УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Тырина О.Ю. 1
1ФГБОУ ВПО "МГТУ им. Г.И. Носова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация: В статье рассматриваются подходы к проблеме развития детей с задержкой психического развития, принципы модернизации школьного образования, дидактические принципы обучения, а также основные принципы специальной педагогики. Раскрываются инновационные подходы, реализуемые в процессе работы над социализацией младших школьников ЗПР.

Ключевые слова: социализация, реабилитация, младшие школьники ЗПР, качество коррекционной деятельности.

Keywords: socialization, rehabilitation, younger school students of ZPR, quality of correctional activity.

В последние два десятилетия все большее внимание теоретиков и практиков коррекционной педагогики и психологии уделяется проблеме социализации детей с отклонениями в развитии.

Для обучения данной категории детей необходимо целенаправленное использование психолого-педагогического воздействия на формирование социальных ценностей.

У младшего школьника с ЗПР повышена сопротивляемость к психолого-педагогическим воздействиям. Но это не значит, что достижение уровня успешной социализации невозможно. Это значит, что требуется особый подход при работе с детьми данной категории. Для этого необходимо удовлетворить интересы и образовательные потребности конкретного ребенка, учитывать его индивидуальные особенности, обеспечить полноценное образование и сохранить его нервно-психическое здоровье. Педагогическая социализация рассматриваемой категории детей осуществляется на всем образовательном пространстве общеобразовательной школы в процессе учебной и воспитательной работы и представляет собой целостную педагогическую систему, включающую и коррекционные, и индивидуально-поддерживающие аспекты. Первые связаны с созданием условий для оптимальной социализации, для осознания и восприятия школьниками себя как субъектов социализации. Эти условия носят предупредительный характер и, как правило, связаны с четырьмя ведущими факторами: а) социальным статусом человека; б) его ролью как субъекта взаимодействия в деятельности; в) характером выполняемой деятельности; г) ценностными критериями. Это вызвано тем, что отклонения в поведении как следствие десоциализации являются статусными, ролевыми, деятельностными и ценностными. При этом статусные и ролевые отклонения могут проявляться в деятельностных и коммуникативных взаимоотношениях.[6].

Вторые связаны с поддержкой мотивации и волевых усилий ребенка в ориентации на социальные ценности взаимодействия, статуса и активности через систему ценностно-сопряженных и индивидуально направленных средств, форм и методов.

Оказание индивидуально-ориентированной помощи детям с ЗПР, осуществление психолого-педагогического сопровождения и проведение социально-личностной реабилитации к сегодняшней жизни позволяет:

– решить задачи своевременной и активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе;

– обеспечить коррекцию индивидуальных недостатков в развитии;

способствовать их личностному развитию;

– обеспечить выполнение детьми требований Федерального образовательного стандарта;

– что создаст условия для преодоления проблем в развитии учащихся с ЗПР 2].

В основе опыта лежат, во-первых, основные принципы модернизации школьного образования: гуманизация, дифференциация, личностно-ориентированный подход, как условие успешности индивидуализированной педагогической помощи школьникам с ЗПР.

Во-вторых, дидактические принципы обучения, как основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебно-воспитательного процесса: принцип доступности обучения, наглядности, связи обучения с жизнью, индивидуального и дифференцированного подхода к обучению и воспитанию.

В-третьих, основные принципы специальной педагогики: принцип коррекционной направленности обучения и воспитания; принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения; принцип комплексного подхода к диагностике и реализации возможностей детей с ЗПР в обучении и воспитании; принцип достижения уровня общеобразовательной и трудовой подготовки, необходимо для последующей социальной адаптации и интеграции в общество [1].

Помимо дидактики, как теории обучения, используются последние научные достижения в области специальной психологии, а именно данные об индивидуальных особенностях детей с ЗПР младшего школьного возраста, закономерности их учебной деятельности и формирования личностных качеств (Концепция коррекционно-развивающего обучения, утвержденная Министерством образования РФ, рекомендации Института коррекционной педагогики РАО, НИИ дефектологии РАО, исследования современных ученых С.Г. Шевченко, В.И. Лубовского, Р.Д. Тригер, М.Н. Фишман, Г.М. Капустиной, Н.А. Ципиной, А.К. Марковой и др.).

Новизна данного опыта заключается в самом подходе к проблеме развития детей с ЗПР, в определении и реализации системных мероприятий, позволяющих подготовить ребенка с ЗПР к самостоятельной жизни. Инновационные подходы выражаются в следующих положениях.

  1. Выдвижение восстановительных, психологических, педагогических задач, обычно не включаемых в содержание и формы обучения и воспитания здоровых детей (игровые моменты, в процессе выработки того или иного практического навыка, акцент на коммуникацию, развитие познавательных умений, повышение социальной компетентности).

  2. Поиск и построение “обходных” путей, использование специфических средств обучения и развития, дифференцированное, пошаговое, развивающее обучение, учитывающее несформированность у ребенка с ЗПР рядя базовых механизмов.

  3. Организация реабилитационной среды отличной от воспитательной и образовательной среды здорового ребенка.

  4. Максимальное расширение реабилитационного пространства, означающее необходимость целенаправленной коррекционной работы с детьми с ЗПР за пределами учреждения.

  5. Включение родителей в процесс реабилитации с самых первых шагов.

В основу опыта положены такие психолого-педагогические принципы, как:

– единство коррекции и развития;

– единство возрастного и индивидуального;

– единство диагностики и коррекции развития;

– деятельностный принцип осуществления коррекции;

подход в коррекционной работе к каждому ребенку, как к одаренному.

Таким образом, построение коррекционно-педагогического процесса основывается на комплексном подходе, включающем лечебные и лечебно-профилактические мероприятия, укрепление здоровья ребенка, общую коррекционную направленность УВП [1].

Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется на всех уроках. Коррекция индивидуальных недостатков развития проводится на коррекционно-ориентированных учебных предметах и занятиях: ЛФК, логопедические занятия; ритмика.

Также на индивидуально-групповых занятиях (общеразвивающие занятия – коррекция недостатков памяти, внимания и т.д., подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения) [5].

Литература
  1. Выготский Л.С. Детская психология//Собр. соч. в 6 т. — М.: Педагогика, 1984.– Т.4.-573 с.

  2. Выготский Л.С. Детская психология//Собр. соч. в 6 т.— М.: Педагогика, 1984. – Т.5. – 568 с.

  3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии /Сост. Т.М. Лифанова. — М.: Просвещение, 1995. – 524 с.

  4. Рамодина, Я.В. Педагогическая социализация младшего школьника с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы. к. п. н. Краснодар, 2004.

  5. Смирнова М. А. Деятельность общеобразовательных учреждений по созданию педагогических условий социализации учащихся. Автореф. дис. к. п. н. Самара, 1999. – 23 с.

  6. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskaya-sotsializatsiya-mladshego-shkolnika-s-zaderzhkoi-psikhicheskogo-razvitiya-v#ixzz3R2ZGM5pj

Просмотров работы: 577