Сегодня современный педагог должен не просто найти подход к детям, а использовать современные методы, новые технологии и т.д. Во-вторых, возрастают требования родителей не только к условиям проживания, но и к педагогическим программам и воспитательной работе. А соответственно вожатые, работая в загородных детских оздоровительных центрах, должны не только знать теоретическую и практическую педагогику, но и обладать сформированными компетенциями по организации детской досуговой деятельности [6].
Уже несколько лет в рабочих программах всех педагогических специальностей прописано обязательное прохождение летней педагогической практики. Соответственно все будущие педагоги, проходят производственную воспитательную практику в загородных детских центрах. И от того насколько будут подготовлены вожатые, зависит вся детская смена. Ни одна летняя программа в центрах не получит хорошую реализацию без организации досуга всех детей и на уровне всего центра лагеря и внутри отряда.
Организация досуга детей в лагере на сегодня направлена на создание условий обучения ребенка, личностный рост, быструю адаптацию, самореализацию при проведение отрядных воспитательных дел и т.д. Поэтому далеко не каждый сможет без определенной подготовки справиться с поставленными перед вожатыми задачами. Кроме того, исследования в России показывают, что с каждым днем растет количество детей-сирот, детей с ограниченными возможностями, а также детей оставшихся без попечения родителей. Ежегодно государство выделяет бесплатные или льготные путевки таким детям. К работе с данной категорией детей необходима специальная подготовка вожатого.
Так как у студентов и других желающих к моменту прохождения практики нет достаточной базы знаний, умений, компетенций, а также педагогического опыта для работы с детьми в условиях детских летних центров, на базе учебных заведений за полгода до начала заездов организуется школа вожатых.
Школа вожатых в России существует уже много лет. С конца девяностых годов в России активно воссоздается культура отдыха для детей, в тех же года и получила своё развитие «Школа вожатых». Но советские подходы к подготовке будущих вожатых, как показывает практика, сегодня уже не эффективны. Перемены в содержании и организации современной досуговой деятельности детей в детских оздоровительных центрах требуют переосмысления и необходимой корректировки программ для подготовки вожатого к работе.
Очень часто детские центры встречаются с проблемой подготовки вожатых к лагерю. Это связанно с тем, что иногда невозможно предвидеть и подготовить вожатых ко всем организационным моментам в лагере. Поэтому руководители школы вожатых стараются продумать программы, добавляют новые занятия и т.д. Здесь студенты постигают основы вожатского мастерства, этому способствуют занятия по лекционному материалу и практические занятия по организации досуговой деятельности с детьми. Летом студенты выступают не просто как вожатые, они становятся настоящими наставниками. Однако в детские центры зачастую приезжают работать не профессиональные педагоги или студенты педагогических ВУЗов, а простые энтузиасты, не имеющие профессиональной подготовки, они требуют особой подготовки.
Основной акцент во время всей Школы вожатых идет на игровые технологии, ведь именно через игру вожатые могут легко взаимодействовать с детьми, организовать любое коллективно-творческое дело, провести воспитательный и образовательный процесс, а также обеспечить личностный рост ребенка.
В современной педагогической науке термины «игра», «игровая деятельность», «игровые технологии» стали популярными темами для исследований. Игра больше не считается «пустяковым занятием», а становится серьезным инструментом образовательной деятельности. Дать научное понятие игры пытались многие ученые, но все они пришли к такому же выводу - точного определения человеческой игры нет. Сергей Панченко в своей книге писал, что «игра позволяет детям занимать новые эмоционально привлекательные позиции и этим облегчать себе выполнение реальной деятельности, в которую их вводят» [5, c.89].
Однако, даже при акценте вожатых на таком феномене как игра, присутствует ряд других проблем при планировании «Школы вожатых»:
во-первых, многие школы вожатых ориентированы на подготовку вожатых в разные лагеря. Это говорит о том, что во время работы школы вожатых мало внимания уделяется особенностям детских центров, куда потом поедут наши вожатые. Это становиться большой проблемой, так как по приезду в лагерь вожатые не знают масштабы лагеря, а также территорию лагеря и его администрацию, многие оказываются не готовы к современным формам организации досуговой деятельности с детьми, а также не знают организационные моменты и особенности работы в оздоровительных детских центрах; поэтому у многих новых вожатых период адаптации и знакомства с лагерем может затянуться, следовательно, организационный период в отряде будет упущен;
во-вторых, несмотря на то, что проведение школы вожатых подразумевает практические и лекционные занятия, студентам не хватает практического опыта, методического материала. Не зря в лагере отслеживается такая тенденция: вожатые больше играют с детьми в те игры, которые они на практических занятиях узнали на школе вожатых, а те игры, которые педагоги скачали с интернета или переписали с методических копилок, педагоги очень редко вспоминают при организации досуга детей.
Мы нашли очень эффективный способ решить эту проблему. Во время организации школы вожатых на базе университета и педагогического института, мы организовали проведение занятий совместно с педагогами, разделив все занятия на две части. В первой части будущие вожатые работали совместно с опытными педагогами, которые рассказывали о возрастных особенностях, о правилах общения с детьми и родителями, о периодизации смены и т.д. Вторую часть подготовки проводили опытные вожатые, старшие вожатые, методист, представители будущей администрации оздоровительно детского центра и т.д.
Например, старшие вожатые проводили мастер-классы по проведению отрядных воспитательных дел, по работе кружков прикладного искусства, по подготовке к дружинным творческим делам и т.д. В связи с этим будущим педагога были предложена работа в шести секциях: «Игротека», «Шпаргалка вожатого», «Внимание, конфликт», «Часы общения», «Сценарная мастерская», «КТД». [9]
Опытные вожатые проводили занятия на тему: оформление отрядного уголка, коллективно творческое дело, игротека, досуговая деятельность с детьми и т.д.
Представители администрации лагеря подробно разбирали режимные моменты, вопросы о трудоустройстве, рассказывали об организации работы лагеря, об основных направлениях работы с детьми в условиях оздоровительных центров.
Чтобы завершить школу вожатых мы проводим учебную практику «Инструктивный лагерь». Здесь будущие вожатые входят в образ ребёнка, выбираются командиры и комиссары (опытные вожатые), по методике коллективных творческих дел проводится комплекс современных воспитательных дел.
Полезными оказались и совместные встречи с будущими вожатыми из города Челябинска.
Такая подготовка позволяет решить ряд проблем: во-первых, когда вожатые приезжали на их первый заезд, они знали структуру и масштабы лагеря, основные направления, администрацию лагеря. Во-вторых, они заранее знали: вожатые заранее подготовлены еще до отправки в загородные центры. В-третьих, вожатые на занятиях знакомились с методикой проведения современных форм воспитательной работы по организации досуговой деятельности детей. И наконец, эти занятия помогли нам проиграть многие моменты, начиная от организации простого отрядного воспитательного дела до анализа разнообразных пелагических ситуаций и задач применительно к отдыху детей и организации их досуга. Это способствовало тому, что вожатые сами стали предлагать новые решения организационных моментов, идеи по проведению мероприятий и т.д.
Список литературы:
Бушуева, Э.А., Савва, Л.И. Нравственное самоопределение современных старшеклассников как педагогическая проблема // Современная психология и педагогика: исследования и разработки: Сб. науч. докладов Международной научной заочной конференции. – Липецк, 2011: Изд. Цент «Гравис». – С. 10-15.
Веденеева, О.А., Савва, Л.И., Сайгушев, Н.Я. Теория и практика классного руководства: учебное пособие / О.А. Веденеева, Л.И. Савва, Н.Я. Сайгушев. – Магнитогорск: Магнитогорский Дом печати, 2015. – 122с.
Исаева И. Ю. Формирование готовности студентов педагогического вуза к управлению досуговой деятельностью подростков 2-е изд., стереотип. - М.: Флинта, 2011. - 161 с.
Грушевкая Н.В. Содержание, и методика подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для работы в детском оздоровительном лагере: Дис. . канд. пед. наук: М, 2002
Панченко С.И. День за днем в жизни вожатого. В помощь всем, кто работает или будет работать с подростками в детском лагере. - СПб.: Издательский дом "Петрополис", 2011.
Савва, Л.И. Педагогика в системно-образном изложении: метод. пособие Л.И. Савва, Н.Я. Сайгушев, О.А. Ведениива: под общ. ред Л.. Савва. – Магнитогорск: Магнитогорский Дом печати, 2015. – 129с.
Ситуационно-ролевая игра во временных летних объединениях старшеклассников: Сборник статей/ Под ред. А.Е. Подобина. — Кострома: КГУ им. Н.А'. Некрасова, 2003.
Судьина С. Б. Нравственное воспитание младшего школьника в условиях компьютерной поддержки с использованием технологии игрового моделирования [Текст] / С. Б. Судьина // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 98-100.