ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Воронина Т.В. 1, Воронина О.В. 1
1Оренбургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современное образование ориентирует общество на создание условий для полноценного развития ребенка, на понимание и принятие человека и его природы, понимание проблем и затруднений, испытываемых каждым, на поддержание личности в процессе ее профессиональной подготовки, оказание помощи в решении важнейших жизненных ситуаций.

Психолого-педагогическое сопровождение студента в вузе должно быть направлено на максимальную помощь личностному и профессиональному развитию. И задача университета состоит в создании условий для самореализации личности, в нахождении средств и методов, позволяющих студентам раскрыть личностный потенциал, не навязывая им свое видение.

В педагогике психолого-педагогическая поддержка описывается такими категориями, как: «поддержка», «взаимодействие», «сопровождение», «содействие», «стимулирование».

Понятие «поддержка», «поддержать» имеет определенные психологические и педагогические смыслы:

– помочь обрести уверенность другому;

– подкрепить то положительное, что есть в личности;

– удержать от того, что мешает развитию, является тяжестью, грузом.

Поддержка в широком социокультурном контексте рассматривается как естественный акт содействия кому-либо в самоопределении и самореализации (Н.Б. Крылова). Будучи явлением универсальным, поддержка возможна в разных условиях при наличии содействия процессам, базирующимся на относительной автономии личности, ее самодеятельности и саморазвитии. В педагогической и психологической литературе выделяются разные виды поддержки, отличающиеся друг от друга по содержанию и формам.

В понятии «взаимодействие» фиксируются прямые и «обратные» воздействия вещей друг на друга, обмены веществом, энергией и информацией между различными объектами, между организмами и средой, формы кооперации людей в различных ситуациях сотрудничества.

Таким образом, во взаимодействии выделяются такие характерные особенности форм человеческого события, как взаимное изменение взаимодействующих сторон, их взаимосвязь, взаимообусловленность их саморазвития.

Психолого-педагогическое сопровождение обусловливается категорией «взаимодействие». Сопровождение представляет циклическое непосредственное и опосредованное воздействие людей друг на друга в условиях социума (социальность) с целью гармонизации отношений индивидов, участвующих во взаимодействии между собой и с этим социумом (педагогичность) в определенном пространстве (пространственность) и во времени (временной характер).

Сотрудничество – это гуманистическая идея совместной развивающейся деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности. В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов учащихся.

Проанализировав близкие понятия, такие как взаимодействие, сопровождение, сотрудничество, содействие, стимулирование, можно сделать вывод, что поддержка наиболее емкое понятие, синтезирующее в себе другие термины, стремящиеся отразить гуманистическую направленность на усиление процесса развития личностного потенциала субъектом образовательного процесса в предлагаемых образовательным пространством условиях.

В силу своей незрелости, неопытности и неопределенности жизненных планов, студентам необходима профессиональная помощь и защита в преодолении проблем связанных с адаптацией.

В связи с этим актуальным становиться вопрос о роли вуза в социальной адаптации, которая позволит студентам успешно закончить вуз.

Научные исследования по проблемам адаптации, а также практический опыт позволяют сделать вывод, что на первый план выходят проблемы нематериальные, а психологические.

Таким образом, период обучения в университете должен обеспечивать развитие у студентов способности к индивидуальному выбору из спектра предоставляемых социумом возможностей. Известно, что за такой способностью стоит развитое субъективное осмысления мира и своих потребностей, построения взаимоотношений и жизненной активности.

Содержание психолого-педагогической поддержки включает:

– информацию о содержании, структуре, механизмах и критериях развития студента в учебной деятельности; способы организации взаимодействия личности с индивидуальным опытом принятия ответственных решений, выступающие в качестве когнитивной основы развития;

– ценностные основания процесса развития студентов.

– способы обеспечения субъектных проявлений студентов в учебной деятельности, составляющие действенную основу развития студентов.

Таким образом, способы психолого-педагогической поддержки студентов университета состоят в передаче путей, посредством которых мы можем помочь студенту стать тем, кем он способен стать. Студенты без исключения должны быть вовлечены в учебной деятельности, в какое-то дело которое является чем-то очень ценным для них, своего рода призванием.

Просмотров работы: 928