ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРОВЕДЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ 1990-Х ГОДОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРОВЕДЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ 1990-Х ГОДОВ

Климова А.А. 1, Савельева О.Е. 2
1Владимрский государственный университет
2Владимирский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В 90-х годах были приняты законы «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О земельной реформе», Земельный кодекс РСФСР, закрепивший реформенные положения. Помимо нормативных документов были приняты законодательные и подзаконные акты, которые были призваны урегулировать отношения в рамках нового земельного режима.

Очевидно, в этот период прозвучало отношение реформы к включению земельных участков в экономический оборот. Законодательством утверждалось, что земельные участки получают экономическую оценку. Однако включение земельных участков в рыночный оборот откладывалось на десять лет.

В период 1990-1993 г. законодательная деятельность велась в трех основных направлениях: установление и регулирование приватизации земель сх назначения; приватизация земель при приватизации государственных предприятий, приватизация земель, находящихся в пользовании граждан. В последнем случае имелись в виду земельные участки, предоставленные гражданам в личное пользование (личные подсобные хозяйства, земельные участки для индивидуального жилищного, гаражного и дачного строительства, земельные участки для садоводства и огородничества).

Так, одним из особых направлений законодательного регулирования стало регулирование взимания платежей за землю.

Указом Президента Российской Федерации 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и постановлением Правительства Российской Федерации «О ходе и развитии аграрной реформы в Российской Федерации» было положено начало реорганизации сх производства и связанные с этим изменения правового режима земель.

Очередные изменения, повлиявшие на продвижение земельной реформы, произошли ввиду конституционной реформы 1993 г. Конституцией Российской Федерации (ст. 9). С принятием Конституции Российской Федерации был окончательно отменен десятилетний мораторий на продажу земельных участков. Конституцией и Законом РСФСР 1990 г. «О собственности» было закреплено, что земля может находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности. Этим же Законом было установлено, что объектами права собственности могут быть в том числе предприятия, имущественные комплексы, земельные участки, горные отводы, здания, сооружения, оборудование, сырье и материалы, деньги и иное имущество.

Был закреплен и принцип установления недопустимости государством в какой бы то ни было форме ограничений или преимуществ в осуществлении права собственности в зависимости от нахождения имущества в частной, государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений. Принципиальное значение для утверждения права собственности на землю связано с принятием нового Гражданского Кодекса Российской Федерации. Введение этим документом основных понятий и категорий, распространяющихся и на отношения собственности на землю, устранили много пробелов в этой области. В то же время обострилась другая проблема, связанная с соотношением земельного и гражданского права. В условиях рыночной экономики возникла необходимость осуществления земельной реформы и совершенствования законодательства в области земельных отношений.

Новый Земельный кодекс Российской Федерации призван обеспечить стабильность отношений земельной собственности и реализацию конституционных прав граждан на землю.

Так, земля в Российской Федерации стала объектом гражданского оборота, и сделки с земельными участками приобрели все большую значимость. Соответственно, Земельный кодекс Российской Федерации косвенным образом на уровне закона закрепил приоритет земельного законодательства перед гражданским при регулировании земельных отношений и совершении сделок с землей. В п.3. ст. 3 Земельного Кодекса установлено, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, иными федеральными законами.

Следовательно, возможность совершения сделок с земельными участками появилась в связи с разгосударствлением собственности на землю, введением аренды земли и признанием права частной собственности на землю.

Список использованных источников

-Варламов, С. Гальченко. Земельная реформа 1990-х годов// http://raf.org.ru/magazine_old/sta32002_5.htm

- Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. Г.В. Чубукова, М.Ю. Тихомирова. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Изд.М.Ю. Тихомирова, 2007.-640 с.

- Гражданское право: Учебник в 3 т. Том 2. 4-е издание.//Отв. ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. - М., ТК Велби, Проспект, 2003, с. 111

Просмотров работы: 1141