Эта мысль особенно актуальна в настоящее время. Устойчивость развития страны, ее регионов, отраслей и предприятий не может быть достигнута без компетентных кадров. Требуется наличие подготовленных кадров, обладающих фундаментальными и прикладными знаниями науки устойчивого развития.
Современная концепция устойчивого развития рассматривает образование как ключевой фактор для обеспечения устойчивого развития, так как управление развитием предполагает наличие подготовленных специалистов трех типов: исследователи, конструкторы и организаторы. Как показано в работах [2], между «исследователями», «конструкторами» и «организаторами» нельзя разрывать связь. Разрыв этих связей означает разрушение целостного механизма научного обеспечения управления развитием.
Одним, из примеров подготовки таких специалистов, обладающих профессиональными компетенциями в области устойчивого инновационного развития, в рамках научно-образовательной деятельности Международной научной школы устойчивого развития им. П. Г. Кузнецова [7] и кафедры устойчивого инновационного развития Института системного анализа и управления Университета «Дубна», реализующих образовательную программу «Проектное управление устойчивым развитием» [5, 7].
Научные исследования и разработки в области устойчивого развития, основанные на русской научной школе, легли в основу разработки и апробации учебно-методических рекомендаций в области сетевого образования устойчивого развития на базе Негосударственной учебной организации «Казахстанский университет инновационных и телекоммуникационных технологий» и Государственного университета «Дубна» по специальности «Регионоведение».
Устойчивое развитие — развитие, при котором нынешние поколения удовлетворяют свои потребности, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять собственные нужды, собственные потребности1.
Сетевая форма реализации образовательных программ — совместная реализация образовательных программ несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, с привлечением при необходимости организаций науки, культуры, спорта и иных организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, учебных и производственных практик и иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой, на основе сетевого взаимодействия.
Президент Республики Казахстана Нурсултан Назарбаев 6 мая 2015 года на расширенном заседании Правительства обозначил 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ. Среди которых, обозначена роль образования и подготовка кадров в стране.
"100 конкретных шагов — это ответ на глобальные и внутренние вызовы и одновременно план нации по вхождению в тридцатку развитых государств в новых исторических условиях. 100 конкретных шагов придадут Казахстану такой запас 5 прочности, который позволит уверенно пройти сложный период испытаний, не сбиться с пути реализации "Стратегии-2050" и укрепить казахстанскую государственность. План закладывает коренные преобразования в обществе и государстве, главная цель которых — лечение системных заболеваний, а не сглаживание их внешних симптомов".
В основу плана вошли пять институциональных реформ:
формирование профессионального госаппарата;
обеспечение верховенства закона;
индустриализация и экономический рост;
идентичность и единство;
формирование подотчетного государства.
Как было выше указано, роль образования вошла в структуру индустриализации и экономического роста, как:
Подготовка квалифицированных кадров в ДЕСЯТИ ВЕДУЩИХ КОЛЛЕДЖАХ И ДЕСЯТИ ВУЗАХ для шести ключевых отраслей экономики с последующим распространением опыта в других учебных заведениях страны.
Поэтапное расширение АКАДЕМИЧЕСКОЙ И УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ с учетом опыта Назарбаев Университета. Трансформация частных вузов в некоммерческие организации в соответствии с международной практикой.
Поэтапный переход на английский язык обучения в системе образования - в старшей школе и вузах. ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ - ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКАЕМЫХ КАДРОВ И РОСТ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СЕКТОРА.
Для осуществлений данных задач, необходимо синтезировать знания в различных предметных областях, процесс создания специального научного обеспечения для подготовки специалистов: исследователей, конструкторов и организаторов, способных творчески решать проблемы различного уровня и значения. Таким образом, разработка и реализация совместных научно-образовательных программ в области устойчивого развития является актуальной и важной задачей.
Результаты совместных сетевые образовательных программ в области устойчивого развития
Начальным этапом для реализации совместных образовательных программ является разработка и согласования договора о сетевой форме реализации образовательной программы, где должны быть указаны основные требования и принципы реализация программы. На сегодняшний день пилотный проект договора составлен и отдан на рассмотрение заинтересованным сторонам.
Структура договора включает:
1. Общие положения
2. Предмет договора
3. Правовое положение обучающегося
4. Условия и порядок осуществления образовательной деятельности
4.1. Базовая образовательная организация обязуется
4. 2. Образовательная организация обязуется
5. Порядок взаимодействия Сторон
6. Ответственность сторон
7. Финансирование и использование имущества сторон
8. Срок и условия действия договора
Вторым этапом выступает разработка учебно-методического комплекса для реализации образовательной программы. В послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Нур Жолы — Путь будущего» неоднократно упоминается о развитии и реализации прорывных проектов в регионах. Исходя из поставленных задач по развитию регионов, было решено разработать совместные образовательные программы по специальности «Регионоведение» основываясь на фундаментальные и прикладные знания Международной научной школы устойчивого развития имени П. Г. Кузнецова при Государственном университете «Дубна» и Негосударственной учебной организации «Казахстанский университет инновационных и телекоммуникационных технологий».
Перечень ВУЗов ведущих набор студентов по специальности «Регионоведение» (см. табл. 1)
Таблица 1Перечень ВУЗов ведущих набор
№ |
Подразделения |
Наименование ВУЗов |
|
Национальные вузы |
Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева |
Казахский национальный университет им. аль-Фараби |
||
Казахский национальный педагогический университет имени Абая |
||
|
Государственные вузы |
Костанайский государственный университет имени А. Байтурсынова |
Западно-Казахстанский государственный университет имени М.Утемисова |
||
Кызылординский государственный университет имени Коркыт Ата |
||
Казахский университет международных отношений и мировых языков им. Абылай хана |
||
|
Частные вузы |
Университет "Туран" |
Университет имени Д.А. Кунаева |
||
Центрально-Азиатский университет |
||
Казахская академия труда и социальных отношений |
Динамика стоимости обучения по специальности «Регионоведение» в национальной валюте (тенге) (см. диаграмму 1) Диаграмма 1. Динамика стоимости обучения по специальности «Регионоведение»
Сводная таблица характеристики специальности «Регионоведение» (см. табл.2).
Таблица 2. Сводная таблица характеристики специальности
Критерий |
Описание |
Квалификация выпускника |
Выпускнику бакалавриата по специальности Регионоведение присваивается академическая степень бакалавр-регионоведения. Нормативный срок освоения образовательно программы по очной форме обучения - 4 года; Квалификации и должности выпускников по специальности – Регионоведение определяются в соответствии с квалификационным справочником должностей, руководителей, специалистов и др. служащих, утвержденного приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 22.11.2002 г., № 273-П. |
Должность выпускника |
|
Сфера профессиональной деятельности |
Региональная система международных отношений, деятельность международных организаций и объединений, проблемы и тенденции развития мировой политики и экономики в регионах земного шара, вопросы национальной безопасности Республики Казахстан и других государств в целях разработки обоснованных практических рекомендаций по деятельности различных органов государственного управления и организаций Республики Казахстан, работающих в сфере внешнеполитических отношений, педагогическая деятельность. |
Объекты профессиональной деятельности |
|
Предметы профессиональной деятельности |
Региональная политика изучаемого региона, внешнеполитические и внутренние приоритеты региона специализации, партнерства государств в рамках международных организаций, механизмы взаимодействия в рамках региональной политики, политический режим, экономическое и социальное развитие региона, государственные и наднациональные институты власти. |
Виды профессиональной деятельности |
- Информационно-творческая; - Информационно-референтская; - Управленческая; - Консультационно-экспертная (давать квалифицированные консультации и выступать в роли экспертов по вопросам мировой политики, дипломатии, национальной или региональной внешней политике); - Образовательная. |
Функции профессиональной деятельности. |
- овладение государственным и иностранным языком, возможностью умения синхронного и письменного перевода; - способность оказания консультативной помощи в рамках вопросов региональной и международной обстановке; - осуществление методов и реализации полученных знаний в рамках педагогической деятельности |
Типовые задачи профессиональной деятельности: |
Разбираться в важнейших международных проблемах, затрагивающих, прежде всего, интересы и позиции Казахстана, а также стран региона специализации; - владеть категориальным аппаратом современных исследований в области международных отношений, мировой политики и регионоведения, знать теорию международных отношений и внешней политики; - обладать навыками делопроизводства, подготовки информационных документов; - владеть государственным языком Республики Казахстан; - владеть иностранным языком (языками), быть способным выполнять функции переводчика и продолжать обучение и осуществлять профессиональную деятельность в иноязычной среде. |
Направления профессиональной деятельности |
– научно-исследовательская; – конструкторская; – экспертно-организаторская; – культурно-просветительская деятельность; – включая основные направления как государственной, так и частной деятельности, учитывая специфику специализации и требования времени. |
Содержание профессиональной деятельности |
– анализ актуальных тенденций и процессов в рамках региональной и мировой политики; – анализ внешней политики и внутриполитической ситуации в регионе специализации; – умение определить и обосновать интересы и позиции Казахстана, а также страны специализации; – прогнозирования и моделирования региональной политики в сфере международно-политических процессов. |
Современная концепция устойчивого развития рассматривает образование как ключевой фактор для обеспечения устойчивого развития, так как управление развитием предполагает наличие подготовленных специалистов трех типов: исследователи, конструкторы и организаторы.
В рамках данной специализации:
Специалист-исследователь, владея теорией и логикой проектирования, на выходе должен:
• формулировать и оформить идеи;
• провести экспериментальную проверку;
• оценить ожидаемый эффект реализации идей на практике;
• оценить ближайшие и отдаленные последствия реализации идей.
Специалист-конструктор, владея теорией проектирования, на выходе осуществляет:
• разработку математической теории системы в форме алгоритмов и программных средств;
• разработку машинной технологии проектирования с учетом идей по изменению системы.
Специалисты-организаторы имеют на входе:
• определенную организацию в обществе;
• создание организационного проекта изменений в системе природа—общество—человек, ориентированных на устойчивое развитие;
• организацию реализации этого проекта, включая контроль хода выполнения работ.
Отличительным признаком специалистов регионоведов в области устойчивого развития
Кардинальное отличие специалистов других «профессий» состоит, прежде всего, в том, что регионовед владеет языком, снимающим междисциплинарный барьер, позволяющий «наводить мосты» между разными предметными областями и сличать конкретные решения на соответствие с естественными законами развития системы природа—общество—человек.
Целью образовательной программы «Регионоведение» является подготовка специалистов к самостоятельной управленческой и исследовательской работе в области устойчивого развития разнообразных социально-экономических и экологических систем разного уровня управления.
Выпускники владеют знаниями и навыками лидера, способного:
• находить инновационные решения в условиях кризиса и рисков неэффективного управления развитием, адекватные современным тенденциям развития науки и техники.
• обосновывать, разрабатывать и реализовывать прорывные проекты устойчивого инновационного развития в различных областях знаний.
• эффективно организовать проектное управление устойчивым развитием в различных видах инновационной и информационной деятельности: научно-исследовательской, конструкторской, технологической, организаторской.
Анализ дисциплин обучаемые по специальности «Регионоведение» (см. табл.2).
Таблица 2. Анализ дисциплин обучаемые по специальности
Модуль дисциплин |
Наименования дисциплин, по которым ведутся обучения в Казахстанских ВУЗах |
Наименование дисциплин, совместной образовательной программы |
|
Общеобразовательные дисциплины |
|||
Обязательный компонент |
История Казахстана |
История Казахстана |
|
Казахский (русский) язык |
Казахский (русский) язык |
||
Иностранный язык |
Иностранный язык |
||
Информатика |
Информатика |
||
Экология |
Экология и устойчивое развитие |
||
Философия |
Основы безопасности жизнедеятельности |
||
Основы экономической теории |
|||
Социология |
|||
Основы права |
|||
Политология |
|||
Базовые дисциплины |
|||
Компонент по выбору Обязательный компонент |
Введение в регионоведение |
Введение в регионоведение |
|
Мировая экономика |
Отчетность в области устойчивого развития регионов и предприятий |
||
Новая история стран Азии и Африки |
История и методология науки и образования |
||
Новейшая история стран Азии и Африки |
История Азии и Африки |
||
Новая история стран Европы и Америки |
История Европы и Америки |
||
Новейшая история стран Европы и Америки |
История международных отношений |
||
История СНГ |
Евразийство теория и практика |
||
История международных отношений в новое время |
Профессиональная этика и психология управления развитием |
||
История международных отношений в новейшее время |
Профессиональный казахский (русский) язык |
||
Международные региональные организации |
Математические методы и компьютерные технологии в аналитической деятельности |
||
Современные проблемы регионов в системе международных отношений |
Научная экспертиза проектов регионального развития |
||
Внешняя политика РК |
Внешняя политика |
||
Иностранный язык стран изучаемого региона (1 часть) |
Профессионально- ориентированный иностранный язык |
||
Иностранный язык стран изучаемого региона (2 часть) |
Современные WEB-технологии и программная инженерия |
||
Базы данных и СУБД |
|||
Интернет технологии в управлении региональным развитием |
|||
Спецкурс иностранного языка |
|||
Этика науки и образования |
|||
Документооборот и делопроизводство |
|||
Региональная специализация |
|||
Линейная алгебра |
|||
Математический анализ |
|||
Профилирующие дисциплины |
|||
Компонент по выбору Обязательный компонент |
История стран региона специализации |
Теория и методология проектирования регионального развития |
|
Политическая система стран региона специализации |
Современные интеграционные процессы и Международные региональные организации |
||
Внешняя политика стран региона специализации |
Современные проблемы регионов в системе международных отношений |
||
Экономика стран региона специализации |
Спецкурс на английском языке |
||
Практический иностранный язык стран изучаемого региона (1 часть) |
Управленческая экономика, аудит и учет |
||
Практический иностранный язык стран изучаемого региона (2 часть) |
Теория организации и организационное поведение |
||
Практический иностранный язык стран изучаемого региона (3 часть) |
Технология проектирования регионального развития |
||
Региональные конфликты и методы их урегулирования |
Отраслевые проблемы и механизмы управления региональным развитием |
||
Корпоративные финансы |
|||
Дополнительные виды обучения |
|||
Компонент по выбору |
Физическая культура |
Физическая культура |
|
Практика |
Учебно-ознакомительная |
Учебно-ознакомительная |
|
Производственная |
Производственная |
||
Военная и медицинская подготовка |
|||
ПГК Промежуточный государственный контроль |
Итоговая государственная аттестация 1) Государственные экзамены по: |
Итоговая государственная аттестация
|
|
Специальности Иностранному языку 2) Написание и защита дипломной работы |
|
Перспективы совместных сетевые образовательных программ в области устойчивого развития
Что должно дать сетевые (совместные) образовательные программы в области устойчивого инновационного развития по специальности «Регионоведение».
Руководитель, управляющий тем или иным коллективом, думает, что он управляет человеческими ресурсами, а на самом деле, изменяет сознание посредством управления знаниями и связанной с ними информацией (Technologies for Education, 2002; Ostrom et. al., 1994). Поэтому все члены общества должны обладать фундаментальными и прикладными научными знаниями в области устойчивого развития, особенно педагоги, промышленники, юристы, экономисты, и, конечно, лица, принимающие решения, на всех уровнях управления.
Это даст возможность, не только лучше понимать, но и переориентировать существующее состояние страны, отраслей, предприятий, создать социально ответственным бизнес, активнее разрабатывать и внедрять инновационные технологии, но важнее всего – научиться проектировать будущее во взаимосвязи с природными, социальными и технологическими процессами в соответствии с законами сохранения и развития глобальной системы, в которой мы живем (Большаков, 2011).
Выводы
В настоящее время государства мира, в том числе страны СНГ, столкнулись с необходимостью перехода на устойчивый инновационный путь развития, обеспечивающий сохранение развития общества во взаимодействии с окружающей средой в долгосрочной перспективе и защиту от кризисов в условиях негативных внутренних и внешних воздействий, следствием которых являются снижение качества образования и науки, неэффективность управления развитием, разрыв между поколениями в общечеловеческих ценностях, в образах жизни, мировоззрении, личностных принципах. Для решения этой проблемы необходимо, создать условия для получения универсального образования — образования в области устойчивого развития в различных формах реализации и направлениях (специальностях) с использованием лучших мировых фундаментальных и прикладных достижений. Наиболее эффективной формой реализации для этих задач является сетевая форма реализации, позволяющая усиливать достоинства ВУЗов и устранять недостатки.
Потенциальными целевыми потребителями результатов проекта станут региональные и отраслевые институты развития, а также инновационные организации России и Республики Казахстан, оказывающие влияние на окружающую социальную, экономическую и экологическую среду и, тем самым, на устойчивость инновационного развития страны.
Список литературы
Айгужиева М.Т. Научно-образовательные программы в области устойчивого развития //Вестник «КазИИТУ»: вып. №7-8 (99-100), 2015, режим доступа: www.kziitu.kz
Бегун Т. В. Устойчивое развитие: определение, концепция и факторы в контексте моногородов [Текст] / Т. В. Бегун // Экономика, управление, финансы: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, декабрь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 158-163.
Большаков. Б.Е. Наука устойчивого развития. Книга I. Введение. — М.: РАЕН, 2011. – 272 с.
Искаков Н.А. Устойчивое развитие: наука и практика. — М: РАЕН, 2008. —466 c.
Кузнецов О.Л., Кузнецов П.Г., Большаков Б.Е. Устойчивое развитие: синтез естественных и гуманитарных наук. — Дубна: Международный университет природы, общества и человека «Дубна», 2001. — 282 с.: ил.
Кузнецов О.Л., Кузнецов П.Г., Большаков Б.Е. Система природа — общество — человек: Устойчивое развитие. — Государственный научный центр Российской Федерации ВНИИгеосисте; Международный университет природы, общества и человека «Дубна», 2000. — 392 с.
Интернет-портал Научной школы устойчивого развития [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://устойчивоеразвитие.рф/, свободный.
Официальный сайт Министерства образования и науки Республики Казахстан [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.gov.kz, свободный.
Федеральный портал «Российское образование» [Электронный ресурс]. Режим доступа www.edu.ru, свободный.
1 Доклад Комиссии Брундтланд (1987, рус. перевод 1989)
52