Несмотря на повышенное внимание ученых к проблеме взаимодействия и взаимовлияния субъектов и образовательной среды, единого понимания сущности и содержания данного понятия не сложилось. Отсутствует единый подход и в выделении ее структурного состава. В таких условиях недостаточности и неоднозначности терминологии важно сформировать из имеющихся в психологической, педагогической науке методологических оснований совокупность положений для исследования структурно-динамических, функциональных характеристик образовательной среды военного вуза; выявления ее интерактивной сущности.
Образовательная среда - система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможности для ее развития, содержащиеся в социальном и пространственно-предметном окружении [1].
Как отмечает М.А. Гусаковский с соавторами, образовательная среда – это та область, в которой происходят трансформации опыта и идентичности участников образования. Она является главным инструментом и совокупным эффектом этих трансформаций, что позволяет ей преодолевать ограниченность индивидуальных или групповых способов трансформационного самоописания в пользу осмысления подобных изменений как условия развития культуры личности [3].
Ю.Н. Кулюткин и С.В. Тарасов характеризуют образовательную среду как совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности [2].
Военный вуз представляет собой совершенно особый вид учебного заведения, что связано с такими обстоятельствами, как:
– особый понятийно-терминологический аппарат военно-профессионального общения;
– воинская атрибутика и экипировка военнослужащих;
– уставная дисциплина и армейский уклад жизни всех военнослужащих в вузе;
– боеготовность личного состава, режим секретности, закрытость места дислокации;
– караульная служба курсантов и военнослужащих с оружием в руках;
– приоритет национальных интересов и национальной безопасности при определении содержания учебных планов и программ;
– противоречие между реализацией психолого-педагогических принципов и закономерностей в образовательном процессе, ориентированных на гуманистические ценности и необходимостью подготовки не просто военного специалиста, а человека, готового выполнять боевые задачи;
– распространение образовательной среды вуза на воинские части в период проведения тактико-специальных учений, полевых выходов, войсковых стажировок и практик;
– наличие жёсткого контроля деятельности со стороны командования;
– приоритет дидактических и воспитательных целей в образовательном процессе над развивающими;
– доминирование мужского контингента среди преподавателей, военнослужащих и обучаемых;
– расслоение педагогического коллектива на военнослужащих и гражданских с соответствующими микроклиматами.
Исходя из выше изложенного, используя векторную методику диагностики «модальности» образовательной среды В.А. Ясвина [1], среду Омского автобронетанкового инженерного института (ОАБИИ) можно отнести к догматической.
Догматическая среда характеризуется следующим образом: «Традиция, авторитет, обряд, веление как абсолютный закон, необходимость как жизненный императив. Дисциплина, порядок и добросовестность. Серьезность, душевное равновесие и ясность, вытекающая из твердости, ощущения прочности и устойчивости, уверенности в себе, в своей правоте. Самоограничение, самопреодолевание, труд как закон, высокая нравственность как навык» [1].
Личность, воспитывающаяся в догматической среде, может характеризоваться определенной степенью пассивности, когда спокойствие трансформируется в отрешенность и апатию. Если же в такой среде оказывается уже сложившаяся сильная личность, то она может ожесточиться в своем стремлении устоять против чужой злой воли, в частности, направляя свою энергию на какую-либо трудовую деятельность.
Омский автобронетанковый инженерный институт - одно из крупнейших военных учебных заведений страны, курсанты которого в совершенстве овладевают современной боевой техникой, продолжают славные традиции Российской Армии.
Институт является единственным в стране военным учебным заведением, в стенах которого готовят военных специалистов-инженеров по эксплуатации военной автомобильной и бронетанковой техники с высшим и средним военно-специальным образованием. Подготовку офицеров и младших специалистов в институте ведёт обладающий богатейшим жизненным опытом и методическим мастерством профессорско-преподавательский состав, в рядах которого люди, в свое время прошедшие службу в действующих войсках в различных должностях, участники боевых действий. В большинстве доктора и кандидаты наук, профессоры и доценты.
Ежегодно сотни молодых людей поступают учиться в ОАБИИ и ежегодно сотни молодых, грамотных и подготовленных выпускников-инженеров выпускаются из него, пополняя ряды наших Вооруженных Сил образованными, компетентными, профессионально подготовленными защитниками нашей страны.
Ввиду высокого качества подготовки, уникальной специальности и использования освоенной ими техники в различных видах вооружения и военной техники, выпускники востребованы во всем спектре родов войск наших Вооруженных Сил - бронетанковых, автомобильных, пограничных войсках, войсках специального назначения, морской пехоте, ВДВ, ПВО и т.д. Специалисты направления подготовки воздушно-десантных войск проходят обучение по отдельным программам и тематике бронетанковой и военной автомобильной техники.
В институте проходят обучение военные специалисты из десятков стран ближнего и дальнего зарубежья из разных уголков мира, так как ОАБИИ так же является единственным учебным заведением в мире, готовящим высококлассных специалистов по эксплуатации вооружения и военной техники выпускаемых нашей страной и состоящих на вооружении зарубежных армий.
В роли экспертов данного исследования выступали: ППС (гражданские преподаватели и офицеры), курсанты основных факультетов (РФ), специального факультета и авторы данной публикации.
Таким образом, оценив все параметры ОАБИИ, можно пронаблюдать следующую картину (рис.1).
Рис.1 Параметры образовательной среды
Из диаграммы видно, что такие параметры образовательной среды, как устойчивость, мобильность и доминантность имеют высокие показатели; а такой параметр как эмоциональность имеет низкий показатель развития; остальные показатели (широта, интенсивность, осознаваемость, обобщенность, активность) имеют среднее значение; значение когерентности чуть выше среднего.
Согласно экспертной оценке, в данном учебном заведении можно наблюдать средний показатель широты образовательной среды (он составляет 4,2 балла).
В вузе множество секций, клубов по интересам, в которых каждый курсант может заниматься совершенно бесплатно, большое внимание уделяется различным видам спорта (лыжи, многоборье, легкая и тяжелая атлетика). В учебном заведении имеются специализированные оборудованные классы, богатая материальная база (образцы деталей БТВТ, машины в разрезе, программное обеспечение, современные учебные тренажеры).
В настоящее время данный показатель активно повышается, выделяются средства на оборудование новых классов, происходит переоборудование старых.
Интенсивность имеет средний показатель (4,7 балла). Это характеризуется тем, что большинство педагогов на занятиях стремятся использовать интерактивные формы и методы образования. После занятий учащиеся обычно остаются в вузе для консультаций с преподавателями и самостоятельной подготовки.
Данный показатель требует стабилизации и дальнейшего развития (до высокого уровня), это можно сделать за счет усиления учебных программ, по которым обучаются курсанты, за счет использования всеми педагогами интерактивных форм и методов обучения, при этом необходимо повышение квалификации преподавателей именно в этом направлении.
Говоря о степени осознаваемости образовательной среды в данном учебном заведении, можно свидетельствовать о том, что не все субъекты образовательного процесса сознательно в нее включены, данный показатель имеет среднее значение (4,3 балла). В институте ведется летопись (оформляются фото и видео материалы), торжественно отмечаются юбилейные даты учебного заведения.
ОАБИИ имеет средний показатель обобщенности образовательной среды (4,86 баллов). Плюс в том, что в результате целенаправленной работы с коллективом весь профессорско-преподавательский состав осознанно реализует единую образовательную стратегию. Концепция учебного заведения, основные стратегические ориентиры его развития хорошо понимаются и поддерживаются коллективом педагогов. Данный показатель требует стабилизации и дальнейшего развития.
Эмоциональность образовательной среды имеет низкий показатель (2,2 балла). Можно сказать о том, что среда данного учебного заведения эмоционально не насыщенна, это можно наблюдать на совещаниях, методических сборах, они проходят в строгой обстановке, ППС далеко не всегда чувствует себя психологически комфортно, не всегда может проявлять свои эмоции. Взаимоотношения педагогов с учащимися носят преимущественно ролевой, формализованный характер.
Данный показатель требует развития до высокого уровня. Для повышения данного параметра педагогам и учащимся можно предложить более свободно выражать свои эмоции, но здесь накладывает свой отпечаток специфика образовательного процесса в военном вузе.
Доминантность образовательной среды ОАБИИ имеет высокое значение (8,3 балла). Характеризуется тем, что, данное учебное заведение рассматривается большинством педагогов (многие из которых являются выпускниками данного вуза) как важнейшая сфера своей профессиональной реализации. Весь образ жизни большинства учащихся (в силу специфики военного вуза) так или иначе, обусловлен вовлеченностью в жизнь учебного заведения, которая составляет одну из их главных жизненных ценностей. Родители гордятся, что их дети учатся именно в этом учебном заведении; обучается большое количество курсантов из разных регионов Российской Федерации.
В вузе можно пронаблюдать уровень когерентности образовательной среды чуть выше среднего (6,4). Это свидетельствует о том, что выпускники данного учебного заведения поступают в различные образовательные учреждения более высокого образовательного уровня (адъюнктура, аспирантура). В организации учебного процесса используется местный научный, производственный, культурный, спортивный и другой социальный потенциал. ОАБИИ поддерживает контакты с органами местного самоуправления. Профессиональная подготовка учащихся данного учебного заведения проходит в соответствии с социально-экономическими запросами своего региона. Учащиеся получают не только уровень научных знаний согласно госстандарту, но и практическую подготовку, соответствующую современным требованиям (компьютерную, коммуникативную, валеологическую, экологическую, экономическую и т.д.). Специальная психолого-педагогическая работа в учебном заведении направлена на развитие у учащихся личностных качеств, необходимых для успеха в современном обществе (патриотизма, целеустремленности, решительности, ответственности, работоспособности и т.п.). Учащиеся получают уровень образования (в том числе владение иностранными языками) и личностного развития, обеспечивающий возможность учиться или работать, в том числе и за рубежом.Социальная активность образовательной среды ОАБИИ составляет (5,2 балла). Это характеризуется тем, что отдельные выпускники учебного заведения стали известными в регионе людьми (занимают руководящие должности в различных подразделениях Министерства Обороны), а некоторые выпускники учебного заведения достигли высокого положения в своей сфере деятельности в масштабе всей страны (герои РФ и др.правительственные награды), стали известными, популярными людьми
Отдельные выпускники учебного заведения достигли известности за рубежом (курсанты ближнего и дальнего зарубежья), а их деятельность укрепляет международные отношения.
Мобильность образовательной среды высокая и составляет 8,1 балла. В ОАБИИ можно наблюдать, что практически все педагоги используют современные активные (интерактивные) методы работы, новые учебные курсы обеспечиваются за счет годовой нагрузки педагогов, кафедрами, в целях обмена опытом, проводятся различные обучающие семинары. В учебном заведении организовано целенаправленное обучение педагогов современным образовательным технологиям, налажена методическая поддержка педагогов, использующих активные методы образования; есть возможность следить за новинками рынка образовательных средств и приобретать новые учебники, программы, пособия, средства, наглядные пособия, на это Министерством Обороны выделяются материальные средства по соответствующему запросу. Таким образом, вуз может обеспечить адекватность образования.
Устойчивость образовательной среды имеет высокий показатель, это говорит о том, что в ОАБИИ нет текучести кадров, состав педагогов стабилен, начальник института долгое время находится в своей должности. ОАБИИ существует уже более 75 лет, все годы сохраняет свой профиль и образовательные традиции. За данным показателем рекомендуется постоянно следить, чтобы он оставался на одном и том же уровне.
Образовательная среда имеет потенциал для актуализации личностных и профессиональных ресурсов преподавателя и при определенных условиях может являться акмеологическим пространством развития психологической культуры, что требует проведения специальных исследований.
Библиографический список
1. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.
2. Кулюткин, Ю.Н. Образовательная среда и развитие личности / Ю.Н. Кулюткин, С.В. Тарасов // Новые знания, 2001. – № 1. – С. 6–7.
3. Гусаковский, М.А. Университет как центр культуропорождающего образования: монография / М.А. Гусаковский, Л.А. Ященко, С.В. Костюкевич [и др]; под ред. М.А. Гусаковского. – Минск: БГУ, 2004. – 279 с.
8