У школьников основной и ведущей формой физического воспитания является урок физической культуры. Однако два урока в неделю, предусмотренные школьной программой, не могут в полной мере восполнить биологическую потребность в движении, что в свою очередь, безусловно, требует дополнительных занятий в свободное от учебы время.
Физкультурно-оздоровительная работа со школьниками имеет большое значение, так как в этот период можно выработать методами здоровьеформирующего воспитания и обучения устойчивую мотивацию на здоровье, а также сформировать практические навыки ведения здорового образа жизни, ведь база физической подготовленности создается именно в период школьного обучения. Именно в этом возрасте закладываются и развиваются основные двигательные качества, которые являются «фундаментом» для формирования физически здоровой полноценной личности.
В связи с этим возникает вопрос – какова степень участия преподавателей в формировании положительной мотивации у школьников к ведению здорового образа жизни и занятиям физической культурой и спортом.
Нами была предпринята попытка установить отношение преподавателей к физической культуре и спорту, выявить ряд ценностных ориентаций, которые указывают на направленность интересов личности в восприятии наиболее важных сторон жизни и отношения к общим условиям деятельности, а также выяснить, какие средства используют преподаватели для организации здорового образа жизни своих учеников.
Наше исследование проводилось в общеобразовательных школах города Кемерово. Среди преподавателей старших классов был проведен анкетный опрос, включающий элементы ранжирования.
Анализ данных, полученных в результате исследования позволил выявить следующее.
Высшее педагогическое образование имеют 82% опрошенных; 11% педагогов имеют среднее педагогическое образование и 7% респондентов указали, что имеют высшее техническое образование.
Возраст респондентов. Для более этичной постановки вопроса нами были выделены три возрастные группы: младше 30; от 30 до 45; старше 45. Нами было установлено следующее: количество преподавателей в возрасте до 30 лет составляет 33% от общего числа опрошенных; в возрасте от 30 до 45 лет – 44% и соответственно 23% респондентов старше 45 лет.
Следующий вопрос был направлен на выявление возрастной группы, преимущественно осуществляющей классное руководство у старшеклассников. В результате опроса было установлено, что классное руководство у старшеклассников преимущественно осуществляется преподавателями в возрасте от 30 до 45 лет. На вопрос для классных руководителей о том, осуществляют ли они контроль за посещением уроков физической культуры своими учениками последовал 100% утвердительный ответ.
В ходе исследования нас интересовало отношение педагогов к физической культуре и спорту (ФКиС). На данный вопрос нами были получены следующие ответы: 93% опрошенных положительно относятся к ФКиС и лишь 7% проявили равнодушие к данной сфере жизнедеятельности. Следует отметить, что процент положительно относящихся к ФКиС оказался довольно большим. При этом нами было установлено, что спортом ранее занимались 82% опрошенных. Следует отметить, что к занятиям спортом мы отнесли как профессиональную спортивную деятельность, так и занятия в спортивной секции.
Поскольку имеет место влияние педагогов на учеников, нами был задан вопрос о том, ведется ли пропаганда здорового образа жизни или занятия спортом среди учащихся и, если ведется, то каким образом. Мы установили, что все преподаватели, так или иначе, пропагандируют и здоровый образ жизни и занятия спортом, используя при этом такие средства как организация спортивных мероприятий; проведение семинаров; физкультминутки; тем самым создавая благоприятный психологический климат в классе. Также нас интересовал вопрос о том, какими мотивами педагоги при этом руководствуются. Выяснилось, что ведущими мотивами являются всестороннее воспитание и здоровье, далее расположились привлекательность и поддержание работоспособности учеников.
Далее респондентам было предложено провести ранжирование факторов, которые оказывают наибольшее влияние на состояние здоровья учеников. Анализ данных, полученных в результате ранжирования, позволил выявить следующее. На первой позиции расположился такой фактор как наследственность, вторую позицию заняло полноценное питание, на третьей позиции оказалась двигательная активность, далее расположились экология, психофизическое равновесие, гигиенические факторы, закаливание и что самое интересное, среди всех факторов последнюю позицию заняло отсутствие вредных привычек. Такое расположение может свидетельствовать о том, что мнение педагогов исключает из внимания образ жизни учеников.
Кроме того, нас интересовал вопрос о том, как распоряжаются своим здоровьем сами педагоги. По этой причине были заданы вопросы: «Делаете ли вы утреннюю зарядку?» и «Какие факторы препятствуют вам в оздоровлении?». На вопрос «Делаете ли вы утреннюю зарядку?» 33% респондентов дали утвердительный ответ, а на вопрос «Какие факторы препятствуют вам в оздоровлении?», самым распространенным ответом явилась банальная нехватка времени.
Также нами были установлены ценностные ориентации, для чего педагогам было предложено последовательно ранжировать 5 наименований терминальных ценностей (целей жизни): работа; семья; карьера; материальное благополучие и здоровье.
Анализ данных, полученных в результате ранжирования педагогами терминальных ценностей, позволил выявить следующее. Практически все были единодушны при определении позиции семьи, её поставили на первое место; вторую позицию заняла такая ценность как здоровье; третью позицию заняла работа; а такие ценности как материальное благополучие и карьера, расположились на четвертом и пятом местах соответственно. Такое расположение терминальных ценностей может, отчасти, свидетельствовать, что в современных условиях педагоги занимаются исключительно своими проблемами, оставляя в стороне профессиональную деятельность.