казахстанских ВУЗах

Наименование дисциплин, совместной образовательной программы

Общеобразовательные дисциплины

Обязательный компонент

История Казахстана

История Казахстана

Казахский (русский) язык

Казахский (русский) язык

Иностранный язык

Иностранный язык

Информатика

Информатика

Экология

Экология и устойчивое развитие

Философия

Основы безопасности жизнедеятельности

 

Основы экономической теории

 

Социология

 

Основы права

 

Политология

Базовые дисциплины

Компонент по выбору

Обязательный компонент

Введение в регионоведение

Введение в регионоведение

Мировая экономика

Отчетность в области устойчивого развития регионов и предприятий

Новая история стран Азии и Африки

История и методология науки и образования

Новейшая история стран Азии и Африки

История Азии и Африки

Новая история стран Европы и Америки

История Европы и Америки

Новейшая история стран Европы и Америки

История международных отношений

История СНГ

Евразийство теория и практика

История международных отношений в новое время

Профессиональная этика и психология управления развитием

История международных отношений в новейшее время

Профессиональный казахский (русский) язык

Международные региональные организации

Математические методы и компьютерные технологии в аналитической деятельности

Современные проблемы регионов в системе международных отношений

Научная экспертиза проектов регионального развития

Внешняя политика РК

Внешняя политика

Иностранный язык стран изучаемого региона (1 часть)

Профессионально- ориентированный иностранный язык

Иностранный язык стран изучаемого региона (2 часть)

Современные WEB-технологии и программная инженерия

 

Базы данных и СУБД

 

Интернет технологии в управлении региональным развитием

 

Спецкурс иностранного языка

 

Этика науки и образования

 

Документооборот и делопроизводство

 

Региональная специализация

 

Линейная алгебра

 

Математический анализ

Профилирующие дисциплины

Компонент по выбору

Обязательный компонент

История стран региона специализации

Теория и методология проектирования регионального развития

Политическая система стран региона специализации

Современные интеграционные процессы и Международные региональные организации

Внешняя политика стран региона специализации

Современные проблемы регионов в системе международных отношений

Экономика стран региона специализации

Спецкурс на английском языке

Практический иностранный язык стран изучаемого региона (1 часть)

Управленческая экономика, аудит и учет

Практический иностранный язык стран изучаемого региона (2 часть)

Теория организации и организационное поведение

Практический иностранный язык стран изучаемого региона (3 часть)

Технология проектирования регионального развития

Региональные конфликты и методы их урегулирования

Отраслевые проблемы и механизмы управления региональным развитием

   

Корпоративные финансы

Дополнительные виды обучения

Компонент по выбору

Физическая культура

Физическая культура

Практика

Учебно-ознакомительная

Учебно-ознакомительная

Производственная

Производственная

Военная и медицинская подготовка

ПГК Промежуточный государственный контроль

Итоговая государственная аттестация 1) Государственные экзамены по:

Итоговая государственная аттестация

  1. Государственный экзамен по специальности

Специальности Иностранному языку 2) Написание и защита дипломной работы

  1. Написание и защита дипломной работы (проекта)

Перспективы совместных сетевые образовательных программ в области устойчивого развития

Что должно дать сетевые (совместные) образовательные программы в области устойчивого инновационного развития по специальности «Регионоведение».

Руководитель, управляющий тем или иным коллективом, думает, что он управляет человеческими ресурсами, а на самом деле, изменяет сознание посредством управления знаниями и связанной с ними информацией (Technologies for Education, 2002; Ostrom et. al., 1994). Поэтому все члены общества должны обладать фундаментальными и прикладными научными знаниями в области устойчивого развития, особенно педагоги, промышленники, юристы, экономисты, и, конечно, лица, принимающие решения, на всех уровнях управления.

Это даст возможность, не только лучше понимать, но и переориентировать существующее состояние страны, отраслей, предприятий, создать социально ответственным бизнес, активнее разрабатывать и внедрять инновационные технологии, но важнее всего – научиться проектировать будущее во взаимосвязи с природными, социальными и технологическими процессами в соответствии с законами сохранения и развития глобальной системы, в которой мы живем (Большаков, 2011).

Выводы

В настоящее время государства мира, в том числе страны СНГ, столкнулись с необходимостью перехода на устойчивый инновационный путь развития, обеспечивающий сохранение развития общества во взаимодействии с окружающей средой в долгосрочной перспективе и защиту от кризисов в условиях негативных внутренних и внешних воздействий, следствием которых являются снижение качества образования и науки, неэффективность управления развитием, разрыв между поколениями в общечеловеческих ценностях, в образах жизни, мировоззрении, личностных принципах. Для решения этой проблемы необходимо, создать условия для получения универсального образования — образования в области устойчивого развития в различных формах реализации и направлениях (специальностях) с использованием лучших мировых фундаментальных и прикладных достижений. Наиболее эффективной формой реализации для этих задач является сетевая форма реализации, позволяющая усиливать достоинства ВУЗов и устранять недостатки.

Потенциальными целевыми потребителями результатов проекта станут региональные и отраслевые институты развития, а также инновационные организации России и Республики Казахстан, оказывающие влияние на окружающую социальную, экономическую и экологическую среду и, тем самым, на устойчивость инновационного развития страны.

Список литературы

  1. Айгужиева М.Т. Научно-образовательные программы в области устойчивого развития //Вестник «КазИИТУ»: вып. №7-8 (99-100), 2015, режим доступа: www.kziitu.kz

  2. Бегун Т. В. Устойчивое развитие: определение, концепция и факторы в контексте моногородов [Текст] / Т. В. Бегун // Экономика, управление, финансы: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 158-163.

  3. Большаков. Б.Е. Наука устойчивого развития. Книга I. Введение. — М.: РАЕН, 2011. – 272 с.

  4. Искаков Н.А. Устойчивое развитие: наука и практика. — М: РАЕН, 2008. —466 c.

  5. Кузнецов О.Л., Кузнецов П.Г., Большаков Б.Е. Устойчивое развитие: синтез естественных и гуманитарных наук. — Дубна: Международный университет природы, общества и человека «Дубна», 2001. — 282 с.: ил.

  6. Кузнецов О.Л., Кузнецов П.Г., Большаков Б.Е. Система природа — общество — человек: Устойчивое развитие. — Государственный научный центр Российской Федерации ВНИИгеосисте; Международный университет природы, общества и человека «Дубна», 2000. — 392 с.

  7. Интернет-портал Научной школы устойчивого развития [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://устойчивоеразвитие.рф/, свободный.

  8. Официальный сайт Министерства образования и науки Республики Казахстан [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.gov.kz, свободный.

  9. Федеральный портал «Российское образование» [Электронный ресурс]. Режим доступа www.edu.ru, свободный.

1 Доклад Комиссии Брундтланд (1987, рус. перевод 1989)

52

Просмотров работы: 844