ПРОЕКТИРОВАНИЕ АРМ РАБОТНИКА АПТЕКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОТОТИПНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СУБД ACCESS - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОЕКТИРОВАНИЕ АРМ РАБОТНИКА АПТЕКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОТОТИПНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СУБД ACCESS

Михеева А.А. 1
1Ярославский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова Ярославль, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение
  1.  

На сегодняшний день компьютерные технологии активно внедряются во многие сферы деятельности человека, и фармацевтический бизнес не стал исключением. В современном мире человек старается избавить себя от рутинной работы, поручив часть работы для выполнения компьютеру. Автоматизация аптеки – это возможность оптимизировать большинство бизнес-процессов, ускорить время обслуживания клиента, обеспечить быстрый поиск препаратов. Целью разработки является проведение анализа работы работника аптеки и автоматизация его трудовой деятельности ( в нашей работе это - провизор и фармацевт). Задача данной курсовой работы создать автоматизированную систему, которая обеспечит более быстрый процесс поиска нужного препарата в базе данных, во-вторых, уменьшит количество бумажной документации, в-третьих, упростит создание документации на проданный препарат, а также облегчит создание отчетов.

АРМ работника аптеки позволит, сократить время ввода информации. Получать полную информацию о препаратах ( которые есть в наличии, либо нет, какое кол-во продано, а какое заказано), поставщиках и покупателях.

АРМ работника аптеки – программа, которая дает возможность добавлять, изменять и выбирать данные из таблиц базы данных.

Объектом разработки является исследование бизнес-процесса работы работника аптеки для учета проданных, заказанных медицинских препаратов и ускорение подготовки отчетной документации, экономия времени для получения данных о медицинском препарате.

Цель данной курсовой работы: Проектирование АРМ работника аптеки с использованием технологии прототипного проектирования и СУБД Access.

  1. Глава 1.Теоретическая часть
  2. 1.1 Описание предметной области
Аптечная сеть «Ригла»1- занимается обеспечением людей, предприятий и т.п., медикаментами. Основной деятельностью аптек является продажа препаратов покупателям. Покупатель может узнать о наличии лекарств у аптекаря. Аптекарь, в свою очередь, смотрит по базе данных нужное лекарство, есть ли оно в наличии и какая его цена. Если лекарство есть в наличии, покупатель приобретает его. Если препарата нет в наличии, по желанию покупателя, аптекарь может заказать этот препарат у поставщика производителя. Аптекарь формирует заказ, и передает его руководству. Директор отправляет заказ поставщикам по факсу или электронной почте.

Ежедневно формируются отчет о кол-ве проданных препаратов и прибыли.

Схематично структуру организации можно изобразить следующим образом (рис. 1):

Рис.1. Организационная структура одной из аптек аптечной сети «Ригла»

Должностные обязанности фармацевта:

На должность фармацевта назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование по специальности "Фармация" и сертификат специалиста по специальности "Фармация" без предъявления требований к стажу работы.

Фармацевт осуществляет прием рецептов и требований медицинских организаций, отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Участвует в приемке товара, его распределении по местам хранения, обеспечивает условия хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения в соответствии с их физико-химическими свойствами и действующими правилами хранения. Оказывает консультативную помощь фасовщикам по расфасовке лекарственных средств. Проводит санитарно-просветительную и информационную работу среди населения о лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения, их применении и хранении в домашних условиях. Оказывает доврачебную помощь при неотложных состояниях.2

Должностные обязанности провизора:

Осуществляет прием рецептов, требований

лечебно-профилактических учреждений, отпуск лекарственных средств и

изделий медицинского назначения в соответствии с действующими правилами,

хранение лекарственных средств и изделий медицинского назначения в

соответствии с их физико-химическими свойствами и установленными

правилами хранения.

Изготавливает лекарственные средства, проводит контроль

качества поступающих и изготовленных в аптеке лекарственных средств,

применяя все виды внутриаптечного контроля и фармацевтического анализа.

Информирует врачей и население о наличии и применении

лекарственных средств и изделий медицинского назначения, проводит

санитарно-просветительную работу по вопросам их применения среди

населения.

Участвует в оформлении заявок на получение, приемку и

распределение лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Сохраняет коммерческие тайны аптечного учреждения.3

  1. 1.2 Задача автоматизации деятельности работника аптеки

Рассматриваемым объектом будет являться база данных организации.

Задачами, входящими в объект рассмотрения будут являться:

  1. внесение изменений в базу данных препаратов, покупателей, поставщиков, заказов.

  2. вывод на экран информации о списке препаратов, о заказах.

  3. выполнение запросов на сортировку препаратов, запросов на выборку по фамилии покупателя.

  4. выведение таких отчетов как чек, список препаратов в наличии и нет, список препаратов заказанных одним покупателем, список всех заказанных препаратов.

  1. 1.3 Основные этапы деятельности работника аптеки
  1. Консультирование покупателей о фармакологических свойствах лекарственных препаратов.

  2. Поиск нужного препарата по базе

  3. Оформление заказа на препараты

  4. Обработка заказов

  5. Оформление чека

Основные этапы деятельности работника аптеки отражены в схеме рис.2

Рис.2 Основные этапы деятельности работника аптеки

  1. 1.4 Применения выбранной технологии, методов и средств проектирования

Для проектирования АРМ работника аптеки будут применяться следующие CASE-средства: Ramus, ERWin.

Программное обеспечение Ramus предназначено для использования в проектах, в которых необходимо описание бизнес-процессов предприятия и (или) создание систем классификации и кодирования.Ramus полностью поддерживает методологию моделирования бизнес-процессов IDEF0 и DFD, а так же имеет ряд дополнительных возможностей призванных удовлетворить потребности команд разработчиков систем управления предприятиями.Ramus позволяет создавать графические модели бизнес-процессов согласно правил синтаксиса IDEF0, используя собственный графический редактор.Кроме того, Ramus позволяет создавать систему классификации и кодирования всех объектов, которые фигурируют в бизнес-процессах предприятия и увязывать эту систему с графическими моделями бизнес-процессов.Ramus обладает гибкими возможностями построения отчётности по графических моделях бизнес-процессов и системе классификации и кодирования. Данная возможность позволяет создавать отчётность в форме документов, которые регламентируют деятельность предприятия. Например: регламенты процессов и должностные инструкции. При чём, данная регламентирующая документация, будучи автоматически генерируемой из моделей процессов и системы классификации и кодирования, носит системный и непротиворечивый характер, что критически важно при построении систем управления предприятиями.Важно, что Ramus позволяет просматривать содержимое проектов через веб-интерфейс. Это упрощает коммуникации между разработчиками и пользователями систем управления, созданными с использованием возможностей Ramus.4

ERwin создает визуальное представление (модель данных) для решаемой задачи. Это представление может использоваться для детального анализа, уточнения и распространения как части документации, необходимой в цикле разработки. Однако ERwin далеко не только инструмент для рисования. ERwin автоматически создает базу данных (таблицы, индексы, хранимые процедуры, триггеры для обеспечения ссылочной целостности и другие объекты, необходимые для управления данными).

Методология IDEF1X определяет стандарты терминологии, используемой при информационном моделировании, и графического изображения типовых элементов на диаграммах.Возможны две точки зрения на информационную модель и, соответственно, два уровня модели. Первый - логический (точка зрения пользователя) - описывает данные, задействованные в бизнесе предприятия. Второй - физический - определяет представление информации в БД. ERwin объединяет их в единую диаграмму, имеющую несколько уровней представления .5

  1. Глава 2. Моделирование предметной области
  2. 2.1. Моделирование предметной области в нотации IDEF0

Наиболее наглядно и детально можно проследить за деятельностью работника аптеки с помощью диаграмм.

В контекстной (верхнего уровня) диаграмме IDEF0 указана цель разрабатываемого проекта с точки зрения провизора (фармацевта)(рис. 3).

Диаграмма содержит такие параметры как:

Входные данные:

  • Заявка на заказ препарата

  • Запрос на наличие препарата

Выходные данные:

  • Прайс цен

  • Список препаратов, список покупателей, список поставщиков

  • Заказ на лекарство

  • Чек на проданные препараты

Управление:

  • Должностные инструкции

  • Нормативные акты

  • Устав предприятия

Исполнительными механизмами являются:

  • Фармацевт

  • Провизор

  • Директор

Результатом диаграммы будет являться: Отчет о заказанных препаратах.

Рис.3 контекстная диаграмма «Прием и оформление заказа на препараты»

Декомпозиция контекстной диаграммы показывает, из каких этапов состоит процесс (рис.4):

  1. Прием заявки на заказ

  2. Оформление списка препаратов на заказ

  3. Передача списка препаратов на заказ директору

  4. Оформление заказа

  5. Отправление заказа поставщикам

  6. Прием заказа. Продажа

Рис.4. Диаграмма декомпозиции IDEF0 (A0) «Прием и оформление заказа на препараты»

Результатом блока является чек на проданные препараты.

В данных операциях участвуют покупатель, фармацевт (провизор), директор, поставщик. Работник аптеки отвечает за оформление заказов на препараты, а так же данные о покупателях, эти данные он вносит в базу данных аптеки.

  1. 2.2. Моделирование в нотации DFD

Работу рабочих аптеки с базой хорошо иллюстрирует диаграмма DFD (потоков данных) «Деятельность работника аптеки», на которой видны движение информационных потоков (рис. 5)

Рис.5 . Контекстная диаграмма DFD «деятельность работника аптеки»

2.3. Информационная модель IDEF1X и её описание

DEF1X является методом для разработки реляционных баз данных и использует условный синтаксис, специально разработанный для удобного построения концептуальной схемы. Концептуальной схемой мы называем универсальное представление структуры данных в рамках коммерческого предприятия, независимое от конечной реализации базы данных и аппаратной платформы. 6

Информационная модель – описывает все существующие, в том числе не формализованные в документальном виде, информационные потоки на предприятии, правила обработки и алгоритмы маршрутизации всех элементов информационного поля. Это модель объекта, которая представлена в виде информации, которая описывает все параметры объекта, связи между ними, входы и выходы объекта и которая позволяет моделировать возможные состояния объекта с помощью подачи на модель информации.

Информационная модель имеет свойства, такие как цель, точка зрения, полнота, согласованность с оригиналом, сложность, избыточность, архитектура, адекватность, целостность и непротиворечивость.

Схема логической информационной модели ресторана приведена на рис. 6

Рис.6 Логическая информационная модель

  1. Глава 3.Разработка автоматизированного рабочего места работника аптеки
  2. 3.1 Характеристика базы данных

База данных создается на основании таблиц, которые имеют связь между собой и логической информационной модели. Таблицы, а также связи отражаются в схеме данных базы (рис. 7).

Рис. 7. Схема данных СУБД.

Таблицы, показанные в схеме данных, имеют несколько параметров: наименование полей, тип данных, размер поля, описание таблиц приведено ниже (таблицы 1-7).

Таблица 1

Описание таблицы «Заказ»

Наименование поля

Расшифровка

Тип данных

Размер поля

1

Код_заказа

Идентификационный номер заказа

Счетчик

Длинное целое

2

Код_заказчика

Идентификационный номер заказчика

Числовой

Длинное целое

3

Код_препарата

Идентификационный номер препарата

Числовой

Длинное целое

4

Кол-во

Кол-во препаратов в наличии на складе

Числовой

Длинное целое

5

Цена

Цена препарата

Денежный

Денежный

6

Код_поставщика

Идентификационный номер поставщика

Числовой

Длинное целое

7

Код_сотрудника

Идентификационный номер сотрудника

Числовой

Длинное целое

8

Дата

Дата заказа

Дата/время

Краткий формат даты

Поля «КодЗаказа» «Код_заказчика» «Код_препарата» «Код_поставщика» «Код_сотрудника» будут являться ключевыми.

Таблица 2

Описание таблицы «Заказчик»

Наименование поля

Расшифровка

Тип данных

Размер поля

1

Код_заказчика

Идентификационный номер заказчика

Счетчик

Длинное целое

2

Фамилия

Фамилия

Текстовый

255

3

Имя

Имя

Текстовый

255

4

Отчество

Отчество

Текстовый

255

5

Номер телефона

Номер телефона покупателя

Числовой

Длинное целое

Поле «Код_заказчика» будет являться ключевыми.

Таблица 3

Описание таблицы «Назначения»

Наименование поля

Расшифровка

Тип данных

Размер поля

1

Код_назначения

Идентификационный номер назначения

Счетчик

Длинное целое

2

Название

Название назначения

Текстовый

255

3

Описание

Описание

Текстовый

255

Поле «Код_назначения» будет являться ключевыми.

Таблица 4

Описание таблицы «Сотрудники»

Наименование поля

Расшифровка

Тип данных

Размер поля

1

Код_сотрудника

Идентификационный номер заказчика

Счетчик

Длинное целое

2

Фамилия

Фамилия

Текстовый

255

3

Имя

Имя

Текстовый

255

4

Отчество

Отчество

Текстовый

255

5

Должность

Должность

Текстовый

255

Поле «Код_сотрудника» будет являться ключевыми.

Таблица 5

Описание таблицы «Препараты»

Наименование поля

Расшифровка

Тип данных

Размер поля

1

Код_препарата

Идентификационный номер препарата

Счетчик

Длинное целое

2

Название

Название препарата

Текстовый

255

3

Код_назначения

Идентификационный номер назначения

Числовой

Длинное целое

4

Форма_выпуска_препарата

Форма_выпуска_препарата

Текстовый

255

5

Единица измерения

Единица измерения

Текстовый

255

6

Цена

Цена препарата

Денежный

Денежный

7

В наличии на складе

В наличии на складе

Числовой

Длинное целое

8

Код_поставщика

Идентификационный номер поставщика

Числовой

Длинное целое

Поля «Код_препарата» «Код_назначения» «Код_поставщика» будут являться ключевыми.

Таблица 6

Описание таблицы «Поставщик»

Наименование поля

Расшифровка

Тип данных

Размер поля

1

Код_поставщика

Идентификационный номер назначения

Счетчик

Длинное целое

2

Наименование_предприятия

Название назначения

Текстовый

255

3

Адрес_предприятия

Описание

Текстовый

255

4

Телефон

Номер_телефона

Числовой

Длинное целое

Поле «Код_поставщика» будет являться ключевыми.

Таблица 7

Описание таблицы «Покупка»

Наименование поля

Расшифровка

Тип данных

Размер поля

1

Код_заказа

Идентификационный номер заказа

Счетчик

Длинное целое

2

Код_препарата

Идентификационный номер препарата

Числовой

Длинное целое

3

Цена

Цена за препарат

Денежный

Денежный

4

Кол-во

Кол-во заказанного препарата

Числовой

Длинное целое

5

Код_поставщика

Идентификационный номер поставщика

Числовой

Длинное целое

6

Код_сотрудника

Идентификационный номер сотрудника

Числовой

Длинное целое

7

Итого

Сумма денег зазаказ

Денежный

Длинное целое

8

Дата покупки

Дата покупки

Дата/время

Краткий формат даты

Поля «КодЗаказа» «Код_препарата» «Код_поставщика» «Код_сотрудника» будут являться ключевыми.

  1. 3.2 Характеристика результатной информации

В результате обработки информации базы данных будут выводиться таблицы с перечнем полей, полученных при выполнении запросов. Таблицы, предназначенные для пользования работника аптеки, также выводятся в виде отчетов, которые можно вывести на печать. Таблицы с описанием полей, полученные при выполнении запросов, предназначенные для оператора приведены ниже:

  • Запрос «на выборку по фамилии с полями»:

  1. Код_заказа

  2. Код_заказчика

  3. Код_препарата

  4. Кол-во

  5. Цена

  6. Код_сотрудника

  7. Код_поставщика

  8. Дата

  9. Фамилия

  • Запрос «Препараты в наличии»:

  1. Код_препарата

  2. Название

  3. код_назначения

  4. Форма_выпуска_препарата

  5. единица_измерения

  6. Цена

  7. В_наличии_на_складе

  8. Код_поставщика

Этот запрос выводит препараты, которые есть в наличии.

  • Запрос «Препараты которых нет в наличии»:

  1. Код_препарата

  2. Название

  3. код_назначения

  4. Форма_выпуска_препарата

  5. единица_измерения

  6. Цена

  7. В_наличии_на_складе

  8. Код_поставщика

Этот запрос выводит препараты, которых нет в наличии.

  1. 3.3 Разработка интерфейса приложения

Работа с приложение начинается с открытия базы данных. После открытия приложения главная форма, эта форма загружается автоматически (рис. 8).

Форма разделена на пять разделов: Препараты, Сделать заказ, Покупка, Список заказчиков, Отчет.

Рис.8Главная форма приложения

При переходе по кнопке «Препараты», работник переходит на форму «Назначение препаратов»(рис.9), где может посмотреть Назначения препаратов и список препаратов. А так же можно вызвать отчеты о наличии препаратов на складе(рис.10) и перейти к покупке препарата.(рис.11)

Рис.9 Форма «Назначение препаратов»

Рис.10 Форма «Наличие препаратов на складе»

Рис.11 Форма «Выбор перпарата»

При переходе по кнопке «Сделать заказ»(Главной формы), работник переходит на форму Заказ (рис.12). Где заполняет данные о заказе. Так же на форме «Заказ» присутствуют две кнопки «Ввести данные заказчика» - где может добавлять и изменять данные о заказчике, и «Открыть отчет о заказе» - где может посмотреть подробную информацию о заказе данного покупателя.

Рис.12 Форма «Заказ»

Следующая кнопка на главной форме - «Покупка».При переходе по этой кнопке открывается форма «Покупка»(рис.13), на которой работник может просмотреть «чек» (рис.14) на приобретенные товары и распечатать его.

Рис.13 форма «Покупка»

Рис.14 форма «Чек»

Кнопка на главной форме – «Заказчик». При переходе по данной кнопке, открывается форма «Заказчик» (рис.15). Здесь можно добавлять, изменять, просматривать данные о заказчиках.

Рис.15 форма «Заказчик»

Последняя кнопка «Отчет о проданной продукции»(рис.16),открывает отчет о проданной продукции.

Рис.16 форма «Чек»

  1. Заключение

Целью курсовой работы являлась разработка автоматизированного рабочего места работника аптеки.

Для достижения поставленной цели курсовой работы были решены следующие задачи:

- проведено исследование деятельности аптеки, было дано описание предметной области, описана структура аптеки, была поставлена задача автоматизации, обоснована необходимость разработки АРМ;

- дан краткий анализ существующих систем и выбрана стратегия автоматизации предприятия;

- спроектирована информационная база программного решения;

-описаны бизнес-процессы

- создано приложение администратора ресторана на базе «Microsoft office access»

Работник аптеки задействован в следующих бизнес-процессах:

  1. Прием заказов

2.Продажа препаратов

С помощью АРМ работника аптеки было предложено автоматизировать следующие функции:

- Прием заказа на препараты с указанием ФИО заказчика, информацией о препаратах и поставщиках;

- создание отчетов о проданных препаратах;

- продажа препаратов.

.

Для реализации программного решения было предложено использовать базу данных СУБД Microsoft office access.

АРМ работника аптеки совершенствовать бизнес-процесс приема заказов и продажи препаратов, что повысит конкурентоспособность и эффективность данного предприятия.

  1. Список литературы
  1. Хаббард, Дж. Автоматизированное проектирование баз данных; М.: Мир, 2011. -453c

  2. Мандрыкин А.В., Непышневский А.В. Информационные технологии в управлении предприятием. – Воронеж: ВГТУ, 2010.

  3. Мак-Федрис, Пол Формы, отчеты и запросы в Microsoft Access 2003; М.: Вильямс,2010. - 416 c

  4. Карчевский Е.М., Филиппов И.Е. /Access 2010 в примерах - Казанский федеральный университет 2011.

  5. Н.А. Белобородова, Ю.М. Фирсова/ Проектирование и построение АСОИУ – Институт управления, информации и бизнеса, Ухта 2009

  6. Инструментальные средства информационного менеджмента. CASE-технологии и распределенные информационные системы Александров Д.В. 2011.

  7. Аблязов В.И., Редько С.Г. Проектирование баз данных в среде Microsoft Office Access 2003. Методические указания по выполнению лабораторных работ. 2008г.49 с.

  8. Microsoft Office Access 2003. Шаг за шагом. Официальный учебный курс, 2007

  9. Ирина Иванова, М.М. Корниенко Базы данных. Системы управления базами данных (арт.Т6486Р) Год: 2011

  10. Агальцов, В.П. Базы данных. В 2-х т. Т. 2. Распределенные и удаленные базы данных: Учебник / В.П. Агальцов. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 272 c.

  11. Кошелев, В.Е. Базы данных в ACCESS 2007: Эффективное использование / В.Е. Кошелев. - М.: Бином-Пресс, 2009. - 592 c.

  12. Советов, Б.Я. Базы данных: теория и практика: Учебник для бакалавров / Б.Я. Советов, В.В. Цехановский, В.Д. Чертовской. - М.: Юрайт, 2013. - 463 c.

  13. Фуфаев, Э.В. Базы данных: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / Э.В. Фуфаев, Д.Э. Фуфаев. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 320 c.

1 http://www.rigla.ru/about/

2 http://www.ecopharmacia.ru/publ/farmacevticheskij_menedzhment/dolzhnostnye_instrukcii/dolzhnostnaja_instrukcija_farmacevta/39-1-0-278

3 http://instrukciy.ru/text/page912.html

4 http://www.economic-s.ru/index.php/business-software/ramus-modelirovanie-biznes-protsessov/

5 http://citforum.ru/database/kbd96/65.shtml

6 http://citforum.ru/cfin/idef/idef1x.shtml

27

Просмотров работы: 3059