ОЦЕНКА ЮЗАБИЛИТИ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОЦЕНКА ЮЗАБИЛИТИ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

Камалеев Р.Р. 1, Чернова Е.Н. 2
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
2Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Обращение к ресурсам Интернета приобретает все большее значение в жизни современных людей, охватывая практически все сферы активности человека: трудовую деятельность, образование, поиск справочной информации, общение, отдых, развлечения и пр. Начиная с конца 1980-х годов в научно-прикладных разработках складывается представление о ключевой роли такой характеристики, как эргономичность создаваемых программных продуктов, которая определяет их коммерческую привлекательность, масштабность распространения на рынке компьютерных средств, субъективную удовлетворенность пользователей при работе с ними, и связана с эффективностью их использования при решении различных задач в Интернет-среде. В современных моделях оценки качества программных продуктов эргономичность обычно описывается с помощью специального термина «юзабилити» (usability), который дословно переводится с английского как «пригодность к использованию».

Классическое определение этого термина дано в стандарте ISO 9241– 11:1998: «юзабилити – это степень, в которой продукт может быть использован определенной группой пользователей для достижения определенных целей в определенном контексте использования результативно, производительно и с чувством удовлетворенности». Такая постановка проблемы заостряет внимание на необходимости разработки комплексных методов и средств для оценки качества программных продуктов по критериям удобства и эффективности работы, базирующихся на использовании поведенческих, психологических и психофизиологических показателей [1].

Юзабилити нацелено на то, чтобы сайт был коммерчески успешен, т.е. приносил заявки и продажи. Таким образом, понятие юзабилити сайта можно еще трактовать как удобство совершения конверсионного действия при попадании пользователя на ресурс.

Сайт, учитывающий правила юзабилити, лучше воспринимается пользователем, имеет хороший показатель времени, проведенного на сайте, и высокий процент конверсии. Все вместе приводит к тому, что пользовательские факторы начинают работать на сайт, принося клиентов и повышая позиции сайта в поисковых системах.

Актуальность работы заключается в том, что разработчики сайтов, к сожалению, далеко не всегда добросовестны в выполнении своей работы: сайт визуально выглядит красиво, функциональность соответствует техническому заданию, но пользователю на этом сайте некомфортно, неуютно и неудобно. То есть интерфейс и дизайн сайта не отвечают принципам юзабилити. И если необходимость создания и использования сайта понимают многие, то оценить качество готового сайта может только профессионал в сфере разработки интерфейсов программного обеспечения.

Обозначенная актуальность позволила нам сформулировать тему курсовой работы: «Оценка юзабилити Интернет-сайтов».

Цель курсовой работы: определить методы оценки юзабилити Интернет-сайта.

Объектом исследования является: Интернет-сайт.

Предметом исследования является: методы оценки юзабилити Интернет-сайтов.

Задачи курсовой работы:

  1. Дать характеристику юзабилити Интернет-сайта;

  2. Определить методы оценки юзабилити Интернет-сайта;

  3. Определить методы юзабилити-тестирования Интернет-сайта.

§1. Юзабилити Интернет-сайта

Понятие «интерфейс» широко используется в технике и технологиях, обозначая комплекс средств и правил взаимодействия между отдельными элементами одной системы. Так, например, в компьютерной технике под интерфейсом понимается форма и технология общения между средствами ввода и программными средствами машины. В программировании интерфейс – это детализированная, описанная граница взаимодействия между кодом, предоставляющим некоторые возможности, и кодом, который эти возможности использует. Это – правила взаимодействия операционной системы с пользователями. Инженеры-схемотехники понимают под интерфейсом разъемы и кабели, с помощью которых соединяются между собой блоки электронной аппаратуры.

В более широком случае интерфейс – это часть системы, обеспечивающая взаимодействие с пользователем или другой системой. Интерфейс человеко-машинный – комплекс технических и информационно-программных средств, посредством которых осуществляется диалоговый режим взаимодействия человека-оператора и вычислительных средств компьютеризированного образца.

Программные средства интерфейса – совокупность программных средств, обеспечивающих диалог оператора с вычислительными средствами и визуализацию виртуальных объектов на экране.

Технические средства интерфейса – средства отображения информации (СОИ) и органы управления (ОУ), используемые оператором при осуществлении диалога с вычислительными средствами.

В рамках теории обучающих и профессиональных иммерсивных сред под интерфейсом понимается связь между средами, позволяющая действующим в них системам оказывать те или иные формы не разрушающих друг друга ориентаций, ведущих к диалогу, кооперации или другим формам взаимодействий [2].

Понятие интерфейса является контекстно-зависимым, и дать его точное однозначное определение на все случаи жизни невозможно. Вместе с тем в каждой системе можно выделить и конкретизировать ее элементы, выполняющие интерфейсные функции.

В самом общем виде интерфейс обозначает форму и реализацию связи между системой и другими системами, составляющими рабочую (окружающую) среду системы.

С ростом и развитием сетевых систем передачи данных, таких как Интернет, широкое распространение получили интерфейсы, позволяющие обеспечить взаимодействие пользователя с различными прикладными и сервисными программами (через браузер, например), проводить мониторинг и управление заказом в Интернет-магазине, отслеживать процессы движения грузов в службах экспресс-перевозок, настраивать и управлять удаленными системами и устройствами.

Программный интерфейс – система унифицированных связей, предназначенных для обмена информацией между компонентами вычислительной системы и оператором. Программный интерфейс задает набор необходимых процедур, их параметров и способов обращения.

Современными видами интерфейсов в системе «человек-компьютер» являются:

  • командный интерфейс. Он называется так потому, что в этом виде интерфейса человек подает «команды» компьютеру, который их выполняет и выдает результат человеку. Командный интерфейс реализован в виде пакетной технологии и технологии командной строки;

  • WIMP-интерфейс (window – окно, image – образ, menu – меню, pointer – указатель). Характерной особенностью этого вида интерфейса является то, что диалог с пользователем ведется с помощью графических образов — меню, окон, других элементов. Хотя и в этом интерфейсе подаются команды машине, но это делается «опосредованно», через графические образы информационной модели, реализованной на экране дисплея. Различают два вида реализаций этого интерфейса: простой графический и «чистый» WIMP-интерфейс;

  • SILK-интерфейс (speech – речь, image – образ, language – язык, knowlege – знание). Этот вид интерфейса наиболее приближен к обычной, человеческой форме общения. В рамках этого интерфейса идет обычный «разговор» человека и компьютера. При этом компьютер формирует для себя команды, анализируя ключевые слова и выражения человеческой речи. Результат выполнения команд также преобразуется в понятную человеку форму;

  • веб-интерфейс – это совокупность средств, при помощи которых пользователь взаимодействует с веб-сайтом через веб-приложение. Он относится к программным интерфейсам. Веб-интерфейсы удобны тем, что дают возможность вести совместную работу сотрудникам, не находящимся в одном офисе (например, веб-интерфейсы часто используются для заполнения различных форм и баз данных или публикации материалов в Интернете и средствах массовой информации).

В настоящее время появляются новые виды интерфейса, использующие биометрические показатели и поведенческие невербальные каналы коммуникации, анализируемые компьютером. Для управления компьютером используются жесты, мимика пользователя, направление его взгляда, размер зрачка и другие признаки. При идентификации пользователя используются характеристики радужной оболочки его глаз, отпечатки пальцев и другая информация. Изображения считываются с цифровой видеокамеры, а затем с помощью специальных программ распознаются и включаются в процедуры управления и диалога с компьютером.

Широко развиваются системы семантического интерфейса. Этот вид интерфейса стимулируется развитием исследований в области искусственного интеллекта. Он представляет собой симбиоз известных форм интерфейсов, объединенных семантическим анализом речевых сообщений. Его трудно назвать самостоятельным видом интерфейса – он включает в себя и интерфейс командной строки, и графический, и речевой, и мимический интерфейсы. Основная его отличительная черта – использование естественного языка вместо языка команд. Моделируется общение. Запрос формируется на естественном языке, в процессе «коммуникации» с машиной.

Юзабилити — это измеримая характеристика, присутствующая в большей или меньшей степени во всех продуктах, которая описывает, как эффективно (фактически) пользователь может взаимодействовать с изделием. Janice (Ginny) Redish and Joseph Dumas. A Practical Guide to Usability Testing, 1999, p. 4. 3 Steve Krug. Don't Make Me Think, 2000, p. 5. 4 Jakob Nielsen. Usability Engineering, 1993, p. 26. 20

«Юзабилити относится к степени, до которой изделие может использоваться указанными пользователями, чтобы достигнуть указанных целей с эффективностью и удовлетворением в указанном контексте использования». — Международная организация по стандартизации ISO 9241-11.

«Ориентированный на человека проект характеризуется активным вовлечением пользователей и ясным пониманием пользователями требований задачи, соответствующим распределением функций между пользователями и технологией, повторением решений проекта, мультидисциплинарностью проекта». — Международная организация по стандартизации ISO 13407 [3].

Термин «юзабилити» – это английское скрещение слов «use» и «ability», что в переводе на русский буквально означает «возможность использовать». В круг вопросов, которые охватывает юзабилити, также входит задача повышения производительности работы с сайтом, как посетителей, так и обслуживающего персонала. Сайт должен быть не только удобным, но и нетребовательным к пользователю - минимум усилий для достижения поставленной цели.

Одним из требований к хорошему сайту является концепция «делай то, что я имею в виду» или DWIM(англ. Do What I Mean). Концепция DWIM требует, чтобы система работала предсказуемо. Пользователь заранее интуитивно должен понять, что произойдет на сайте после того, как будет нажата та или иная ссылка.

Одним из важнейших пунктов юзабилити сайта является оценка accessibility. Accessibility (от англ. «доступность») – доступность сайта для пользователей с различными органическими или техническими ограничениями. Хороший сайт должен быть одинаково доступен большинству пользователей: в различных браузерах (кроссбраузерность – одинаковое отображение в различных браузерах), при различных разрешениях экрана, на различных устройствах, а также в регионах с низкой скоростью Интернета.

Так же к юзабилити можно отнести термин аффорданс (англ. affordance от afford – иметь или предоставлять возможность) – «приглашающее» (манящее) качество воспринимаемых предметов и событий. Это понятие ввел американский психолог Джеймс Гибсон в своей теории восприятия. Дональд Норманн (консультант крупнейших технологических компаний – AT&T, Hewlett-Packard, Apple) ввел понятие «affordance» в сферу проектирования интерфейсов. Это ситуация, при которой объект показывает человеку способ своего использования своими же свойствами.

Польза аффорданса заключается в том, что он позволяет человеку обходиться без какого-либо предварительного обучения и подготовки, благодаря чему аффорданс является самым эффективным и надежным средством обеспечения понятности.

Примерами аффорданса на веб-сайтах являются поисковая строка, правильно оформленная текстовая ссылка (четыре состояния – link, visited, active, hover).

По статистике LiveInternet, 20% посетителей просматривают не более трех страниц сайта, еще 30% просматривают от четырех до двадцати страниц. Оптимальный вариант – три клика. За три клика посетитель должен найти на сайте то, за чем он пришел.

Чтобы посетитель нашел то, зачем он пришел, необходимо опубликовать УТП (уникальное товарное предложение) на главной странице. Если предложений несколько, нужно разбить их на группы, создать для каждой группы отдельную страницу с подробным описанием. А на главной странице опубликовать короткие анонсы предложений со ссылками на нужные страницы.

Основой навигации на сайте является меню. Такие элементы как: ссылка на главную страницу, на карту сайта, контакты должны быть выполнены в виде небольших пиктограмм и находиться в «шапке» сайта. Для многостраничных сайтов (от 50 страниц) обязательно должны быть карта сайта в виде многоуровневого списка страниц.

Реализация механизма «хлебные крошки» (англ. BreadCrumbs) – навигационная цепочка, представляющая собой путь от главной страницы до текущей. Пример: «Главная страница -> Категория -> Подкатегория -> Текущая страница»

Все служебные ссылки (авторизация, поиск, о компании, вакансии и пр.), должны быть в отдельном блоке сайта.

Логотип сайта также является ссылкой на главную страницу сайта [4].

Юзабилити веб сайта оценивается по 5 основным качественным компонентам:

  1. Ориентация: насколько просто новым посетителям веб-сайта совершать элементарные действия на сайте.

  2. Эффективность: насколько быстро пользователь может ориентироваться на сайте и совершать необходимые ему действия.

  3. Запоминаемость: насколько легко будет пользователю сориентироваться на сайте после продолжительного отсутствия на сайте.

  4. Ошибки: количество ошибок, совершенных посетителем сайта.

  5. Удовлетворенность сайтом.

Показатель юзабилити напрямую влияет на конверсию сайта – это измеримый показатель результативности сайта. Уровень конверсии показывает, насколько сайт эффективен в решении поставленных перед ним задач. Уровень конверсии выражается в процентном отношении числа пользователей, совершивших на сайте целевое действие, к общему числу пользователей сайта [5].

§2. Методы оценки юзабилити Интернет-сайта

После проведенного анализа были сформированы основные стандарты юзабилити, которые ложатся в основу проектирования абсолютного большинства сайтов, Интернет-магазинов.

Общие стандарты для всего сайта:

  • Логотип хорошо заметен и размещен в верхней части каждой страницы;

  • На сайте указан номер телефона, расположен на одном и том же месте на всех страницах, видный на любой странице в течение первых 3-х секунд просмотра, указанный с кодом города;

  • Не используется Flash-анимация (кроме баннеров);

  • Поиск по сайту (с кнопкой «Найти» или заменяющей его тематической картинкой) находится в верхней части всех страниц сайта и виден в течение первых 3-х секунд просмотра;

  • Все ссылки в текстах подчеркнуты;

  • В текстах не используется подчеркивание не для ссылок;

  • Основной цвет фона белый или светлый;

  • Все ссылки на форму обратной связи или номер телефона снабжаются призывами к действию, например: «Позвоните нам»;

  • На любой странице не более 8-ми визуальных блоков;

  • На любой странице не более 3-х колонок;

  • На всем сайте используется единый принцип выравнивания текста;

  • Все значимые изображения снабжены тэгом Alt;

  • Цвета шрифтов и фона контрастны;

  • Не используются скрипты, которые видоизменяют курсор мыши;

  • Не используются анимация формата «падающий снег»;

  • Любая страница сайта должна содержать торговое предложение;

  • При минимальном разрешении экрана (1024x768 пикселей) полоса прокрутки отсутствует (во всех существующих браузерах: IE, Chrome, Firefox, Opera и т.д.);

  • Сайт одинаково отображается во всех основных браузерах (IE, Chrome, Firefox, Opera);

  • Любая страница сайта имеет не более 3-х «ярких акцентов».

Базовая навигация:

  • Меню каталога товаров расположено вертикально и содержит не более 8 пунктов;

  • Если меню разворачиваемое: по клику на знак «+» меню разворачивается без смены страницы, по клику на пункт меню – меню разворачивается и происходит переход на новую страницу;

  • Меню основной навигации расположено горизонтально и продублировано в нижней части сайта;

  • Существуют виртуальные категории «новинки», «хиты», и прочие, в них товары подобраны по интуитивно – понятному принципу;

  • Текущий пункт меню всегда выделен, а ссылка в меню на текущий пункт не активна

  • Используются «хлебные крошки» для всех страниц сайта;

  • Все навигационные элементы занимают не более 20% площади экрана;

  • Блок корзины находится на всех страницах на одном и том же месте и является одним из ярких пятен, заметен при первых 3-х секундах просмотра сайта. Рядом с блоком корзины располагается информация о доставке. При добавлении товара в корзину – рядом с кнопкой появляется информация о том, что товар в корзину добавлен;

  • При нажатии на ссылку «добавить в корзину» повторно – появляется сообщение о том, что товар уже в корзине и предложение «просмотреть» содержимое корзины» или «добавить еще один такой товар»;

  • При наведении на блок корзина мышки во всплывающей подсказке выводятся все товары и их цены;

  • Страница корзины не содержит: витрины, новостей, баннеров, рекламы, анимации, базовой навигации по сайту, меню каталога товаров;

  • Для надписей в корзине используется более крупный шрифт чем на сайте;

  • На странице корзины есть информация о доставке, как задать вопросы или связаться с менеджером;

  • Используется две кнопки (или кнопка + ссылка) «Оформить заказ»;

  • Страница корзины не содержит резких прямых горизонтальных линий;

  • Страница корзины работоспособна при выключенном JavaScript и других подключаемых плагинах;

  • Оформление заказа не прерывается, если пользователь не зарегистрирован;

  • Для незарегистрированных пользователей требуется ввести только e-mail и, возможно, логин;

  • Во всем оформлении заказа не встречается никаких ограничительных надписей: «оформление заказа возможно только для зарегистрированных пользователей», «бесплатная доставка только для заказов Выше 1000 рублей»,«наличие товара уточняйте у менеджера», «внешний вид товара может отличаться от представленного на картинке», «если Вы отказываетесь от товара, то Вы должны оплатить услуги курьера» и подобных;

  • Предлагается несколько вариантов доставки;

  • Предлагается максимум вариантов оплаты;

  • Предлагаются способы снизить стоимость покупки;

  • В блоке корзины не используются надписи «ваша корзина пуста» или «0 товаров на 0 рублей»;

  • Информация о скидках, бонусах считается автоматически и не требует от пользователя дополнительных действий;

  • В корзину можно положить автоматически подарок при определенных условиях;

  • При оформлении заказа предлагаются доп. товары из «объемного ассортимента» на сумму не более 20% от покупки;

  • В случае не доведения заказа до конца, пользователю приходит письмо с предложением его завершить и подарком;

  • После завершения оформления заказа автоматически предлагается upsell [6].

Главная страница:

  • Уникальное торговое предложение (УТП) видно сразу в течение первых 3-х секунд просмотра (баннер, текст, слоган);

  • Используется технология входных точек;

  • Главная страница содержит осмысленный заголовок

  • Главная страница содержит краткий текст «о магазине, о компании», построенный на выгодах и (или) УТП;

  • Главная страница содержит как минимум одно конкретное предложение о покупке до линии второго экрана;

  • Ссылка «о магазине, о компании» выделена цветом;

  • С главной страницы нет работающей ссылки на главную же страницу

  • Заметная ссылка на предложение помощи

  • Пункты меню оплата и доставка должны быть легконаходимы из любой точки страницы;

  • Главная страница не содержит pop-up баннеров (кроме вариантов захвата в рассылку);

  • Главная страница не содержит никаких звуков запускаемых без действий пользователя;

  • Информационные сервисы (подписка, регистрация) находятся в верхней части экрана [7];

  • Подробная контактная информация (телефон, email, ссылка на форму обратной связи и контактную информацию);

  • Примеры отзывов покупателей о сервисе компании и ссылка на все отзывы;

  • На главной странице должны отсутствовать не несущие информации блоки и заголовки типа: «Добро пожаловать»«Рады приветствовать», «Уважаемый посетитель!» и т.д.;

  • На главной странице нет баннеров и рекламы других компаний не имеющих однозначной связи с вашим сайтом;

  • Отсутствуют всплывающие окна (кроме вариантов захвата в рассылку) [8].

Карточка товара:

  • Содержит в заголовке название товара;

  • Содержит подзаголовок, на основании выгоды;

  • Существует описание товара, написанное человеческим языком;

  • Присутствуют технические характеристики;

  • Присутствует цена;

  • Кнопка «купить» или «положить в корзину» находится в правой части первого экрана карточки;

  • В случае если страница длиннее одного экрана, то кнопка «купить» используется дважды или более раз;

  • Есть фотография товара;

  • Если фотография увеличивается во всплывающем окне то, размеры и оформление всех окон одинаковое;

  • Каждое окно содержит навигационный элемент, цену и «купить»;

  • На карточке товара отсутствует отвлекающие элементы (новости, витрина, реклама) [9];

  • Используются вкладки для разделения содержания;

  • Показано несколько цен в зависимости от типа пользователя сроков и способов покупки;

  • Есть как минимум два варианта совершения покупки;

  • Показаны «сопутствующие товары» с возможностью добавить в корзину вместе с основным товаром.

Каталог товаров:

  • Меню каталога товаров расположено вертикально;

  • В основном меню каталога не более 10-и пунктов;

  • Разделы, сформированные по одному принципу оформлены одинаково, по разным – по разному;

  • Оформление ссылок в меню на виртуальные разделы «новинки», «хиты», «распродажа»;

  • На любой странице каталога есть товар и предложение его купить;

  • Страница раздела и подраздела содержит: заголовок, краткое описание, список товаров с фильтрами [10];

  • Существует как минимум два альтернативных способа навигации по каталогу;

  • Пользователь имеет возможность управлять выводом;

  • Блок товара как минимум содержит: название товара, изображение товара, описание товара, цену товара (или несколько цен), значки и иконки акций и скидок кнопку «купить» или «добавить в корзину»;

  • Количество товаров по строкам и колонкам не всегда совпадает;

  • В разделах и подразделах содержатся ссылки на популярные разделы.

Регистрация:

  • Пользователю объясняется выгода регистрации рядом с кнопкой «зарегистрироваться»;

  • Процесс регистрации имеет минимум два варианта, один из которых должен быть предельно коротким (Имя, email) [11];

  • При ошибке ввода данных, ошибочный пункт выделяется цветом;

  • При ошибке ввода данных, форма не перегружается и введенные данные не нужно вводить повторно;

  • При регистрации нужно спросить согласие на получение писем от вашей компании.

Тексты:

  • На сайте используется не более 3-х шрифтов;

  • Нет абзацев длиннее 5-6 строчек;

  • Каждый текст имеет заголовок;

  • Каждый текст завершается точкой принятия решения (ссылкой «посмотреть подробнее», кнопкой «купить», ссылкой«перейти в каталог» и т д.);

  • Все тексты должны легко читаться при масштабировании.

Поиск на сайте:

  • Поиск всегда должен иметь результаты (если ничего не найдено, то нужно предложить наиболее близкие результаты,если нет и таковых, то вывести либо наиболее частые результаты поиска, либо несколько специальных предложений) [12].

Понять, насколько удобен сайт для пользователей, помогут сервисы сбора статистики – такие, как Google Analytics и Яндекс.Метрика. С их помощью возможно получить данные о кликах, маршрутах перемещения (включая отклонения от курса и возврат), точках входа и выхода пользователей, действиях, приводящих к выполнению поставленных целей (например, оформление заказа или скачивание файла) на сайте, степени привлекательности различных страниц, контента, ссылок и кнопок — и множество других данных. Эти сервисы позволяют увидеть, что составляет сложность для пользователей, что преграждает им путь и какие элементы сайта следует усовершенствовать.

§3. Методы юзабилити-тестирования Интернет-сайта

Юзабилити-тестирование — это набор методов и инструментов, позволяющих измерить характеристики взаимодействия пользователя с продуктом для оценки уровня реализации пользовательских свойств (юзабилити) продукта [13].

Юзабилити-тестирование – это эксперимент, выполняемый с целью определения, насколько хорошо люди могут использовать некоторый искусственный объект (такой как веб-страница, пользовательский интерфейс или устройство) для его предполагаемого применения, то есть юзабилити-тестирование измеряет юзабилити объекта. Юзабилити-тестирование сосредоточено на определённом объекте или небольшом наборе объектов, в то время как исследования взаимодействия человек-компьютер в целом – формулируют универсальные принципы.

Юзабилити-тестирование – метод оценки удобства продукта в использовании, основанный на привлечении пользователей в качестве тестировщиков, испытателей и суммировании полученных от них выводов.

В ходе юзабилити-тестирования изучается, насколько хорошо пользователи выполняют конкретные стандартные задачи и с какими проблемами они при этом сталкиваются. Результаты такого тестирования помогают выявить как проблемы, затрудняющие понимание и использование продукта, так и удачные решения. Юзабилити-тестирование осуществляется в специальных лабораториях, оснащенных специальным оборудованием, обеспечивающим проведение тестирования и соблюдение психометрических требований к процедуре тестирования [14].

Для проведения юзабилити-тестирования требуется, чтобы предмет тестирования обладал относительной завершенностью и внутренней согласованностью. Смысл тестирования состоит в проверке качества интерфейса продукта, не зависимого от того, тестируется ли готовое программное обеспечение, минимально функциональный макет или же бумажный прототип. Следовательно, юзабилити-тестирование должно проводиться на поздних стадиях цикла проектирования, когда уже существует концепция продукта и имеется достаточное число деталей, чтобы можно было создать его макет или прототип.

Можно привести определенные доводы в пользу уместности юзабилити-тестирования на ранних стадиях переработки интерфейса существующего продукта. В ряде проектов эта процедура действительно позволяет выявить аспекты продукта, нуждающиеся в улучшении. Однако крупные недостатки продукта можно обнаружить посредством качественных исследований, и если бюджет проекта не позволяет выполнить более одного юзабилити-тестирования, то гораздо полезнее использовать его как средство проверки конкретных элементов нового дизайна, когда будет готово решение-кандидат [15].

Поскольку результаты пользовательского тестирования обычно измеримы и поддаются количественному выражению, юзабилити-исследования продукта особенно ценны при сравнении конкретных вариантов дизайна для отбора наиболее эффективного решения [16]. Собранные в ходе юзабилити-тестирования отзывы потребителей наиболее полезны в случае, когда планируется проверить (либо усовершенствовать) механизмы взаимодействия или форму и реализацию определенных элементов продукта.

Юзабилити-тестирование сайта проводится с участием нескольких человек из целевой аудитории, так называемых респондентов. Для проведения тестирования достаточно 4-6 человек. Существует правило 80/20, которое гласит, что 20% пользователей дают 80% результата [17]. Поэтому такое количество респондентов максимально эффективно с точки зрения экономии времени и затрат. Существует несколько методов оценки ранних концепций.

Метод карточной сортировки – это классификационный метод, при котором пользователи сортируют различные элементы разрабатываемого веб-сайта по нескольким категориям [18].

Для проведения карточной сортировки создаётся список параметров, которые предполагается подвергнуть классификации, после чего каждый из указанных параметров выписывается на отдельной карточке. Карточки предъявляются пользователям, которых инструктируют сгруппировать наиболее логичным, по их мнению, образом, и обязательно дать названия этим группам. Прямая карточная сортировка позволяет выявить то, как пользователь категорирует понятия. Это понятия лягут в основу названий навигации.

Метод обратной карточной сортировки – это верификация прямой карточной сортировки, то есть проверка того, что спроектированная структура навигации понятна пользователю.

Обратную карточную сортировку можно проводить как списком (текстовый способ), так и карточками (графический способ). В случае с текстовым способом пользователю даётся верхний список пунктов меню, так называемый топ левел, и даётся задание: например, найти в Интернет-магазине погремушку для ребёнка. И респондент должен сказать где, по его мнению, расположена данная вещь, после чего раскрывается меню второго уровня, то есть даётся второй список.

Графический способ предполагает несколько иное: пользователю даётся список меню и группа карточек, которые он должен разложить по пунктам меню таким образом, который по его мнению верный.

Метод тестирования ожиданий – тест на понимание пользовательских процессов, происходящих в системе. Каждый пользователь представляет, что получится после совершения какого-либо его действия, ожидания формируются на основе предыдущего опыта взаимодействия с системой. Проводится как самостоятельное тестирование, так и включённое в процесс юзабилити-тестирования. Процедура тестирования следующая: пользователю выдаётся обязательно распечатанный вариант интерфейса, после чего задаются вопросы об ожидаемом поведении того или иного элемента: «Что вы ожидаете увидеть, когда нажмёте на него?», «Что произойдёт, если нажать на эту кнопку?» [19].

В юзабилити-тестировании есть понятие «парадокс активного пользователя». Это означает, что пользователь производит действие раньше окончания вопроса, поэтому при тестировании ожиданий пользователю необходимо предоставлять распечатанный вариант интерфейса.

При использовании метода тестирования ожиданий выявляются дефекты. Дефекты – это расхождение ожиданий и запланированного поведения системы.

Эти методы позволяют провести тестирование на самом раннем этапе, ещё не имея графического дизайна. В результате этих тестирований исправляются критические ошибки [20]. Критическая ошибка – это ошибка респондента из-за непонимания структуры интерфейса, которая привела к другим ошибкам.

Метод оценки восприятия дизайна позволяет понять вызывает ли дизайн целевые эмоции. Дизайнеру вместе с макетом интерфейса выдаётся список прилагательных, которые должны характеризовать дизайн сайта, то есть какие эмоции дизайн должен вызывать. Как правило, этот список эмоций можно найти в брендбуке любой компании, это задача маркетологов. После чего, готовый интерфейс в нескольких вариантах цветового оформления предоставляется респондентам, и также даётся шкала с этими прилагательными, характеризующими общее впечатление, которое они должны оценить. Например, красивый – не красивый, интересный – не интересный, удобный – неудобный и т. Д [21].

В итоге, выбирается тот дизайн, который вызывает у пользователей нужные эмоции. Если по сумме ожиданий они оказываются примерно равными, выбирается по лучшим ожиданиям: ключевые плюс дополнительные. Также существуют и более дорогостоящие методы оценки и тестирования готового интерфейса: с использованием специального программного обеспечения и оборудования. Например, Eye tracking [22].

Eye-tracking – новый метод изучения пользовательского опыта с продуктом, основанный на отслеживании движения глаз потенциального клиента. Айтрекинг (окулогафия) – метод определения координат взгляда при помощи отслеживателя глаз – окулографа (eye-tracker либо айтрекер).

Луи Эмиль Жаваль еще в 19 веке установил, что глаза при чтении напечатанного текста двигаются не монотонно и не линейно, а совершают определенные скачки и останавливаются на определенных точках. Скачки получили названия саккад, а остановки глаз – фиксаций.

Сегодня айтрекинг применяется для проведения маркетинговых исследований, для разработок качественных пользовательских интерфейсов, улучшения юзабилити ресурса, повышения конверсии, определения рекламных стратегий, изучения пользовательского опыта.

Основным преимуществом метода является непредвзятость испытуемых респондентов, так как айтрекер фиксирует естественные реакции человека (путем исследования движения и реакции зрачка), которые невозможно имитировать.

В коммерческой сфере eye-trakcing начал применяться относительно недавно, но метод набирает все большую популярность.

Метод основан на записи движения зрачка. Айтрекер регистрирует фиксации взгляда (определяет координаты задержки взгляда в определенной точке, длительность фиксации), перемещение взгляда и его характер/траекторию, изменения зрачка респондента.

Для проведения eye-tracking анализа используется новейшее сверхчувствительное оборудование – айтрекеры – устройства, оборудованные камерами и инфракрасными датчиками для регистрации взгляда человека на объекте.

Респондент садится перед монитором, на котором отображается визуальный стимул (анализируемый объект – сайт, буклет, рекламный макет, продукт и т.д.). Оборудование запускает процесс калибровки для точной настройки и устранения возможных погрешностей: определяются положение лица относительно камеры и датчиков, вычисляются коэффициенты отклонений. Респондент получает задание: изучить страницу сайта, продукт, сделать заказ, оценить дизайн. В случае с мобильным айтрекером респондент может свободно перемещаться.

Движение глаз непосредственно отражает мыслительный процесс респондента. Глаза с некоторым отставанием следуют за точками концентрации внимания человека. Графические результаты исследований наглядно демонстрируют, какие точки испытываемого объекта привлекли внимание пользователя, а какие остались незамеченными. Регистрация реакции зрачка позволяет определить, какие эмоции респондент испытывает в момент фиксации (заинтересованность, раздражение, равнодушие) [23].

Отчет, после проведения eye-tracking анализа, представляется в двух частях – графической и аналитической.

Графическая часть содержит 3 макета, которые отражают: Sight pass, Heat maps и Areas of interest.

Sight pass – траектория движения глаз и точки фиксации взгляда респондента (Рисунок 1).

Рисунок 1 – Отчет eye-tracking sight pass

Heat maps– тепловые карты внимания, отображающие степень концентрации внимания на той или иной части продукта/сайта (Рисунок 2).

Рисунок 2 – Тепловые карты внимания как результат eye-tracking анализа

Areas of interest – зоны интереса с процентным указанием количества фиксаций и их длительности на каждой отдельной области продукта либо сайта (Рисунок 3).

Рисунок 3 – Отчет eye-tracking по зонам интереса пользователей

Аналитическая часть предлагает развернутый анализ поведения пользователя на сайте, а также экспертные рекомендации о том, что необходимо изменить в продукте/на сайте для улучшения пользовательского опыта, повышения конверсии. Следует отметить, что для качественной интерпретации результатов eye-tracking исследований необходим высокий уровень квалификации эксперта в области психологии и психофизики зрительных процессов [24].

Преимущества eye-tracking метода:

  • Фиксирование непроизвольных, а так, наиболее объективных реакций пользователя, что не позволяет имитировать интерес;

  • Применение на разных стадиях создания проекта (от прототипирования до проведения сплит-тестов);

  • Eye-tracking метод применим к широкому спектру продуктов (физический объект, сайт, реклама, место в печатном СМИ для размещения рекламы и прочие);

  • Анализ показывает, как пользователи видят ваш продукт, в случае с сайтом – как пользователи воспринимают ваш контент/сайт (читают или сканируют);

  • Анализ четко определяет области фиксации взгляда, что, вероятнее всего, говорит о повышенном интересе пользователя;

  • Определение намерения пользователя – траектория движения взгляда существенно отличается, когда пользователь изучает сайт в общих чертах, а когда ищет конкретную информацию;

  • Позволяет создать паттерны поведения различных групп пользователей из вашей целевой аудитории для дальнейшей оптимизации интерфейса.

  • Недостатки метода eye-tracking метода:

  • Анализ не покажет, осознанно пользователь зафиксировал взгляд на объекте или нет;

  • Графическое отображение траектории взгляда не дает гарантии, что определенный объект остался незамеченным, так как айтрекеры не регистрируют периферическое зрение;

  • Анализ не покажет, почему пользователи фиксируют свой взгляд на определенных точках

  • Неправильная интерпретация фиксаций и саккад может существенно изменить ход дальнейшей разработки, рекламных стратегий, позиционирования товара/компании, направив развитие по ложному руслу

  • Риск погрешности неизбежен. Особенности строения глаза испытуемого, линзы, интенсивный макияж приводят к существенным погрешностям. Хотя производители современного оборудования уверяют, что последнее поколение айтрекеров успешно компенсирует погрешности. Более того, исследовательские центры умалчивают о том, как учитывается физическое и психо-эмоциональное состояние каждого респондента в момент исследования, отражается ли оно на результатах (усталость, смятение, плохое настроение, головная боль, физический дискомфорт)

  • Цена проведения исследования – расценки ведущего британского агентства Eyetracker стартуют от 1 250 фунтов при минимальном анализе, и от 4000 фунтов при более масштабных исследованиях. На просторах России средняя стоимость проведения eye-tracking исследований зависит от типа продуктов, количества респондентов и стартует от 7 000 рублей.

  • Количество респондентов – очень сложно сделать адекватные выводы по результатам тестирования 10-15 человек, что обычно предлагается российскими лабораториями, не говоря уже об агентствах, предлагающих eye-tracking анализ на фокус-группах, состоящих из 1-5 человек.

  • Сомнительная объективность – айтрекинг анализ лишь условно объективен. Респондент уведомляется о том, что он тестирует продукт, о ом, какой продукт тестируется, что уже влияет на подсознание.

Eye-tracking – отличный дополнительный метод определения пользовательского опыта. Учитывая недостатки метода лучше применять айтрекинг в комплексе с другими методами для получения более достоверных результатов.

Для улучшения юзабилити сайта eye-tracking позволит понять:

  • Какие области сайта в текущем дизайне привлекают внимание пользователя больше всего – это потенциальные места размещения важной информации, кнопок призыва к действию, что позволит увеличить видимость данных элементов и повысить конверсию;

  • Где расположены слепые области – зоны, в которых расположенная информация и кнопки никогда не будут замечены пользователями. Дополнительный асессорский анализ укажет, как изменить слепые области сайта для привлечения внимания пользователей.

Сегодня у большинства пользователей выработался четкий стереотип посещения веб-страницы, что доказано Якобом Нильсеном в его исследовании о F-shape сканировании Интернет-страниц. Данная теория подтверждена как посещением целевых страниц, так и просмотром страниц поисковой выдачи. Результаты данных исследований должны приниматься во внимание при интерпретации результатов eye-tracking исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Юзабилити сайта – это организация материалов сайта, позволяющая пользователям без лишних усилий находить необходимую информацию, не утруждая себя излишним количеством манипуляций на сайте.

Обеспечение наиболее эффективного юзабилити сайта, требует знания особенностей подачи информации в Интернете. Пользователи просматривают, в первую очередь, материал, бросающийся в глаза. Поэтому, максимальная простота и удобство интерфейса является основополагающим принципом организации данных в Интернете. Для создания простого и удобного интерфейса на сайте, необходимо использовать технические приёмы, которые позволяют реализовывать основные принципы юзабилити.

В нашей работе были поставлены и реализованы следующие задачи:

  1. Дать характеристику юзабилити Интернет-сайта;

Была дана полная характеристика юзабилити Интернет-сайта, терминология, конверсия, а так же описаны 5 основных качественных компонента юзабилити.

  1. Определить методы оценки юзабилити Интернет-сайта;

Были определены все методы, способы и приемы оценки юзабилити Интернет-сайта, а так же общие стандарты, присущие всем сайтам.

  1. Определить методы юзабилити-тестирования Интернет-сайта.

Сформированы методы, по которым возможно юзабилити-тестирование любого Интернет-сайта, а так же их преимущества и недостатки

Сайт, используемый методы оценки юзабилити Интернет-сайтов, лучше воспринимается пользователем, имеет хороший показатель времени, проведенного на сайте, и высокий процент конверсии. Все вместе приводит к тому, что пользовательские факторы начинают работать на сайт, принося клиентов и повышая позиции сайта в поисковых системах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  1. Дегтяренко И.А., Леонова А.Б. Экспериментальная разработка комплексного подхода к оценке юзабилити Интернет-сайтов // Психологические исследования. 2012. № 2(22). С. 6. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 20.12.2016). 0421200116/0018.

  2. Сергеев С. Ф. Обучающие и профессиональные иммерсивные среды. М.: Народное образование, 2009. – 432 с.

  3. Сергеев. С.Ф. Методы тестирования и оптимизации интерфейсов инфомационных систем. 2013. – 115 с.

  4. Презентация Есакова Дениса (Идеаполис) для Empatika Open 13 февраля 2010 года на тему Юзабилити сайтов (usability) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ideapolis.ru/usability-saitov.html. – (Дата обращения: 19.12.2015).

  5. Что такое юзабилити или 7 основных правил юзабилити сайта | Convertmonster [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://convertmonster.ru/blog/uzabiliti-blog/osnovy-juzabiliti-sajta. – (Дата обращения: 16.11.2015).

  6. Юзабилити сайта – анализ, оценка и тестирование [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sembook.ru/book/povyshenie-konversii-sayta/yuzabiliti-sayta. – (Дата обращения: 18.11.2015).

  7. Правила юзабилити: 10 основных правил [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://prozhector.ru/publications/vypusk-11-ot-31-iyulya/audit-10-zolotykh-pravil-yuzabiliti. – (Дата обращения: 22.10.2015).

  8. Исчерпывающий чек-лист по юзабилити [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://files.yarecomendator.ru/checklist_usability/Full%20usabiliti%20checklist%20(Recomendator).pdf. – (Дата обращения: 02.09.2015).

  9. Юзабилити пользовательского интерфейса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://author24.ru/lenta/407780. – (Дата обращения: 02.12.2015).

  10. Конверсия сайта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://1ps.ru/blog/seo/site-conversion/. – (Дата обращения: 03.12.2015).

  11. Основные ошибки юзабилити сайта | Советуем почитать | Веб студия NetLab [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://netlab-com.ru/info/sajt_s_nulya/osnovnye_oshibki_yuzabiliti_sajta. – (Дата обращения: 23.11.2015).

  12. Презентация на тему: «Профессиональные требования к юзабилити-специалистам (на базе анализа объявлений о вакансиях) По материалам анализа объявлений о вакансиях на иностранных.» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://netlab-com.ru/info/sajt_s_nulya/osnovnye_oshibki_yuzabiliti_sajta. – (Дата обращения: 19.11.2015).

  13. 9 инструментов тестирования юзабилити / Блог компании DataArt / Хабрахабр [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://habrahabr.ru/company/dataart/blog/259545/. – (Дата обращения: 06.11.2015).

  14. А. Новембер, Б. Кёршан, Дж. Стоун. «Основы компьютерной грамотности». Издательство «Мир» 2000 год.

  15. Введение в информационный бизнес: Учеб. пособие / под ред. Тихомирова В.П. – М.: Финансы и статистика, 1996

  16. Информатика. Базовый курс /Симонович С.В. и др. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 640 с.

  17. Юзабилити-тестирование по шагам или оценка дизайна HCD / Хабрахабр [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://habrahabr.ru/post/124462/. – (Дата обращения: 05.11.2015).

  18. Usability.Ru - Articles - Usability methods of web-site study, Nic Pokrovsky [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.usability.ru/Articles/um.htm. – (Дата обращения: 05.11.2015).

  19. Методики «Юзабилити» Тестирования Интернет-приложений Сычёва А. И., студентка гр. Ки-10бд [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vmest.ru/nuda/metodiki-yuzabiliti-testirovaniya-internet-prilojenij-sicheva/main.html. – (Дата обращения: 01.12.2015).

  1. Круг С. Веб-дизайн: книга Стива Круга или «не заставляйте меня думать!», 2-е издание. – Пер. с англ. – СПб: Символ Плюс, 2008. – 224 с.: цв. ил.

  2. Гаврилюк О. Как сделать сайт удобным. Юзабилити по методу Стива Круга [Электронный ресурс] . – Режим доступа: – (Дата обращения: 05.11.2015).

  3. Нестерова Т. Методы юзабилити-тестирования сайта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://shikalakula.livejournal.com/3687.html – (Дата обращения: 10.12.2015).

  4. Eye-tracking для оценки пользовательского опыта - Блог GetGoodRank [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://blog.getgoodrank.ru/eye-tracking-dlya-ocenki-polzovatelskogo-opyta – (Дата обращения: 11.12.2015).

  5. Основы тестирования юзабилити сайта [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://web-atelier-g12.eu/index.php?option=com_content&view=article &id=10:2011-09-17-13-42-19&catid=2 – (Дата обращения: 11.13.2015).

28

Просмотров работы: 14450