ОБЕЩАНИЯ И ПРОСЬБЫ, КАК ЧАСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОБЕЩАНИЯ И ПРОСЬБЫ, КАК ЧАСТЬ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ

Бондаренко Д.В. 1, Китаева Ж.А. 1
1Старооскольский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Работа руководителя неизбежно периодически приводит к ситуациям, в которых он вынужден выходить с просьбами или давать обещания вышестоящему начальству, коллегам по управленческой иерархии, руководимым сотрудникам, а также заказчикам, подрядчикам и другим партнерам из внешних организаций.

Обещания бывают личные, которые высказываются наедине и публичные, которые даются на совещаниях, переговорах, встречах и других мероприятиях с участием свидетелей. Соответственно, это относится и к просьбам, в ответ на которые даются обещания.

Типы просьб и обещаний.

Обещания обычно даются руководителем в ответ на прямые обращения и высказанные просьбы сотрудников. Обещать можно и тогда, когда об этом явно не просят, ориентируясь на ожидания людей или на собственные ощущения, что может быть, в зависимости от ситуации, как признаком мудрости руководителя, так и его управленческой слабости.

Можно установить следующие типы обещаний, которые существуют в практике работы руководителя:

  • Обещания как клятва, пример – присяга военнослужащих, клянутся народу не только в армии, но и во многих компаниях, принося клятву верности работодателю и начальству, подписывая при этом соответствующие документы.

  • Обещания как отговорка, чтобы оперативно снять возникшее напряжение в отношениях с конкретным сотрудником или с коллективом в целом, не особенно задумываясь, будет ли выполнено или нет данное обещание.

  • Обещания как обман, сознательный обман одного или нескольких просящих, с целью разрешения конкретной ситуации в пользу обещающего, без намерения практически исполнить обещанное.

  • Обещания как работа руководителя с подчиненными, в которой посредством взаимных обещаний стороны достигли понимания и согласованно разделяют полномочия и ответственность в совместной работе.

  • Обещания как угроза, когда руководитель, например, обещает начать работать каким-то новым образом, тем самым создает угрозу показать «кузькину мать» тем сотрудникам, которые препятствуют изменениям.

Содержание просьб и обещаний.

Обычная последовательность просьб и обещаний включает такие этапы, как а) просящий (лично или группа лиц) обращается с просьбой и формирует запрос на обещания, б) отвечающий на запрос и дающий обещания (лично или группа лиц) на исполнение запроса, в) собственно исполнение обещания и проверка, насколько оно выполнено.

Типовой перечень просьб и соответствующих обещаний, составленный с учетом источника запросов, приводится ниже.

Начальству (взять новую работу, ускорить исполнение работы, сократить персонал, уменьшить стоимость работ, улучшить исполнительскую дисциплину,…)

Коллегам (ускорить выполнение совместных работ, оказать помощь коллегам, принять участие в совместном мероприятии, не выступать против, выступить за,… )

Сотрудникам (увеличить зарплату, отпустить в отпуск, перевести на другой участок, повысить в должности, отреагировать на жалобы, рассмотреть поданные предложения,…)

Партнерам (выполнить все по контракту, подписать договор, ускорить выполнение работ, выполнить сверх обязательств, пригласить в партнеры,…)

2. Манипуляции при обещаниях

О манипуляциях.

Под манипуляциями понимаются действия, которые предпринимает один человек (манипулятор), для побуждения другого к желательным для первого поступкам, совершаемым под мнимым предлогом, без объяснения истинных причин, ради скрытых целей манипулятора.

Манипуляции являются одной из форм психологического воздействия на людей, а источников, видов и форм проявления манипуляций достаточно много, и одной из них являются манипуляции на просьбах и обещаниях. Эти акции обладают большим манипуляционным потенциалом, который можно использовать на пользу делу, так и во вред ему.

  • Манипуляции при обещаниях.

Когда руководитель дает обещания, то обратившийся с просьбой сотрудник фактически становится объектом для манипуляций. Через обещания можно заставить людей испытывать доверие к вам или ввести их в состояние тревоги, сделать их более лояльными в ожидании обещанного, повысить оценку руководителя и т.д.

  • Манипуляции при просьбах.

Те, кому вы даете обещания, могут также манипулировать вами, поскольку получают в свои руки определенный механизм контроля в процессе исполнения обещаний, оценивая, то сделано или не то, заставляя руководителя испытывать чувство обязанности или даже вины перед просителем.

  • 3. Порядок работы с обещаниями.

Когда имеешь дело с обещаниями, надо помнить простые русские управленческие рекомендации, выраженные в пословицах, а) что слово – не воробей, вылетит, не поймаешь, а также б) дал слово – держи его. В соответствии с данными установками ниже приводится простой алгоритм работы руководителя с обещаниями.

1. Не обещайте немедленно.

Сделайте себе привычку не обещать без размышлений и брать время на обдумывание. Желательно переводить запросы на обещания в рамки своей повседневной деятельности, подразумевая, что при дружной совместной работе желаемый результат придет и просьба будет удовлетворена. Проще говоря, первая реакция на запрос по обещаниям должна быть реакция уклонения от обещаний, что возможно, естественно, не всегда. Руководитель должен быть скуп на обещания.

2. Уточните запрос на обещание.

По возможности, не торопитесь немедленно соглашаться, даже если перед вами ваше любимое начальство. Возьмите паузу. Помните, что начальство вас будет оценивать не числом данных обещаний, а качеством исполненных. При этом возможен такой отказ от принятия обещания, который вы можете уверенно мотивировать.

3. Обещайте в рамках ваших возможностей.

Ваши полномочия при исполнении обещаний определяются вашим местом в иерархии управления, должностными возможностями, опытом, связями, текущим состоянием вашего подразделения и компании, корпоративной культурой и т.д. Из этой реальности и следует исходить, давая обещания

4. Исполняйте свои обещания.

Практика показывает, что «обещалкины» являются источниками многих проблем, порождая и усиливая цепочки хаоса в компании из-за невыполнения взятых добровольно, никто за язык не тянул, обещаний.

Не становитесь таким человеком сами, поскольку невыполненные обещания останутся надолго в памяти, ложась пятном на вашу репутацию, а попытки объяснить ситуацию и оправдаться натолкнутся на резонное замечание начальства, что вы добровольно взялись за это дело.

5. Оцените выполнение обещаний.

Проверьте, как было выполнено взятое обещание, какие результаты получены, какую цену вы заплатили за него, что изменилось после его выполнения, а также удовлетворен ли тот, кому вы дали обещание.

Спокойно обдумайте и критически посмотрите на эти вопросы. Такой анализ поможет вам более ответственно подходить к принятию на себя очередных обещаний, зная им цену, а также и самому выходить с просьбами.

Обещания и просьбы являются неизбежной частью управленческой работы и приведенные рекомендации помогут улучшить персональную эффективность руководителя, а также повысить уровень корпоративной культуры компании.

Представленная схема принятия и исполнения обещаний может показаться искусственной, требующей много времени и какой-то бюрократии. Но это — всего лишь «умственная» дисциплина, следуя которой можно защититься от быстрых и эмоциональных решений, чреватых непредвиденными последствиями, а также избежать ошибок, связанных с приемом либо отказом от обещаний.

Просмотров работы: 890