Дыхание представляет собой непрерывный физико-биологический процесс, в результате которого организм из внешней среды получает энергию с высоким потенциалом, а выделяет с более низким.
Система дыхания совершенствуется с воздухом, увеличивается длительность дыхания, длинна и скорость вдоха, продолжительнее становится выдох, резерв педагогического вмешательства снижается чувствительность дыхательного центра к недостатку кислорода и не избытку углекислого газа.
Таким образом, мы считаем необходимым изучение дыхательной деятельности школьников и изучение педагогической возможности в развитии дыхательной системы.
Цель исследования: выявление педагогических условий эффективного укрепления здоровья школьников с помощью дыхательной гимнастики
Объект: процесс укрепления здоровья школьников.
Предмет: дыхательная гимнастика как средство укрепления здоровья школьников.
Гипотеза: Укрепление здоровья школьников с помощью дыхательной гимнастики будет более эффективным, если реализуются следующие условия:
- соблюдается принцип систематичности и последовательности в применении дыхательной гимнастики;
- проводится систематическая оценка функций дыхательной системы школьников;
- школьники будут вовлекаться в разные виды деятельности с использованием дыхательных упражнений.
Задачи:
1) теоретически обосновать применение дыхательной гимнастики для укрепление здоровья школьников;
2) выделить анатомо-физиологические особенности дыхательной системы школьников;
3) составить на основе методической литературы комплекс дыхательной гимнастики;
3) экспериментально подтвердить эффективность комплекса дыхательной гимнастики для укрепления здоровья школьников.
Методологической основой нашего исследования является; учение о развитии личности на основе диалектического и исторического материализма, современные исследования в области валеологии (Н.А. Амосов, И.А. Аршавский, И.В. Воронцов, Э.М. Казин и др.), положения теории и методики физического воспитания детей и подростков оздоровительной направленности (В.М. Баранов, К.А. Виноградов, П.Ф. Лесгафт и др.)
В исследовании нами применялись следующие методы научного исследования:
- теоретические (анализ, дедукция, индукция, синтез, сравнение и обобщение);
-эмпирические (педагогический эксперимент, физиологическое исследование: жизненная ёмкость лёгких, экспресс-проба, анализ заболеваемости);
-математическая обработка материалов исследования.
В ходе эксперимента с учащимися экспериментального класса проводились целенаправленные спортивно-оздоровительные мероприятия в режиме дня:
гимнастика до занятий,
физминутки,
подвижные перемены,
оздоровительные паузы.
Ребята участвовали в общешкольных спортивных мероприятиях и в конкурсах проводимых внутри класса. Уроки проводились в соответствии с требованиями, но включали дыхательные упражнения в каждую часть урока.
На спортивных соревнованиях, а это эстафеты, проводили упражнения на развитие дыхательных мышц (бег, прыжки, надувание шаров, перегонка кораблика по воде с помощью воздуха и т.д.).
Так как, дыхательные упражнения лучше проводить по 20 минут каждый день, чем по часу 2 раза в неделю, то вся физкультурно-оздоровительная работа включала данный вид упражнений.
Упражнения были разбиты на три ступени (по рекомендации И.Б. Темкина, О.А. Шейнбергина и П.И. Аникеева). Только после полного усвоения упражнений одной ступени переходили к изучению другой ступени. 1 и 2 ступень обучения предусматривает по 10-12 занятий, третьей ступени - 30-35 занятий.
Первая ступень
Отличается обучением ритмичному дыханию. На освоение первой ступени обычно требуется 10-12 самостоятельных занятий с постепенным увеличением продолжительности упражнений.
СТАТИЧЕСКИЕ дыхательные упражнения (лежа на спине, боку, сидя и стоя):
1. Ритмичное носовое дыхание с закрытым ртом в привычном темпе (продолжительность 30-60 секунд).
2. То же с мысленным подсчетом количества вдохов и выдохов через нос за 15-30-60 с.
3. Ритмичное дыхание через одну ноздрю при зажатой рукой другой ноздре, попеременно по 3-4 раза (30-60 с).
4. Брюшное дыхание. Стараясь держать грудную клетку неподвижной, во время вдоха максимально выпячивают переднюю стенку живота, особенно ее нижнюю часть. Во время выдоха брюшную стенку энергично втягивают. Для зрительного контроля правильности движений руки находятся на груди и животе (4-8-12 раз).
5. Грудное дыхание. Стараясь держать неподвижной переднюю стенку живота, во время вдоха максимально расширяют грудную клетку. При выдохе грудную клетку энергично сжимают. Дышать через нос. Для контроля руки находятся с боков грудной клетки (4-8-12 раз).
6. Полное дыхание. Во время вдоха расширяют грудную клетку с одновременным выпячиванием передней стенки живота. Выдох начинается с энергичного втягивания брюшной стенки и последующего сжимания грудной клетки. Дышать через нос. Для контроля одна рука находится на груди, другая - на животе (4-8-12 раз).
7. Упражнение в произвольном ритме дыхания и его одновременном углублении. Дышать через нос (30-60-120 с).
ДИНАМИЧЕСКИЕ дыхательные упражнения:
1. Равномерное носовое дыхание в сочетании с ходьбой в медленном темпе (на месте или в движении). Может проводиться в виде имитации ходьбы из исходных положений лежа или сидя. Выдох несколько длиннее вдоха, обе фазы выполняются на определенное число шагов (60-120-180 с).
Вторая ступень
Предусматривается использование статических дыхательных упражнений первой ступени и дополнительных статических упражнений, а также динамических упражнений. На этом этапе особое внимание уделяют умению произвольно менять ритм, темп и амплитуду дыхательных движений. Для освоения его обычно требуется 10-12 самостоятельных занятий с постепенным увеличением продолжительности упражнений.
СТАТИЧЕСКИЕ дыхательные упражнения (лежа на спине, на боку, сидя и стоя):
1. Равномерное дыхание с вдохом через нос и толчкообразным, в 2-3 приема, выдохом через рот (3-6 раз).
2. Равномерное дыхание с вдохом через нос и удлиненным выдохом через рот с произношением гласных или согласных звуков (3-6 раз).
3. Способ дыхания со встречными движениями. Во время вдоха грудная клетка расширяется, а живот втягивается, во время выдоха грудная клетка сжимается, а живот выпячивается. Упражнение выполнять ритмично, без напряжения и бесшумно. Дышать через нос (4-8-12 раз). Это упражнение заимствовано из китайской дыхательной гимнастики.
4. Медленный вдох через нос, выдох одним быстрым движением через рот, затем задержка дыхания на 3-5 секунд (4-8 раз).
5. Быстрый глубокий вдох через рот, медленный выдох через нос (4-8 раз).
ДИНАМИЧЕСКИЕ дыхательные упражнения:
1. Лежа на спине, сидя или стоя. Руки опущены, ноги вместе. Поднимание рук через стороны вверх - вдох, возвращение в исходное положение выдох (3-6 раз).
2. Сидя или стоя. Руки в стороны. Произвольное дыхание при вращении рук в плечевых суставах вперед и назад, попеременно по 4 раза в каждую сторону (4-6 раз).
3. Сидя или стоя. Ноги на ширине плеч, руки согнуты, кисти сжаты в кулаки. Удары, имитирующие удары в боксе. Дыхание равномерное (8-10 раз каждой рукой).
4. Лежа на спине, сидя или стоя. Ноги вместе, руки на талии. Отведение прямой ноги в сторону и возвращение в исходное положение - вдох, пауза - выдох (6-8 раз в каждую сторону).
5. Лежа на спине, сидя или стоя. Ноги вытянуты вместе, руки опущены. Попеременное сгибание ног в коленных суставах. При выполнении упражнения - выдох, при возвращении в исходное положение-вдох (6-8 раз каждой ногой).
6. Сидя или стоя. Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Наклоны туловища вперед - выдох, возвращение в исходное положение - вдох (4-8 раз).
7. Лежа, сидя или стоя. Ноги вместе, руки в стороны. Наклоны туловища в стороны. При выполнении упражнения - выдох, при возвращении в исходное положение- вдох (4-8 раз в каждую сторону).
Третья ступень
Третья ступень - это освоение навыков дыхания в условиях повышенной нагрузки, выработка правильного дыхания при выполнении бытовых и профессиональных нагрузок. Занятия предусматривают дыхательную гимнастику во время длительных прогулок, спортивных упражнений или игр и т.п. Продолжительность освоения этого этапа более значительная -30-35 самостоятельных занятий.
СТАТИЧЕСКИЕ дыхательные упражнения
Исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты, копчик, пятки и макушка - на одной линии; смотрите прямо перед собой, плечи расслабьте и опустите, руки сложите на животе.
I. Освоение правил диафрагмального дыхания: на вдохе диафрагму опустить, живот слегка выпячивайте, на выдохе - втягивайте; выдох чуть длиннее вдоха; дышите ровно, через нос, в привычном темпе; подстраивать движения под дыхание, а не наоборот.
II. Собственно упражнения.
1. Выполнить диафрагмальное дыхание, закрыв глаза, что поможет сосредоточиться. Отработать дыхание до тех пор, пока оно не станет естественным, и лишь затем добавить новые движения.
2. На выдохе колени сгибать, на вдохе - выпрямлять. Двигаться вверх-вниз, непрерывно подстраиваться под дыхание. Чем ниже присядете, тем больше нагрузка.
3.Руки лежат на воздушной подушке: ладони - на уровне плеч, пальцы "смотрят" вниз, локти слегка опущены, подмышки не зажимать. Делая выдох, приседать, руки опускаются до уровня бедер, как бы поглаживая воздух. На вдохе поднимаясь, руки также движутся вверх (поначалу чтобы контролировать дыхание, одну руку оставить на животе).
ДИНАМИЧЕСКИЕ дыхательные упражнения:
1. Лежа на спине. Ноги вместе, руки произвольно (в зависимости от силы мышц брюшного пресса). Переход в положение сидя - выдох, возвращение в исходное положение - вдох (6-8-12 раз).
2. Стоя. Ноги вместе, руки на талии. Приседание - выдох, возвращение в исходное положение - вдох (6-10-15 раз).
3. Стоя. Ноги вместе, руки на талии. Подскоки - дыхание равномерное (20-40-60 раз).
4. Равномерное дыхание при беге на месте или в движении в медленном и среднем темпе (30-60 секунд).
5. Углубленное носовое дыхание при ходьбе по лестнице (30-60 секунд)
6. Дыхание при плавании - через рот; укороченный энергичный вдох и удлиненный выдох.
В ходе эксперимента были получены следующие результаты.
Занимающиеся в экспериментальном классе, отличались, по сравнению с началом эксперимента, лучшими показателями жизненной ёмкости лёгких. У 46% школьников изменился уровень с низкого к более высокому уровню ёмкости лёгких. В контрольном классе также произошёл рост показателей, но не в таких процентных соотношениях: около 30% школьников улучшили свой результат.
Повысился уровень адаптации к физическим нагрузкам. В экспериментальном классе, хотя на начало учебного года хороший уровень имели 92% и на конец эксперимента составил 92%, но 24% учащихся улучшили своё функциональное состояние. В контрольном классе у 10 % школьников наблюдается снижение уровня адаптации к физическим нагрузкам.
Количество простудных заболеваний ярко демонстрировала эффективность экспериментальной деятельности: в экспериментальном классе снизилось почти в 2 раза (с 40 % до 14 %), в сравнении с контрольным классом (с 40 % до 35 %), что еще раз подтверждает правильность выдвижения гипотезы.
Поскольку экспериментальная работа была проведена с учащимися 4 класса, то данный эксперимент не претендует на конечный результат, поэтому дальнейшая работа учителя по сохранению и укреплению здоровья школьников с помощью дыхательных упражнений должна быть связана с формированием здорового образа жизни.
Список использованной литературы
Агаджанян, Н.А. Этюды об адаптации и путях сохранения здоровья[Текст]/ Н.А. Агаджанян, А.И. Труханов, Б.А. Шендеров. - М:Педагогика, 2002. -67с.
Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем [Текст]/П.К. Анохин. - М: Высшая школа, 1975.-345с.
Баевский, P.M. Концепция физиологической нормы и критерииздоровья [Текст]/ P.M. Баевский // Российский физиол. жури. им.Сеченова. -2003. -Т. 4. -№ 89. -С. 473-487.
Баевский, P.M. Оценка адаптационных возможностей организма и рискразвития заболеваний [Текст]/ P.M. Баевский, А.П. Берсенева. - М.:Высшая школа, 1997.- 432с.
Баевский P.M. Оценка адаптационных возможностей организма ипроблема восстановительной медицины / P.M. Баевский, А.Л. Сыркини др. //Вести, восстановительной мед. -2004. -№2. -С. 18-22.
Баранов, Ю.А. Нервно-психическая неустойчивость и методы еевыявления у призывников [Текст]/ Ю.А. Баранов // Актуальные вопр.профессионального психологического и рационального распределенияпризывников в военных комиссариатах. -1988. -№5. -С. 123-141.
5