Грамотность или ее отсутствие сегодня влияет на все сферы жизни человека. Наиболее острой и популяризированной в мире является проблема речевой и письменной грамотности. Менее изученными, но уже ставшими актуальными, становятся вопросы финансовой, юридической, компьютерной, информационной, экологической, географической и политической грамотности. При этом, как отмечают ученые, любой вид неграмотности сводится к одному определению – это незнание какой-либо информации, отсутствие навыков и умений в этой области. Разумеется, все знать невозможно, однако, важно понимать, что последствия безграмотности человека в том или ином вопросе могут не просто «помешать более хорошему качеству чего-либо или не достижению цели», но и стать причиной чрезвычайных ситуаций, утраты здоровья или даже жизни человека. В связи с этим, вопросы неграмотности в области безопасности жизнедеятельности становятся наиболее актуальными.
На самом же деле почти 800 миллионов людей не могут прочитать этот текст. А значит, они не могут стать эрудированными, не могут читать чудесные романы и стихи, не могут построить карьеру — иными словами, они теряют множество шансов сделать свою жизнь лучше.
Именно поэтому период 2003–2012гг. объявлен Организацией Объединенных Наций Десятилетием грамотности: запланировано предоставить бесплатное начальное образование как можно большему количеству людей, которые раньше не имели такой возможности. Улучшить качество образования во всех его аспектах — вот какой была главная задача на эти десять лет. Конечно, уровень безграмотности в мире за это время снизился, но оказалось, что распространять грамотность и качественное образование невероятно сложно, сегодня, в эпоху цифровых технологий, многие люди не знают алфавита.
Две трети всех неграмотных людей в мире — женщины. Один из четырёх подростков не способен прочитать даже простое предложение. Большинство необразованных взрослых людей живёт в Индии. Их число составляет 37 % от общего количества неграмотных во всём мире.
Это очень грустно, ведь именно грамотность позволяет людям получить доступ к информации и сознательно её анализировать, помогает каждому расширить свои жизненные возможности.
Когда ты не хочешь просыпаться утром и идти в школу, ты наверняка думаешь о том, зачем тебе уметь писать сочинения и решать задачи, учить формулы и запоминать даты. Иногда, кажется, что эти знания и умения ни на что не влияют. Но сейчас ты убедишься в обратном. Согласно данным ЮНЕСКО, если бы все женщины получили начальное образование, то детская смертность сократилась бы на одну шестую, а материнская — на две третьих. Если бы все девочки Южной и Западной Азии, а также Африки на юг от Сахары, получили начальное образование, количество детских браков уменьшилось на 14 %; а если бы они получили среднее образование — на 64 %.
Грамотность — основа для устойчивого развития и мира. Это — право человека, которое он непременно должен реализовать.
Проблема грамотности касается и наших студентов. Мы решили узнать мнение у Галины Николаевны Высоцкой, преподавателя русского языка и детской литературы с практикумом по выразительному чтению. Она считает, что вопрос грамотности сложный. За много лет ее работы у студентов намечается тенденция не к повышению грамотности, а к ее снижению. Основные причины этого явления, на её взгляд, следующие: во-первых, русский язык – один из самых трудных языков мира в его письменной и устной форме. Во-вторых, снижение интереса у школьников и студентов к чтению художественной литературы. Между чтением книг и грамотностью существует взаимообратная связь. Чтение уступило место другим увлечениям. (По данным соцопроса 2012 года, по чтению книг российские школьники оказались на 42-ом месте из 65 стран.) Ещё – немотивированное снижение в школьной программе количества часов на изучение русского языка (предпочтение отдается английскому, физкультуре, информатике). У обучающихся слабо развиты языковое чутье, орфографическая зоркость. Они затрудняются применить правило к орфограмме, объяснить ее. Дисциплины «русский язык» и «культура речи» отсутствуют сегодня в учебных планах средних и высших учебных заведений (а ведь до недавнего времени они были включены в программу.) Таково мнение преподавателя колледжа.
Грамотным можно стать самостоятельно, если вы прислушаетесь к нашим советам:
Чтение книг
Все, что вам интересно, любую литературу! Но лучше – классическую. Многие интересные произведения не вошли в школьную программу, так что приятные эмоции гарантированы. Чтение – развитие зрительной памяти, запоминание написания слов. Оно запоминается, а потом по методу «нравится-не нравится» интуитивно можно определить, как пишется незнакомое слово. При чтении вы прочувствуете стилистику, увидите сочетаемость слов, да и словарный запас расширите.
Использование словарей
Повышение уровня грамотности – дело не одного дня и даже не нескольких месяцев. Если вы решили основательно подтянуть грамотность, то настольной книгой должен стать словарь русского языка. При малейшей неуверенности в правильности написания необходимо обращаться к нему. Незнакомое слово? Узнаем смысл и написание. Кстати, тоже хороший способ пополнения своего словарного запаса.
Разгадывание кроссвордов, головоломки, тесты
Учиться, не замечая учебы, поможет игра. Любите разгадывать кроссворды? Прекрасно: узнаете новые слова и запоминаете, как они пишутся. Обожаете словесные головоломки и тесты? Значит, постоянно развиваете интеллектуальные способности.
Посещение курсовДля взрослых есть курсы повышения грамотности. Если собственными силами не получается добиться хороших результатов, специалисты помогут. Такие курсы работают и онлайн.
Есть и сервисы-помощники для повышения грамотности. Оставить заявку – и по скайпу можно заниматься с репетитором по русскому языку или литературе.
Прослушивание аудиокнигЗнакомо вам выражение «сюда просится запятая»? Логика изложения, ритм предложения подсказывают, что здесь нужен знак препинания. Чтобы прочувствовать эту ритмику, слушайте аудиокниги, прислушивайтесь к произносимым фразам. Так вы научитесь определять в какие места «просится запятая».
Интересно, что первоначальное ошибочное написание врезается в память. Появляется навык письма с ошибками, стойкий навык. Чтобы избавиться от него придется не менее ста раз написать слово правильно.
Таким образом, грамотным в век информационных технологий быть важно.
Список литературы
https://ru.wikipedia.org/wiki/Неграмотность
http://www.moluch.ru/archive/86/16458/
http://pustunchik.ua/holidays/international-literacy-day/bezgramotnіs.
Новикова, О. Будьте грамотными – не допускайте ошибок! [Текст] / О. Новикова // Киселевские вести. - 2014.- 24.