Физическая реабилитация - комплекс мероприятий направленный на восстановление или компенсацию временно или постоянно утраченных функций систем организма с помощью средств физической культуры, массажа, физиотерапии, природных факторов для возвращения пациента к бытовым, трудовым навыкам и возвращение его в социум [8].
Двигательный режим - часть общего режима дошкольника, регламентирующий активную мышечную деятельность, включая занятия физическими упражнениями, прогулки и др. С возрастом в распорядке дня ребенка физические упражнения должны занимать все большее место. Они являются фактором, способствующим увеличению адаптации к мышечной активности, способствуют нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения, нормализации эмоционально-мотивационной сферы, улучшению сна, возрастанию умственной деятельности. Двигательная активность дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку [3,5].
С целью взаимосвязи этапов формирования двигательных навыков, коррекции, работа по физическому воспитанию с детьми, имеющими задержку психического развития должна организовываться в разнообразных формах: физкультурные занятия (сюда включаются подвижные игры, физкультминутки, ритмопластика, психогимнастика, релаксация); физкультурно-оздоровительная работа (утренняя гимнастика, закаливающие мероприятия, гимнастика после дневного сна, нетрадиционные методы оздоровления, профилактика заболеваний); работа по физическому воспитанию в повседневной жизни (коррекционно-развивающая индивидуальная работа, подвижные игры, самостоятельная двигательная активность, прогулки за пределами ДОУ); активный отдых (физкультурные досуги, праздники, развлечения, дни здоровья). Каждый вид занятий в той или иной мере имеет свое специфическое назначение и свою структуру: содержание и построение.
С целью оптимизации двигательной активности в детском саду, для детей с ЗПР необходимо создание специальных педагогических условий, предполагающих индивидуально-дифференцированный подход к формированию двигательных навыков и применение комплекса коррекционно-профилактических мероприятий, включающих углубленное изучение двигательной сферы воспитанников данной группы. Также планирование и организацию физкультурно - оздоровительных мероприятий с учетом выявленных особенностей, создание особого двигательного режима, дозирование физических и психических нагрузок, профилактику переутомления и гиподинамии [6,7]. Также обязательно необходимо придерживаться двигательного режима, для того чтобы преодолевались у детей с данным отклонением недостатки в развитии, нарушение здоровья. Оптимизация коррекционно - развивающего процесса предполагает использование специфического содержания, форм, средств и методов педагогического воздействия с учетом особенностей моторики и психомоторики дошкольников с ЗПР.
Цель исследования: оценить динамику физического развития у дошкольников с задержкой психического развития в процессе физической реабилитации.
Исследование проводилось на базе МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 124 «Мирославна», г. Архангельск, в 2 этапа: декабрь 2013 года и ноябрь-декабрь 2014 года: 12 девочек, имеющих основной диагноз – задержка психического развития (экспериментальная группа). Контрольная группа - 12 девочек, практически здоровые дети. Все обследуемые на момент начала тестирования имели паспортный возраст 5 лет, на конец исследования 6 лет.
В исследования использовались следующие методы: Антропометрическое исследование: длина тела, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, динамометрия. Оценка физического развития. Двигательное тестирование: Прыжок с места в длину; челночный бег 3*10м; тест «Аист»; Бег 10м; Тест на гибкость. Метод статистической обработки данных. Для детей подобран комплекс подвижных игр для развития двигательных качеств у детей с задержкой психического развития.
Результаты исследования. Результаты проведенного исследования представлены в таблице 1 и на рисунках 1,2,3,4 и 5.
Таблица -1 Динамика показателей физического развития у исследуемых детей
Показатели (у.е) |
Исследуемые группы |
t -Критерий Стьюдента |
|||
2013 г. |
2014 г. |
||||
Фактические |
Должные |
Фактические |
Должные |
||
Длина тела (см) |
110,8±2,35 |
109,77±3,12 |
114,58±2,06 |
116,65±3,31 |
3,9815** |
Масса тела (кг) |
20,36±0,5 |
18,83±3,31 |
22,59±0,55 |
21,1±1,69 |
3,4741** |
ОГК (см) Пауза |
58,58±1,73 |
55,18±1,69 |
60,04±1,74 |
57,06±2,01 |
5,7445*** |
Вдох |
60,7±1,8 |
- |
62,67±1,58 |
- |
4,0516** |
Выдох |
57,45±1,74 |
- |
59,25±1,56 |
- |
3,8966** |
Экскурсия |
3,25±0,15 |
- |
3,5±0,19 |
- |
3,5456** |
Динамометрия правой руки (кг) |
6,79±1,17 |
7±1 |
7,5±1,33 |
8,36±0,36 |
4,2142** |
Динамометрия левой руки (кг) |
6,29±0,86 |
6±1 |
6,63±0,91 |
7,74±0,74 |
4,6904*** |
Жизненная емкость легких (л) |
1,05±0,12 |
1,025±0,17 |
1,1±0,13 |
1,15±0,05 |
4,1443** |
Достоверность: *-р