В настоящее время большое внимание государства уделяется обновлению системы дополнительного образования детей на основе сохранения и совершенствования традиций российского художественного образования. Одной из главных целей учреждений дополнительного образования (школ искусств, хореографических школ, центров и студий детского художественного творчества) является воспитание подрастающего поколения на основе нравственных ценностей мировой и отечественной культуры, приобщение обучающихся к лучшим образцам национально-культурного наследия страны в процессе освоения разных видов народного художественного творчества. Это отражено в ряде документов: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.), Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации до 2025 г., Федеральной целевой программе «Культура России» на 2012-2018 гг., Концепции развития образования в сфере культуры и искусства на 2008-2015 гг.
Организация хореографического творчества является сегодня одним из основных направлений деятельности данных учреждений. Однако, несмотря на многогранность содержания хореографического образования, реальная практика обучения и воспитания в детских школах искусств свидетельствует, что этнохудожественное развитие личности требует к себе особого внимания.
Особенно нуждаются в педагогической поддержке младшие школьники. В психолого-педагогической науке доказано, что в данном возрасте происходит активное формирование системы ценностей, которая определяет содержание деятельности и общения личности, складываются основы нравственности, вырабатываются социальные установки в отношениях с другими людьми, товарищами по коллективу и старшими наставниками. Также для младших подростков характерно развитие творческих способностей, предполагающих проявление интеллектуальной и творческой инициативы в создании нового посредством коллективной и индивидуальной деятельности. Данные личностные изменения выступают фактором взаимодействия подростка с культурой и традициями своего народа как основы межкультурных взаимодействий в обществе.
Хореография является синтетическим видом искусства, прошедшим в процессе своего культурно-исторического развития ряд этапов - от народной к профессиональной и самодеятельной (любительской). При этом русский фольклор (танцевальный, устно-поэтический, музыкально-песенный, декоративно-прикладной) был и остается неиссякаемым источником сюжетов, образов и героев, воссозданных средствами сценического хореографического искусства. Именно такие духовно-культурные основы хореографии определяют ее особый педагогический потенциал, который способен выступить действенным средством в процессе организации этнохудожественного воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования.
Проблемы воспитания личности на национально-культурной основе нашли свое отражение в трудах отечественных философов XIX-XX вв. (В.В. Розанов, И.А. Ильин, М.С. Каган и др.). Процесс приобщения детей к художественному творчеству нашел свое психологическое обоснование в трудах П.П. Блонского, JI.C. Выготского, Я.А. Пономарева и др. Современные педагогические проблемы этнонаправленного образования и воспитания анализировали М.И. Долженкова, A.B. Нестеренко, В.И. Солодухин, Т.Я. Шпикалова, Г.В. Якушкина и др.
Таким образом, проблема этнохудожественного воспитания личности получила значительное теоретическое осмысление и рассматривалась с разных позиций. Однако, на сегодняшний день научно-теоретические основы организации в учреждениях дополнительного образования процесса этнохудожественного воспитания младших школьников средствами хореографии, воссоздающей русский фольклор, остаются недостаточно разработанными.
Рассмотрев потенциал учреждений дополнительного образования в развитии личности подростка, мы выяснили, что обширность педагогического потенциала дополнительного образования обеспечивает интеграцию педагогического опыта народа и современных достижений теоретической педагогики в развитии этнокультурной идентификации личности подростка.
Национальное воспитание рассматривается как целостный процесс, создающий предпосылки для всестороннего и многогранного учебно-воспитательного воздействия на личность, обеспечивающий формирование, развитие и воспитание у подрастающего поколения качеств, которые дают возможность жить и трудиться в новых социально-экономических условиях.
Основываясь на том, что этнокультурное образование направлено на сохранение и возрождение национальной культуры и традиций своего народа через воспитательно-образовательный процесс, в качестве примера можно взять традиционную русскую культуру. Концепция бытия русского народа, формируясь на протяжении веков в экстремальных условиях, выработала идею человеческой солидарности, уникальную материальную и духовную культуру. В ходе многовековой воспитательной практики у русского народа сложилась и своя система воспитания. Народная педагогика стремилась научить детей чувствовать красоту окружающих человека предметов, видеть и различать прекрасное и безобразное, возвышенное и низкое, трагическое и комическое в поведении людей и героев произведений устного художественного творчества и испытывать при этом чувства наслаждения, удовольствия или неудовольствия. Русский народ создавал и сохранял богатое словесное, музыкальное, хореографическое и декоративно-прикладное искусство. Его жанры были основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп (младенцы, дети, подростки) и способствовали привитию навыков поведения в детском коллективе, а также приобщению каждого нового поколения к национальной традиции.
Рассмотрим воспитательно-образовательные возможности традиционной русской культуры.
Таблица 1 - Педагогические возможности традиционной русской культуры в формировании личностных качеств обучающихся
Средства традиционной русской культуры |
Содержание |
Формируемые качества |
Детский фольклор (пестушки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы и поговорки) |
Жанры основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп (младенцы, дети, подростки) |
Прививали любовь к родному языку |
Былины |
Эпические песни о славном героическом прошлом русского народа |
Образы богатырей воспринимались как модель гражданского поведения воспитывали чувство патриотизма и любви к Родине |
Сказки |
В сказках предельно ясно выражались нравственные принципы, нормы и эстетические идеалы. Они обобщали народный житейский опыт, пропагандировали добро, справедливость, правду |
Помогали верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом |
Народные песни |
Это комплекс вокально-технических и исполнительских приемов, сложившихся на основе местных певческих традиций под воздействием бытового пения |
Прививали любовь к родным мелодиям, способствовали росту музыкальной культуры детей |
Народная хореография |
В русских танцах передавалось эмоциональное впечатление от окружающего мира, о взаимоотношениях людей |
Являлась средством воспитания, физического развития, способом передачи от поколения к поколению художественного опыта |
Загадки |
Народные загадки - опоэтизированная игра в вопросы и ответы |
Развивали догадливость, сообразительность, умственные способности |
Народные игры |
Игры являлись своеобразным импровизированным детским театром, включали в себя бег, прыжки, метание предметов |
Развивали сообразительность, наблюдательность, ловкость, выносливость, пластичность |
Обряды, церемонии и ритуалы |
Присутствие детей и молодежи на свадебных обрядах, церемониях приема и проводов гостей, ритуала погребения, коллективных трапез и др. всегда было обычным явлением |
Формировали традиции поведения за столом и в общественных местах |
Русский народный костюм |
Самобытный элемент материальной культуры народа, донесший характернейшие традиционные элементы покроя, орнаментации, использования материалов и украшений, свойственных русской одежде в прошлом в различных регионах России |
Развивал эстетический вкус, стремление к созданию красоты вокруг себя с самого раннего возраста |
Народные промыслы и ремесла |
Традиционными видами художественных промыслов в России были роспись, вышивка, кружевоплетение, узорное ткачество, художественная обработка древесины, металлов, глины, камня и др. |
Воспитывали возвышенное отношение к трудовой деятельности человека |
Русская архитектура |
Наиболее полно отражает сложную судьбу нации, ее бытие в историческом времени, в том числе и русский национальный характер |
Формировала художественный вкус, чувство симметрии, красоты линии, эстетические качества личности |
Народные музыкальные инструменты |
Изготавливались мастерами из простых природных материалов: дерева, глины, рогов животных, тростника, камыша |
Развивали музыкальный слух и чувство ритма |
На основании проведенного анализа, представленного в таблице, можно заключить, что разумное использование педагогического и культурноисторического потенциала традиционной русской культуры в этнокультурном образовании за счет комплексного воздействия на эмоционально-чувственную сферу обучающихся через устное народное творчество, декоративно-прикладное творчество, различные жанры музыкального фольклора, праздники и обряды русского народа, народные игры, русский народный костюм позволит сформировать ценностное отношение к русской культуре и истории, интерес к художественно-творческой деятельности и развить художественно-творческие способности обучающихся.
В качестве примера организации этнохудожественного воспитания рассмотрим деятельность Центра сибирского фольклора Томска, который является уникальным учреждением дополнительного образования детей, где весь педагогический коллектив шаг за шагом проводит концепцию этнокультурного образования подрастающего поколения:
-изучение этнического, культурного, исторического своеобразия русского народа и особенно народной художественной культуры;
-изучение памятников культуры, отражающих духовное наследие России;
-изучение календарно-обрядовых фольклорных праздников;
-изучение материальной культуры русского народа (народный костюм и прикладное творчество);
-раскрытие потенциальных возможностей личности;
-совместная художественно-творческая деятельность учащихся и педагогов и профессиональная ориентация воспитанников Центра сибирского фольклора.
Воспитанникам в рамках этнокультурного образования стараются привить интерес к культурам других народов с целью установления диалога культур на основе общих гуманистических жизненных ценностей. Методика приобщения детей опирается на принципы народной педагогики, а произведения фольклора представлены в их этнографической подлинности, региональной специфике. Обязательно учитываются возрастные возможности детей, на занятиях создается атмосфера сотворчества детей и взрослых. Изучение традиционной русской культуры осуществляется через комплексный подход восприятия произведений фольклора, пение, народную хореографию, игру на музыкальных инструментах, театрализацию.
Современные методики воспитания посредством традиционной русской культуры, используемые педагогами этого образовательного учреждения, строятся на принципах народной педагогики, учитывают реалии сегодняшних дней и включают в себя:
-учет традиционной последовательности действий в обучении детей основам фольклора;
-постоянное включение элементов творчества, варьирование в занятиях с детьми, их игровую и самостоятельную деятельность;
-обучение посредством аудио- и видеозаписей;
-перенимание элементов традиции детьми друг у друга;
-гибкое применение способов разучивания произведений: от простого к сложному и наоборот.
Таким образом, учет свойств традиционной русской культуры (традиционность, устность, вариативность), а также современное понимание сущности народных традиций, к которым относятся уклад жизни, отношение к окружающей среде и ее природным богатствам, обрядово-праздничные традиции, память о предках, уважение к старшим, сохранение семейных реликвий, духовно-нравственные идеалы позволяют с успехом использовать их в содержании этнокультурного образования подрастающего поколения.
В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим аспектом эстетического воспитания. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Дети стремятся увидеть это на балетных спектаклях, в художественных альбомах, видеофильмах. Последующие их самостоятельные мнение и суждение порой заслуживают уважения. С. Спарджер, автор книги «Анатомия и балет», писала, что «балет является слишком сложным средством воспитания осанки, дисциплинированного и красивого движения, быстрой мозговой реакции и сосредоточенности, чтобы ограничить его изучение лишь для немногих избранных».
Занятия хореографическим искусством способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Родители отдают детей в хореографические коллективы для занятий, укрепляющих здоровье, расширяющих общий культурный и художественный кругозор, являющихся формой удовлетворения духовных потребностей, средством развития эстетического вкуса. Поэтому отношение детей к занятиям носит индивидуальный и строго выборочный характер. Ребенок воспринимает, запоминает и выполняет то, что его интересует, привлекает.
Воспитательная работа в художественном коллективе - процесс сложный, многогранный. Он связан с реализацией обширной программы организационно-педагогических и художественно-исполнительских мер. Каждое направление в практике педагога-руководителя имеет свою внутреннюю логику, свои закономерности и принципы реализации. Без их познания, критического анализа невозможна достаточно эффективная организация не только художественно-творческой, учебной, образовательно-репетиционной деятельности, но и обеспечение педагогического процесса в целом.
Специфика воспитательной работы в хореографическом коллективе обусловлена сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных моментов в ее проведении и обеспечении. Усилия педагога направлены на формирование у детей мировоззрения, на воспитание высокой нравственной культуры, на художественное и эстетическое развитие. Эти задачи решаются с вовлечением детей в художественно-исполнительскую деятельность, с организацией учебно-творческой работы. Поэтому первый уровень воспитания ребенка в хореографическом коллективе - это образование и обучение его как исполнителя. Второй уровень воспитания - это формирование ребенка как личности, развития в нем гражданских, нравственно-эстетических качеств, общей культуры.
Народная педагогика как социальнокультурное основание развития традиционной хореографии народов России раскрывает содержание личных качеств исполнителя, формируемых в ходе обучения хореографии. Народная педагогика позволяет человеку познать самого себя и осуществить самовоспитание в танце. Танец воспитывает с точки зрения достигаемых педагогических целей «проживание» композиций в процессе исполнения.
При построении социально-педагогической системы обучения хореографии как средства формирования этнического самосознания мы опирались на следующие теоретические основы.
Основными организационно-содержательными компонентами профессионального обучения хореографии являются:
-содержательный блок, представленный содержательным наполнением учебного плана подготовки участников хореографических коллективов, наполнение региональной спецификой дисциплин федерального компонента «Теория и история народной художественной культуры», «Этнография и танцевальный фольклор», «Народно-сценический танец» и др.; введение за счет часов регионального компонента и курсов по выбору дисциплин «Фольклор народов Севера», «Танец народов Севера», «Мифология и мировоззрение коренных народов Севера», «Методика собирания и обработки фольклора» и др.;
- деятельностный блок, представляющий собой этнопедагогические технологии обучения хореографии, например, технология «проникновения» в характер национального танца (С.Ф. Карабанова, А.К. Кульбекова), технология «прочтения» хореографического текста (М.Н. Жиленко, А.П. Кириллов), технология пластико-хореографической подготовки специалиста социально-культурной деятельности (И.Г. Скляр, О.В. Ершова), поэтапную систему обучения хореографическому творчеству (Л.А. Касиманова и др.), а также собирание и обработку фольклора и учебные практики (ознакомительную, педагогическую, производственную и др.), стажировки и экспедиции;
- событийный блок, содержащий организацию этнохудожественного творчества (создание атмосферы заинтересованности этнохудожественным творчеством; создание условий для занятия этнохудожественным творчеством; развитие эмоциональности, восприимчивости к прекрасному, используя при этом взаимодействия социальных субъектов образовательного пространства города, региона; использование инновационных технико-технологических приёмов, адекватных содержанию образования) и творческой активности студентов, включающей в себя постоянно повышающийся и закрепляющийся интерес к национальному искусству, коллективную концертную деятельность и изучение хореографического и этнографического наследия коренных народов Севера.
Таким образом, методы музыкального воспитания дополняют друг друга, способствуют эффективному взаимопониманию и взаимодействию детей. Творческое, развивающее воспитание и обучение предполагает вариативность их применения. В основе педагогического процесса лежит формирование эмоционально-ценностного отношения к произведениям устного и музыкального народного творчества (народных игр, песен, танцев, хороводов). Выбор методов и приемов определяет и этап работы над музыкальным произведением. Если произведение незнакомо детям, они не могут начать его разучивать. Необходимо несколько раз прослушать мелодию, чтобы связать свои действия с ее характером.
Проведенный теоретический анализ показал, что этнохудожественное воспитание является неотъемлемой частью этнохудожественного образования, которое представляет собой процесс и результат формирования у обучающихся знаний, ценностей, умений и творческого опыта на основе освоения национально-культурных традиций и художественной культуры народа, воплощающих высшие духовно-нравственные идеалы человека. Этнохудожественное воспитание в данном контексте предстает целенаправленным педагогическим процессом формирования, развития и самовоспитания у личности духовно-нравственных ценностей и социально-культурных качеств средствами народного художественного творчества. Этнохудожественное образование и воспитание, таким образом, неотделимы друг от друга и взаимосвязаны, являясь компонентами системы этнокультурного образования в целом.
Все это позволило нам рассматривать этнохудожественное воспитание средствами хореографии в учреждениях дополнительного образования (центрах и домах творчества, школах искусств и др.) как целенаправленный процесс комплексного (культурно-образовательного, эмоционально-ценностного и практико-творческого) освоения русской (и иной) народной художественной культуры и фольклора, посредством организованной коллективной и индивидуальной хореографической деятельности.
При этом сложившиеся в отечественной хореографии профессиональные жанры (балет и народный сценический танец) и самодеятельное хореографическое творчество, воссоздающие русскую народную тематику, обладают культурно-образовательным, социально-нравственным и творчески-развивающим потенциалом для этно-художественного воспитания исполнителей (участников хореографических коллективов) и зрителей.
Специфика этнохудожественного воспитания младших школьников средствами хореографии в учреждениях дополнительного образовании заключается в особых педагогических возможностях этнохудожественно направленной коллективной и индивидуальной хореографической деятельности, в процессе которой обучающиеся расширяют свой культурный кругозор в области русской (и иной) народной художественной культуры и переживают чувство личной сопричастности к ней, вырабатывают социально нравственные способы взаимодействия в хореографическом коллективе и специальные танцевальные навыки, которые позволят сформировать у подростка высокий уровень этнохудожественной воспитанности, и позволяет ему утвердиться в качестве носителя национальных духовно-культурных ценностей, заинтересованного и творчески способного к их сохранению и популяризации средствами хореографии.
Список литературы
Абрамова О., Значение фольклорной хореографии в традиционной культуре // Дом культуры (Традиционная народная культура) (№ 10. 2015 С. 66-72)
Алексеева О., Формирование этнокультурной компетентности // Народное творчество (Программы, методики) (№ 3. 2014 С. 42-44)
Ангархаева Е.А. Этнокультурное образование как детерминант личностного развития учащихся: региональный аспект: автореф. дис. . канд. пед. Наук. Улан-Удэ, 2003. - 22 с.
Астраханцева С. В., Поликультурное воспитание подростков в учебно-воспитательном процессе детской школы искусств средствами национального искусства // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств (Образование в сфере культуры) (№ 6. 2011 С. 184-188)
Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование в России: теория, история, концептуальные основы: монография. СПб.: Университетский образовательный округ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, 2009. - 296 с.
Баданова Л. А., Роль традиций в формировании личности обучающихся // Дополнительное образование и воспитание (Педагогическая гостиная) (№ 7. 2012 С. 44-47)
Баева Т. Н., Формирование ценностного отношения к культуре и истории родного края // Дополнительное образование и воспитание (Педагогический опыт) (№ 7. 2012 С. 21-24)
Басова А.Н. Этнокультурное образование как фактор формирования основ национального менталитета у школьников: автореф. дис. . канд. пед. наук. Кострома, 2002. - 25 с.
Богданов Г. Ф., Реальный опыт хореографического фольклора // Я вхожу в мир искусств (Золотой фонд прессы 2006) (Сказ о русском традиционном хореографическом фольклоре) (№ 11. 2012 С. 29-37)
Божедонова А.П. Этнокультурное воспитание школьников на традициях якутского сельского социума: дис. . канд. пед. наук. М., 2006. — 175 с.