ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА» - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА»

Акулова С.В. 1, Ефимова И.Ю. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Для получения отличного результата текущий контроль успеваемости обучающихся в университете должен складываться из присутствии на лекциях и самостоятельной работы. Это обеспечивает оперативное управление через преподавателя учебной деятельностью обучающихся и её корректировку; стимулирует регулярную и целенаправленную работу обучающихся, активизирует их познавательную деятельность и проводится в течение учебного семестра.

Для практических занятий система оценивания такова:

на оценку «отлично»полно раскрыто содержание материала; чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание материала; ответ самостоятельный, при ответе использованы знания, приобретённые ранее, курсовой проект защищен на «отлично»

на оценку «хорошо»раскрыто основное содержание материала в объёме; в основном правильно даны определения, понятия; материал изложен неполно, при ответе допущены неточности, нарушена последовательность изложения; допущены небольшие неточности при выводах и использовании терминов; практические навыки нетвёрдые, курсовой проект защищен на «отлично» или «хорошо»

на оценку «удовлетворительно»усвоено основное содержание материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения и понятия даны не чётко; практические навыки слабые, курсовой проект защищен на положительную оценку;

на оценку «неудовлетворительно»основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на дополнительные вопросы преподавателя.

Система оценки самостоятельной работы студента

Самостоятельная работа обучаемых имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, подготовку к предстоящим занятиям и сдаче зачета по дисциплине, а также формирование навыков умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний [1, 2]. На самостоятельной подготовке студенты знакомятся с рекомендованной литературой, конспектируют источники, дополняют конспект лекций, используют мультимедийные обучающие программы, решают ситуационные задачи и отвечают на контрольные вопросы, стимульный материал и демонстрационный материал для работы на практических занятиях.

Задачами СРС являются:

  • систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

  • углубление и расширение теоретических знаний;

  • формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

  • развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

  • развитие исследовательских умений;

  • использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.

Критерии оценки самостоятельной работы студентов:

 уровень освоения студентом учебного материала;

 умение использовать теоретические знания при выполнении практических, ситуационных задач;

сформированность обще-учебных умений;

 обоснованность и четкость изложения ответа;

 оформление материала в соответствии с требованиями;

 уровень самостоятельности студента при выполнении СР.

Качество выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов оценивается посредством текущего контроля самостоятельной работы студентов с использованием балльно-рейтинговой системы. Текущий контроль СРС – это форма планомерного контроля качества и объема, приобретаемых студентом компетенций в процессе изучения дисциплины, проводится на практических заданиях и во время консультаций преподавателя.

Максимальное количество баллов за индивидуальное задание студент получает, если: обстоятельно с достаточной полнотой излагает соответствующую тему; дает правильные формулировки; правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала.

70-89% от максимального количества баллов студент получает, если: неполно, но правильно изложено задание; при изложении были допущены 1-2 несущественные ошибки, которые он исправляет после замечания преподавателя; дает правильные формулировки.

50-69 % от максимального количества баллов студент получает, если: неполно, но правильно изложено задание; при изложении была допущена 1 существенная ошибка, но при этом студент знает и понимает основные положения данной темы.

49 % и менее от максимального количества баллов студент получает, если: неполно изложено задание; при изложении были допущены существенные ошибки.

В «0» баллов преподаватель вправе оценить выполнение студентом задание, если оно не удовлетворяет требованиям, установленным преподавателем к данному виду работу.

При выставлении оценки учитывается количество процентов выполненных правильно заданий:

  • 90% -100% - оценка "5"

  • 70% - 89% - оценка "4"

  • 50% - 69 % - оценка "3"

  • 0% - 49% - оценка "2"

Система оценки тестовых работ студента

Контрольно-измерительные материалы должны оценивать у студентов полученные знания, умения и навыки. По итогам изучения всей дисциплины проводится экзамен. Чтобы получить допуск до экзамена, студенту необходимо сдать тест на проверку знаний изученного раздела, отчет по лабораторным работам, которые направлены на проверку умений студента, а также принять участие в деловой игре, где будут оцениваться навыки обучающихся. Остановимся подробнее на каждом из этих пунктов.

Для того, чтобы проверить полученные знания у студентов, в конце изучения дисциплины проводится тестирование.

Тест – это инструмент, краткое стандартизованное испытание, в основе которого лежит специально подготовленный набор заданий, позволяющих объективно и надежно оценить исследуемые качества на основе использования статистических методов.

Для подготовки дисциплинарных, квалификационных и других тестов используются различные формы (виды, типы) тестовых заданий. Выделяют четыре основные формы, представленные в таблице 5. Все перечисленные формы тестовых заданий имеют определенные достоинства и недостатки. Выбор их зависит от учебной дисциплины, назначения теста, ориентации на студентов различных специальностей, возможностей системы компьютерного тестирования и т.д.

Таблица 5. Формы тестовых заданий

Формы тестовых заданий

Модификация

Закрытые

Вопросы с выбираемыми ответами, вариантами ответов, множественным выбором. К ним относят: фасетные задания, задания-задачи с предлагаемым вариантом ответов – числами.

На установление соответствия

Устанавливается соответствие элементов одного множества элементам другого. К ним относят: термины-определения, показатели-способы расчета, хозяйственные операции.

На определение правильной последовательности

Необходимо указать порядок выполнения процессов, операций, вычислений. Обучаемый вводит номера предлагаемых операций в нужной последовательности.

Разновидность – задания на ранжирование: расположение элементов по возрастанию их значимости.

Открытые

Задания на заполнение пропусков, на завершение фраз, предложений: в месте пропуска (точек) указывается слово или несколько слов.

Контроль знаний является важной частью процесса обучения и позволяет получить всестороннюю оценку уровня знаний обучаемых. Одной из хорошо зарекомендовавших себя повсеместно форм контроля знаний является тестирование. Тестирование, несмотря на множество определенных недостатков, является в принципе единственным по-настоящему технологическим средством для измерения уровня знаний и незаменимо как инструмент, позволяющий реализовать эффективный педагогический контроль и должным образом организовать управление учебным процессом.

При выставлении оценки учитывается количество процентов выполненных правильно заданий:

  • 90% -100% - оценка "5"

  • 75% - 89 % - оценка "4"

  • 60% - 74 % - оценка "3"

  • 45% - 59 % - оценка "2"

Система оценки семинарского занятия

В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Согласно исследованиям совместной учебной деятельности процесс мышления и усвоения знаний более эффективен в том случае, если решение задачи осуществляется не индивидуально, а предполагает коллективные усилия. Поэтому семинарское занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара. Реализуются общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведение семинаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления студентов.

Готовясь к семинару, студенты должны:

  1. Познакомиться с рекомендованной литературой;

  2. Рассмотреть различные точки зрения по вопросу;

  3. Выделить проблемные области;

  4. Сформулировать собственную точку зрения;

  5. Предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионный вопрос.

Критерии оценки семинара:

- присутствие на семинарском занятии (пассивная работа) оценивается в 1 балл;

- развёрнутый ответ на вопрос семинарского занятия с использованием материалов рекомендованных первоисточников, 2-3 дополнительных учебников кроме базового, материалов, не включённых в список обязательной и дополнительной литературы к семинару:3 балла;

- ответ на вопрос семинарского занятия с использованием материалов 1-2 дополнительных учебников кроме базового, дополнения к ответу другого студента с использованием дополнительной литературы: 2балла;

- дополнения к ответу предыдущего студента с использованием материалов обязательной литературы, ответ на дополнительный вопрос преподавателя: 1 балл;

- краткие дополнения к ответу предыдущего студента:1 балл.

В сумме за семинарское занятие максимально студент может получить 8 баллов.

Критерии оценки работы студентов над решением кейса

Метод кейсов — техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

Оценка

Критерии оценивания

Оценка 5 (Отлично)

  • изложение материала логично, грамотно, без ошибок;

  • свободное владение профессиональной терминологией;

  • умение высказывать и обосновать свои суждения;

  • студент дает четкий, полный, правильный ответ на теоретические вопросы;

  • студент организует связь теории с практикой.

Оценка 4 (Хорошо)

  •  
    • студент грамотно излагает материал; ориентируется в материале, владеет профессиональной терминологией, осознанно применяет теоретические знания для решения кейса, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности;

    • ответ правильный, полный, с незначительными неточностями или недостаточно полный.

Оценка 3 (Удовлетворительно)

  • студент излагает материал неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении знаний для решения кейса, не может доказательно обосновать свои суждения;

  • обнаруживается недостаточно глубокое понимание изученного материала.

Оценка 2 (Неудовлетворительно)

  • отсутствуют необходимые теоретические знания; допущены ошибки в определении понятий, искажен их смысл, не решен кейс;

  • в ответе студента проявляется незнание основного материала учебной программы, допускаются грубые ошибки в изложении, не может применять знания для решения кейса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
  1. Рычков А.И. Эффективность от внедрения ИТ на высокотехнологичных предприятиях // Труды МГТА: электронный журнал [электронное научное издание]. – 2012 [Электронный ресурс]. – URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-320803.html.

  2. Чусавитина Г.Н. Основы финансовой математики (учебное пособие). Москва: Флинта: МПСИ, 2008.

Просмотров работы: 683