Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) пользуется простой фразой (в большинстве случаев с большим количеством грамматических искажений), часто они не умеют передать в речи ни элементарных желаний, просьб, не могут спросить о том, что их интересует, не могут вразумительно ответить на заданный вопрос. Их фразы, по существу, являются набором слов. Речь, состоящая из таких фраз, – пустая, без всякого содержания, бессмысленная, не соотнесенная с выполняемым ребенком действием. Словарь детей очень беден, в ряде случаев он ограничивается обиходными словами.
Младшим школьникам с ОВЗ плохо удается взаимодействие со взрослыми и другими детьми. Они недостаточно понимают то, что говорят окружающие и соответственно, ведут себя не так, как следовало бы. Они не умеют в достаточной мере слушать то, о чем их спрашивают.
Формирование коммуникативных умений младших школьников с проблемами здоровья – чрезвычайно актуальная проблема, степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.
Существует несколько путей формирования коммуникативных умений, к которым мы относим: умение слушать и слышать собеседника, задавать вопросы, отвечать на вопросы собеседника, вступать в диалог, рассуждать, связно излагать мысль и информацию и т.д.
Одним из путей является игра. Дети актеры от природы. Игра заложена в саму сущность ребенка, через игру он познает мир и учится вступать в общение с другими людьми. Известно, что в процессе игровой деятельности дети ведут себя естественно, независимо, проявляют свои способности (творческие, учебные), они помогают друг другу решать поставленные задачи.
На уроке мы используем такие игры, которые требуют совместной деятельности:
– игра «Собери слово» (детям предлагается собрать слово по картинкам);
– «Третий лишний» (дети вместе определяют лишнюю картинку, где нет звука –н–);
– «Для зимы и лета» (детям следует разложить картинки под символами с изображением зимы и лета);
– «Чудесный мешочек» (по схеме последовательно дети описывают предметы);
– «Угадай, кто я?» (ребята отгадывают, в кого «превратился» их товарищ) и др.
Игровые моменты можно использовать на всех уроках, а также во внеурочной деятельности.
Другим, не менее важным, методом формирования коммуникативных умений детей является театрализованная деятельность. Дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. На уроках, мы предлагаем детям разыграть стихи, песенки, инсценировать сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Лиса и кувшин», «Рак и Лиса», и др.). Здесь мы учим детей распределять роли, вместе мы обсуждаем характеры героев, их повадки и поведение, разучиваем реплики и роли, отрабатываем мимику и жесты. Дети с удовольствием перевоплощаются в тот или иной образ. В процессе инсценировки дети чувствуют себя свободно, они активно общаются друг с другом, задают вопросы, дают верные ответы, а что самое главное, их речь становится более четкой, связной и последовательной.
Следующим эффективным методом формирования коммуникативных умений детей с ОВЗ, я считаю обучение пересказу текстов. Причём, важно, чтобы дети научились пересказывать кратко и близко к тексту. У младших школьников с ОВЗ снижена активность в общении. Более сложным оказываются рассказ по картинке, пересказ услышанного простого текста или словесная передача увиденного. Это удается им сделать лишь при помощи вопросов и подсказок. Например, при обучении рассказыванию по картине я использую следующие методические приемы:
образец рассказа педагога по картине или ее части;
наводящие вопросы;
составление рассказа по фрагментам картины;
коллективное сочинение рассказа детьми.
Таким образом, игра, театрализация, беседа и пересказ превращают учебный процесс в занимательную деятельность, вызывая положительные эмоции у детей и развивая их коммуникативные умения и коммуникативность как качество личности.
Литература
1. Бойков Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности [Текст]: учебно – методическое пособие / Д.И. Бойков. – СПб.: КАРО, 2005. – 228с.
2. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников [Текст] / А.В. Мудрик. – М.: Педагогика, 1984. – 112 с.
3. Самохвалова А.Г. Коммуникативные трудности ребенка: проблемы, диагностика, коррекция [Текст]: учеб. – метод. пособие /А.Г. Самохвалова. – СПб.: Речь,2011. – 432с.