Корпоративное управление – система отчетности перед акционерами лиц, которым доверено текущее руководство компанией.
Корпоративное управление – способ управления компанией, который обеспечивает справедливое и равноправное распределение результатов деятельности между всеми акционерами, а также иными заинтересованными лицами.
Корпоративное управление – комплекс мер и правил, которые помогают акционерам контролировать руководство компании и влиять на менеджмент с целью максимизации прибыли и стоимости предприятия.
Суть корпоративного управления заключается в том, чтобы дать акционерам возможность эффектного контроля и мониторинга деятельности менеджмента и тем самым способствовать увеличению капитализации компании. Этот контроль подразумевает как внутренние процедуры управления, так и внешние правовые и регулирующие механизмы. Акционеры хотят четко знать, какую именно ответственность перед ними несут высшие должностные лица компании за достигнутые результаты. Инвесторы хотят понимать, будет ли у них реальная возможность влиять на принятие важных решений.
Проблема корпоративного управления возникла с появлением крупных корпораций на рубеже XIX-XX вв., когда стал происходить процесс разделения права собственности и управления этой собственностью.
В начале 30-х годов собственники стали расширять сферы своей деятельности, и им пришлось передавать исполнительные функции другим лицам. Наемным исполнителям высшего звена доверили право принятия решений не только по текущим, но и по стратегическим вопросам. Как только это произошло, стал очевиден конфликт интересов управленцев и акционеров. Акционерам был нужен рост капитализации, а топ-менеджерам – солидный статус, высокая зарплата и бонусы. История корпоративного управления – история противостояния интересов этих основных сторон.
Играя на разногласиях между интересами акционеров, топ-менеджеры сконцентрировали контроль над корпорацией в своих руках. Первый этап истории корпоративного управления – сосредоточение в одних руках права собственности и управления ей – на этом закончился. Начался второй этап – корпоративная система с сильным менеджментом и слабым собственником. Управленцы свели роль акционеров к минимуму, став фактически полновластными хозяевами предприятий.
В начале 1990-х годов особенно остро встала проблема системного подхода к корпоративному управлению. Инвесторы спровоцировали разработку компаниями собственных кодексов корпоративного управления. Они хотели в этих кодексах видеть разграничение сфер деятельности и ответственности, а также распределение исполнительных и контрольных функций. Им нужно было закрепить правила и процедуры, которые бы обеспечивали акционерам доступ к информации о деятельности компании. Иными словами, инвесторам требовалась полная и четкая информация о функционировании механизмов корпоративного управления в компании.
Деятельность любой компании зависит не только от правильно выбранной стратегии, компетентного руководства, наличия ценных ресурсов и рынков сбыта. Успешное развитие любого бизнеса невозможно без доступа к инвестиционному капиталу. И здесь очень важно понимать, что инвесторы не станут вкладывать значительные средства в компанию, не имеющую эффективной системы управления и контроля за ее деятельностью.
Инвесторы стали особенно настойчивы в своем стремлении получать полную информацию о состоянии дел в компаниях. Инвесторы, и прежде всего зарубежные, ставят вопрос сколько-нибудь серьезного увеличения инвестиций в российские компании в зависимость от существенного улучшения корпоративного управления. За акции компаний, создавших у себя систему корпоративного управления, понятную инвесторам, они готовы платить существенную премию.
Но при этом инвесторы требуют участия в реальном контроле над процессом управления, чтобы обеспечить эффективное использование активов для реализации своих интересов. Они хотят видеть в компаниях, в которые они уже вложили или готовы вложить свои средства, систему корпоративного управления, которая обеспечивает достаточный уровень информационной прозрачности, ясности в процессе принятия корпоративных решений и тем самым дает им дополнительные гарантии. Инвесторам нужно, чтобы основные процедуры корпоративного управления отвечали всем этим требованиям и были соответствующим образом закреплены во внутренних документах компании.
Корпоративное управление – один из определяющих факторов в принятии инвестиционных решений: "Свыше 80% инвесторов заявляют о своей готовности платить больше за акции компаний с хорошим качеством корпоративного управления по сравнению с компаниями, где управление находится на низком уровне" (McKinsey & Co., Investor Opinion Study, June 2000).
Только за счет улучшения корпоративного управления российские компании могут рассчитывать на получение премии к нынешней цене своих акций в размере от 20 до 50%.
Для российских компаний проблематика корпоративного управления достаточно нова. Подавляющее их большинство с момента начала рыночных реформ предпочитали развиваться исключительно за счет собственных средств. Но на быстро растущих рынках, в условиях динамичной смены технологий и острой конкуренции, собственных средств оказывается явно недостаточно. Неминуемо встает вопрос привлечения внешних средств, причем на регулярной основе и в значительных объемах. А это уже требует подтверждения того, что работа компании организована в соответствии с современными управленческими принципами.
Грамотная система корпоративного управления позволяет не только наилучшим способом использовать возможности имеющихся акционеров и предоставленные ими ресурсы, но и привлекать новых инвесторов. При равных производственных, финансовых и иных базовых показателях компании с хорошей репутацией в области корпоративного управления стоят намного дороже. И этому, в частности, способствуют инвестиционные и консалтинговые компании, выступающие консультантами и агентами портфельных инвесторов.
Корпоративное управление – ключевой вопрос при создании эффективной рыночной экономики, основанной на верховенстве права. Злоупотребление корпоративной властью со стороны менеджеров, собственников и держателей контрольных пакетов акций вредит как отечественным, так и зарубежным инвесторам. Низкое качество корпоративного управления на многих предприятиях страны оказывает крайне негативное влияние на инвестиционный климат, сдерживает приток инвестиций, необходимых для последовательного экономического роста.
Наиболее распространенные нарушения прав акционеров в России:
нерегулярное и/или неполное информирование акционеров о результатах деятельности компаний
прямой или косвенный контроль компаний и их менеджеров над регистраторами, которые осуществляют регистрацию имущественных прав акционеров
отказ регистрации передачи прав на акции во время их продажи одним акционером другому (или незаконная перерегистрация акций из простых в привилегированные с целью лишить их владельца права голоса)
игнорирование положений закона о том, что эмиссии акций должны быть одобрены общим собранием акционеров
несоблюдение требования закона «Об акционерных обществах» о том, что распоряжение активами компаний, составляющими от 25 до 50% общей стоимости ее активов, требует единогласного решения совета директоров
отказ менеджмента привести устав компании в соответствие с законом «Об акционерных обществах» (старые уставы очень часто содержат положения, дискриминирующие «внешних», то есть не связанных с менеджментом, акционеров)
несвоевременное предоставление или непредоставление компаниями акционерам информации о времени, месте проведения общего собрания и его повестке дня
отказ в регистрации акционеров для участия в общем собрании или непредоставление им возможности принять участие в голосование под формальными предлогами
отказ в предоставлении возможности акционерам направлять для участия в собраниях своих представителей (доверенных лиц) и голосовать заочно
дополнительные эмиссии акций, размещаемых среди аффилированных с менеджментом или крупными акционерами лиц
предложение выкупа акций у акционеров (в случае приобретения пакеты свыше 30% акций одним из акционеров) по заниженной цене
выпуск корпоративных облигаций, конвертируемых в акции, которые размещаются среди аффилированных лиц, с целью последующего размывания пакетов миноритарных акционеров
перекачивание активов и финансовых средств дочерних компаний в материнскую без какой-либо существенной компенсации.Но в России система взаимоотношений менеджмента и акционеров, определяемая уровнем корпоративного управления, только формируется. Высокий уровень корпоративной культуры достигается не за одно десятилетие. Поэтому и общество, и государство должны приложить определенные усилия для совершенствования корпоративного управления и улучшения взаимоотношений менеджеров и акционеров. Надо признать, что российские компании все в большей степени ориентируются на цивилизованные рыночные механизмы ведения бизнеса. Потенциал развития информационно закрытых компаний, как правило, ограничен. Лимиты кредитования в аффилированных банках небезграничны, и возможности прямых инвестиций в производство через капитализацию прибыли также практически исчерпаны, причем это относится как к мелким и средним компаниям, так и к крупнейшим российским предприятиям. Но одной информационной открытости недостаточно для привлечения внешнего финансирования. Необходима комплексная переоценка приоритетов развития. Если рассматривать дейсвие корпаративного управления в Старом Осколе, можно взять в пример управляющую компанию ОЭМК, которая повышает корпоративную культуру управления холдингом.Единая металлургическая сеть Объединенная металлургическая компания (ОМК) имеет важное значение в российской экономике. В ее составе крупнейший трубный завод России – Выксунский металлургический, а также Альметьевский трубный завод, Чусовской и Щелковский металлургические заводы, ОАО "Губахинский кокс", трейдеры, транспортные и финансовые организации. Главные направления бизнеса ОМК – производство труб и железнодорожных колес. Компания занимает ключевые позиции на этих товарных рынках, обеспечивая более 60% поставок колес, свыше 20% российских поставок труб, в том числе более трети труб большого диаметра для топливно1 энергетического комплекса. ОМК является также крупнейшим производителем автомобильных рессор, феррованадия и др. Среди основных заказчиков и партнеров ОМК – ведущие российские и зарубежные компании, в числе которых "Газпром", "Транснефть", "Лукойл", "Дженерал Электрик" и др. История ОМК – это история возрождения большой группы предприятий черной металлургии, многие из которых, став частью ОМК, получили "второе дыхание". Логическим следствием поступательного развития холдинга стала оптимизация управленческих процессов внутри компании. Изменилась структура управляющей компании, а предприятия, входящие в ОМК, получили больше самостоятельности, что позволило осуществить на одном из предприятий компании, ОАО "Чусовской металлургический завод" (ЧМЗ), проект по внедрению Oracle E1Business Suite. Почему Oracle? Это интегрированный комплекс прикладного программного обеспечения производства компании Oracle, предназначен для автоматизации основных направлений деятельности предприятий, в том числе: финансов,производства, управления персоналом, логистики, маркетинга, сбыта и продаж, обслуживания заказчиков, взаимоотношений с поставщиками и клиентами и других. ОМК, первая среди трубных холдингов, начала внедрять корпоративную информационную систему на основе современной модели управления, принятой в мировой практике. Положительные результаты использования комплекса бизнес приложений Oracle на ЧМЗ подтвердили целесообразность распространения этого опыта "Мы придаем большое значение проекту Oracle E1Business Suite, поскольку он требует не только перестройки хозяйственной деятельности подразделения компании, но и перестройки мышления наших работников. Четкая регламентация бизнеспроцессов, единые правила, по которым начинает функционировать весь механизм управления снабжением, производством и сбытом дают возможность повысить эффективность работы и поднять на новый уровень корпоративную культуру управления". А. Седых, Президент, Объединенной металлургической компании ОМКЭ. Эффективное развитие промышленных предприятий холдинга 70 рабочих мест автоматизировано в управляющей компании ОМК, 110 – на Чусовском и 130 – на Выксунском металлургических заводах Реализация корпоративной информационной системы на основе Oracle E1Business Suite , состоящей из двух территориально распределенных структур ОЭМК и Выксунского металлургического завода. В результате было принято решение о запуске в опытную эксплуатацию корпоративной информационной системы на основе Oracle EBusiness Suite в управляющей компании. Для Объединенной металлургической компании, где список закупаемых для предприятий материалов состоит из 4000 позиций, а список отгружаемой номенклатуры готовой продукции превышает 6000 единиц, внедрение единой корпоративной информационной системы позволило решить ряд важнейших управленческих проблем. Переход на единую информационную систему Внедрение единой информационной системы на основе Oracle E1Business Suite в управляющей компании ОЭМК стало серьезным шагом, сделанным холдингом на пути к обновлению модели корпоративного управления, которая позволит регламентировать прохождение финансовых и материальных потоков на предприятии, а также успешно координировать свое поведение на рынке. Пример ОЭМК наглядно продемонстрировал возможность успешного внедрения системы управления корпорации Oracle снизу вверх в рамках холдинга. Так, в Объединенной металлургической компании Oracle E1Business Suite сначала был освоен на ОАО "Чусовский металлургический завод", а после получения положительного опыта состоялось внедрение этого комплекса в управляющей компании холдинга и в ОАО "Выксунский металлургический завод". Планы на будущее ОМК планирует и в дальнейшем проводить автоматизацию производительных мощностей и модернизацию системы управления, распространяя внедрение единой информационной системы на основе комплекса Oracle E1Business Suite и на другие предприятия, входящие в холдинг.