В специальной научно-методической литературе приводятся различные примеры эффективного построения учебно-тренировочных занятий с использованием ряда подходов и методов в обучении: индивидуальный, дифференцированный, системный, личностно-ориентированный (A.M. Шлемин, М.П. Бандаков, С.Ф. Бурухин, Н.В. Жмарев, JI.E. Ковалева). Кроме того, в работах анализируются методы индивидуальных заданий: поточный, фронтальный, групповой, игровой, круговой тренировки и многие другие. Но на виду с этим недостаточно рассматривается развивающая роль психофизиологических качеств на занятиях физической культурой.
По мнению ряда авторов, всесторонняя спортивная подготовленность может быть эффективной в том случае, если происходит ее комплексное развитие в техническом, тактическом, физическом и психологическом аспектах (Ю.В. Верхошанский, И.Б. Викторов, М.А. Годик, Г.О. Джероян, Л.П. Матвеев, В.П. Филин, H.A. Фомин).
Уже доказано, что в основе двигательных актов лежит психофизиологическая основа (возможности внимания и памяти), но в отечественной литературе отмечается незначительное количество исследований по выявлению влияния факторов вероятностного изменения на психофизиологическую и моторную функции человека во время двигательной деятельности (В.К. Бальсевич, М.П. Дебердеев).
Мы в своём исследовании выбрали такие психофизиологические качества как внимание и память.
Внимание — это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание — это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.
Поскольку внимание может отличаться различными свойствами, которые, как показывает опыт, в значительной мере независимы друг от друга, можно, исходя из разных свойств внимания, различать разные типы внимания, а именно:
1) широкое и узкое внимание — в зависимости от их объема;
2) хорошо и плохо распределяемое;
3) быстро и медленно переключаемое;
4) концентрированное и флюктуирующее;
5) устойчивое и неустойчивое.
Память - способность организма приобретать, сохранять и воспроизводить в сознании информацию и опыт.
Память различают
- по формам восприятия информации (логически-смысловая и чувственно-образная; последняя подразделяется на модально-специфические виды - зрительную, слуховую, моторную);
- по уровням усвоения (воспроизводящая и облегчающая);
- по происхождению в фило- и онтогенезе (филогенетическая - инстинкты и онтогенетическая);
- по длительности хранения информации.
Таким образом, внимание и память - это динамические психофизиологические качества, изменяющиеся под воздействием возрастных особенностей и специально организованного педагогического процесса.
Анализ педагогической литературы показал, что процесс развития психофизиологических качеств школьников на уроках физической культуры будет эффективнее, если реализуются следующие педагогические условия:
- учитывается актуальный уровень развития психофизиологических качеств школьников;
- физические упражнения, способствующие развитию психофизиологических качеств, должны быть разнообразными и целесообразными определённому критерию;
- разработан и реализуется комплекс упражнения, способствующий развитию психофизиологических качеств школьников.
Для эффективности развития психофизиологических качеств необходимо знать актуальный (на данный момент времени) уровень развития произвольной памяти и внимания, т.к. это поможет видеть и своевременно корректировать набор физических упражнений.
Внимание — это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.) У большинства людей объем внимания составляет 7 ± 2 единицы.
Условия, благоприятствующие развитию произвольного внимания:
1. Нормальное физическое и психическое состояние.
2. Планомерная организация работы (создание благоприятных внешних и внутренних условий).
3. Четкая постановка цели.
4. Сочетание умственных и физических действий (например, конспектирование при чтении).
5. Чередование видов деятельности (например, попеременное чтение учебника и детектива).
Упражнение 1
Посмотрите на незнакомую картинку в течение 3-4 сек.
Перечислите детали (предметы), которые запомнились.
Ключ:
запомнили менее 5 деталей — плохо;
запомнили от 5 до 9 деталей — хорошо;
запомнили более 9 деталей — отлично.
Назовите количество групп из трех последовательных цифр, которые в сумме дают 15:
489561348526419569724
Упражнение 3Сколько цифр одновременно делятся на 3 и на 2:
33; 74; 56; 66; 18
Упражнение 41. Поставьте будильник перед телевизором во время какой-либо интересной программы.
2. В течение 2-х минут удерживайте внимание только на секундной стрелке, не отвлекаясь на ТВ-передачу.
Упражнение 51. Возьмите два фломастера.
2. Попробуйте рисовать одновременно обеими руками. Причем одновременно начиная и заканчивая. Одной рукой — круг, второй — треугольник. Круг должен быть по возможности с ровной окружностью, а треугольник — с острыми кончиками углов.
3. Теперь попробуйте нарисовать за 1 мин. максимум кругов и треугольников.
4. Система оценивания:
меньше 5 — плохо;
5-7 —средне;
8-10 — хорошо;
больше 10 — отлично.
1. Нарисуйте одновременно круг и треугольник двумя разными пальцами одной руки.
2. Придумайте, как закрепить фломастеры, потренируйтесь.
3. Сколько вы нарисуете кругов и треугольников таким образом за 5 минут?
4. Оцените себя:
ни одного — плохо;
1-3 — неплохо;
4-5 — хорошо;
более 5 — отлично.
Физические упражнения для развития психофизиологических качеств применяются на разных этапах урока физической культуры.
«Море волнуется раз…»
Игра прекрасно тренирует зрительную память и воображение детей. Ведущий произносит слова: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри!» При этом дети замирают, изображая выдуманные фигуры, а ведущий отгадывает, кого или что изобразил каждый участник.
«Зарядка»
Проводите с ребенком физические упражнения на копирование и повторение движений. Эти занятия развивают зрительную память, воображение и помогают лучше адаптироваться к интеллектуальным нагрузкам. Можно включать ребенку детский канал со спортивными играми и программами. Ему будет веселее заниматься в обществе ровесников по ту сторону экрана.
«Фотоаппарат»
Прекрасное упражнение для развития памяти и внимания для детей. Покажите малышу цветную картинку с изображением разных предметов. Пусть ребенок посмотрит на нее несколько секунд, затем закройте картинку. Задача– описать изображение на картинке как можно более подробно. Постепенно усложняйте задание, выбирая более сложные изображения, одновременно увеличивайте время на запоминание картинки до 30 секунд.
«Запоминание цифр»
Упражнение для развития памяти школьников. Произносите вслух десять цифр (для этого очень хорошо подойдут номера мобильных телефонов), а ребенок должен повторить порядок цифр как можно точнее.
«Пересказ»
Подходит упражнение для развития памяти, как для младших школьников, так и малышей детсадовского возраста. Включите ребенку послушать сказку в аудиозаписи. После прослушивания побеседуйте с ним. Ребенок должен сделать подробный пересказ услышанного произведения. Постарайтесь выудить из его памяти не только общее развитие событий, но и какие-то не очень существенные детали. «Слова»
Для повышения интереса занимающихся к выполнению общеразвивающих упражнений и более успешного решения задач подготовительной части урока рекомендуется применять разнообразные способы проведения этих упражнений.
1. Раздельный способ характеризуется тем, что после выполнения каждого упражнения комплекса делается пауза. При этом способе занимающиеся точнее выполняют движения, преподавателю легче их контролировать.
2. Поточный способ заключается в том, что весь комплекс упражнений выполняется непрерывно, без остановок, причем конечное положение предыдущего упражнения является исходным для последующего.
3. Выполнение упражнений в парах.
4. Выполнение упражнений с предметами.
5. Выполнение упражнений в движении.
Для успешного решения задач подготовительной части урока преподавателю необходимо:
— правильно выбирать место для показа упражнений;
— в нужном темпе и удобном для просмотра ракурсе показывать упражнения;
— кратко и точно называть показываемые упражнения;
— правильно, своевременно и достаточно громко подавать команды;
— помогать учащимся зеркальным показом, осуществлять подсказки и подсчеты;
— добиваться точного и синхронного выполнения упражнений;
— исправлять по ходу выполнения упражнений ошибки, допущенные учащимися.
Однако необходимо помнить, что игра выступает как вспомогательный, дополнительный метод. Она используется лишь тогда, когда движение достаточно хорошо освоено и внимание учащихся сосредоточивается не столько на двигательном акте, сколько на результате действия, условии и ситуации, в которых оно выполняется. Подвижная игра выступает как метод закрепления и совершенствования навыка, выполняемого в повышенном эмоциональном состоянии, в изменяющихся ситуациях, при внешних противодействиях.
Итак, рассмотрев основные педагогические условия и принципы развития психофизиологических качеств, пришли к выводу о том, что у школьников преобладает кинестетическая память, то наиболее эффективным является способ запоминания через движения. Обучение данному способу может проходить только на уроках физической культуры.
Список использованной литературы
Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]/Г.С. Абрамова. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 567 с.
Александрова, Ю. И. Психофизиология [Текст] / Ю. И. Александрова.- 3-е изд., доп. и перераб.- СПб.: Питер, 2007.- 464с.
Андреев, О. П. Вспомнить все [Текст] / О. П. Андреев // Школьный психолог.- 2001.- № 24.- С.2.
Анохин П.К. Избр. тр. Философские аспекты теории функциональной системы. / П.К. Анохин. – М.: Наука, 2006.
Вейн, А. М. Память человека [Текст] / А. М. Вейн.- М.: Просвещение,2003.- 162 с.
Возрастные и индивидуальные различия памяти, [Текст] / под. ред. А. А. Смирнова.- М.: Знание, 2007.- 47 с.
Выгодский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выгодский.- М., 2008.
Гнедова, Н. М. Развитие памяти в детском возрасте [Текст] / Н. М. Гнедова // Школа здоровья.- 2005.- № 3.- С.99
Егорова, Л. Е. Развиваем память и повышаем грамотность [Текст] / Л. Е. Егорова // журнал Начальная школа. – 2007. - №1. - С. 90-92.
Занков, Л. В. Дидактика и жизнь [Текст] / Л.В. Занков.- М.: Знание, 2008. - 121с.
Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание [Текст] / П.И. Зинченко.- М.: Знание, 2001. – 167 с.