Для практических занятий система оценивания такова:
– на оценку «отлично» – полно раскрыто содержание материала; чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание материала; ответ самостоятельный, при ответе использованы знания, приобретённые ранее, курсовой проект защищен на «отлично»
– на оценку «хорошо» – раскрыто основное содержание материала в объёме; в основном правильно даны определения, понятия; материал изложен неполно, при ответе допущены неточности, нарушена последовательность изложения; допущены небольшие неточности при выводах и использовании терминов; практические навыки нетвёрдые, курсовой проект защищен на «отлично» или «хорошо»
– на оценку «удовлетворительно» – усвоено основное содержание материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения и понятия даны не чётко; практические навыки слабые, курсовой проект защищен на положительную оценку;
– на оценку «неудовлетворительно» – основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на дополнительные вопросы преподавателя.
Система оценки самостоятельной работы студента
Самостоятельная работа обучаемых имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, подготовку к предстоящим занятиям и сдаче зачета по дисциплине, а также формирование навыков умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний [1, 2]. На самостоятельной подготовке студенты знакомятся с рекомендованной литературой, конспектируют источники, дополняют конспект лекций, используют мультимедийные обучающие программы, решают ситуационные задачи и отвечают на контрольные вопросы, стимульный материал и демонстрационный материал для работы на практических занятиях.
Задачами СРС являются:
систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
углубление и расширение теоретических знаний;
формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развитие исследовательских умений;
использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.
Критерии оценки самостоятельной работы студентов:
уровень освоения студентом учебного материала;
умение использовать теоретические знания при выполнении практических, ситуационных задач;
сформированность обще-учебных умений;
обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление материала в соответствии с требованиями;
уровень самостоятельности студента при выполнении СР.
Качество выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов оценивается посредством текущего контроля самостоятельной работы студентов с использованием балльно-рейтинговой системы. Текущий контроль СРС – это форма планомерного контроля качества и объема, приобретаемых студентом компетенций в процессе изучения дисциплины, проводится на практических заданиях и во время консультаций преподавателя.
Максимальное количество баллов за индивидуальное задание студент получает, если: обстоятельно с достаточной полнотой излагает соответствующую тему; дает правильные формулировки; правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала.
70-89% от максимального количества баллов студент получает, если: неполно, но правильно изложено задание; при изложении были допущены 1-2 несущественные ошибки, которые он исправляет после замечания преподавателя; дает правильные формулировки.
50-69 % от максимального количества баллов студент получает, если: неполно, но правильно изложено задание; при изложении была допущена 1 существенная ошибка, но при этом студент знает и понимает основные положения данной темы.
49 % и менее от максимального количества баллов студент получает, если: неполно изложено задание; при изложении были допущены существенные ошибки.
В «0» баллов преподаватель вправе оценить выполнение студентом задание, если оно не удовлетворяет требованиям, установленным преподавателем к данному виду работу.
При выставлении оценки учитывается количество процентов выполненных правильно заданий:
90% -100% - оценка "5"
70% - 89% - оценка "4"
50% - 69 % - оценка "3"
0% - 49% - оценка "2"
Система оценки тестовых работ студента
Контрольно-измерительные материалы должны оценивать у студентов полученные знания, умения и навыки. По итогам изучения всей дисциплины проводится экзамен. Чтобы получить допуск до экзамена, студенту необходимо сдать тест на проверку знаний изученного раздела, отчет по лабораторным работам, которые направлены на проверку умений студента, а также принять участие в деловой игре, где будут оцениваться навыки обучающихся. Остановимся подробнее на каждом из этих пунктов.
Для того, чтобы проверить полученные знания у студентов, в конце изучения дисциплины проводится тестирование.
Тест – это инструмент, краткое стандартизованное испытание, в основе которого лежит специально подготовленный набор заданий, позволяющих объективно и надежно оценить исследуемые качества на основе использования статистических методов.
Для подготовки дисциплинарных, квалификационных и других тестов используются различные формы (виды, типы) тестовых заданий. Выделяют четыре основные формы, представленные в таблице 5. Все перечисленные формы тестовых заданий имеют определенные достоинства и недостатки. Выбор их зависит от учебной дисциплины, назначения теста, ориентации на студентов различных специальностей, возможностей системы компьютерного тестирования и т.д.
Таблица 5. Формы тестовых заданий
Формы тестовых заданий |
Модификация |
Закрытые |
Вопросы с выбираемыми ответами, вариантами ответов, множественным выбором. К ним относят: фасетные задания, задания-задачи с предлагаемым вариантом ответов – числами. |
На установление соответствия |
Устанавливается соответствие элементов одного множества элементам другого. К ним относят: термины-определения, показатели-способы расчета, хозяйственные операции. |
На определение правильной последовательности |
Необходимо указать порядок выполнения процессов, операций, вычислений. Обучаемый вводит номера предлагаемых операций в нужной последовательности. Разновидность – задания на ранжирование: расположение элементов по возрастанию их значимости. |
Открытые |
Задания на заполнение пропусков, на завершение фраз, предложений: в месте пропуска (точек) указывается слово или несколько слов. |
Контроль знаний является важной частью процесса обучения и позволяет получить всестороннюю оценку уровня знаний обучаемых. Одной из хорошо зарекомендовавших себя повсеместно форм контроля знаний является тестирование. Тестирование, несмотря на множество определенных недостатков, является в принципе единственным по-настоящему технологическим средством для измерения уровня знаний и незаменимо как инструмент, позволяющий реализовать эффективный педагогический контроль и должным образом организовать управление учебным процессом.
При выставлении оценки учитывается количество процентов выполненных правильно заданий:
90% -100% - оценка "5"
75% - 89 % - оценка "4"
60% - 74 % - оценка "3"
45% - 59 % - оценка "2"
Система оценки семинарского занятия
В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Согласно исследованиям совместной учебной деятельности процесс мышления и усвоения знаний более эффективен в том случае, если решение задачи осуществляется не индивидуально, а предполагает коллективные усилия. Поэтому семинарское занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара. Реализуются общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведение семинаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления студентов.
Готовясь к семинару, студенты должны:
Познакомиться с рекомендованной литературой;
Рассмотреть различные точки зрения по вопросу;
Выделить проблемные области;
Сформулировать собственную точку зрения;
Предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионный вопрос.
Критерии оценки семинара:
- присутствие на семинарском занятии (пассивная работа) оценивается в 1 балл;
- развёрнутый ответ на вопрос семинарского занятия с использованием материалов рекомендованных первоисточников, 2-3 дополнительных учебников кроме базового, материалов, не включённых в список обязательной и дополнительной литературы к семинару:3 балла;
- ответ на вопрос семинарского занятия с использованием материалов 1-2 дополнительных учебников кроме базового, дополнения к ответу другого студента с использованием дополнительной литературы: 2балла;
- дополнения к ответу предыдущего студента с использованием материалов обязательной литературы, ответ на дополнительный вопрос преподавателя: 1 балл;
- краткие дополнения к ответу предыдущего студента:1 балл.
В сумме за семинарское занятие максимально студент может получить 8 баллов.
Критерии оценки работы студентов над решением кейса
Метод кейсов — техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.
Оценка |
Критерии оценивания |
Оценка 5 (Отлично) |
|
Оценка 4 (Хорошо) |
|
Оценка 3 (Удовлетворительно) |
|
Оценка 2 (Неудовлетворительно) |
|
Рычков А.И. Эффективность от внедрения ИТ на высокотехнологичных предприятиях // Труды МГТА: электронный журнал [электронное научное издание]. – 2012 [Электронный ресурс]. – URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-320803.html.
Чусавитина Г.Н. Основы финансовой математики (учебное пособие). Москва: Флинта: МПСИ, 2008.