В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников как наиболее массового контингента детей, подростков и молодежи. Большинство детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья. Такое положение состояния здоровья – результат не только воздействия неблагоприятных экологических и социально-экономических факторов, но и следствие серьезных недостатков в деятельности образовательных учреждений, включая низкую эффективность эстетического и физического воспитания.
На успешное обучение в школе влияют многие факторы, но, прежде всего, здоровье, физическое или психическое, сказывается на качестве образования учащихся. Проблема здоровья и его сохранение в современном обществе стоит более чем остро. Этой проблемой занимаются педагоги, физиологи, методисты, медицинские работники.
Одной из причин снижения уровня здоровья школьников является отсутствие в процессе обучения необходимого для нормального развития молодого организма объёма физической активности: «сидячие уроки», однообразие видов, как правило, пассивной деятельности на уроке.
Другой, очень важной, причиной низкого уровня здоровья школьников является отсутствие сознательного отношения каждого учащегося к собственному здоровью, стремления быть здоровым.
Сегодня перед школой стоит важная задача - создание условий для сохранения здоровья учащихся, то есть разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Универсальной областью знаний, воздействующей на укрепление здоровья школьников, является музыка. Музыканты-психологи давно пришли к выводу, что музыка способна оказывать влияние на все психические процессы даже без осознанного вслушивания. Музыка является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников, она представляет собой «сильнейший психический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания» [1: 23].
К культуре, какой бы страны мы ни обратились, везде можно найти сведения о применении музыки для нормализации душевного состояния людей. В Китае и Индии, Египте и Древней Греции врачи и жрецы, философы и музыканты использовали звуки музыки для врачевания.
Сегодня доказано, что спектр музыкального воздействия чрезвычайно широк: он может охватить все важнейшие составляющие человеческой природы. Музыка спокойная и мелодичная помогает быстрее и лучше отдохнуть, восстановить силы, а бодрая и ритмичная – улучшает настроение. Она снимает раздражение, нервное напряжение, активизирует мыслительные процессы, помогает подолгу не уставать. Очень точно о назначении музыки сказал П.И. Чайковский: «Цель музыки – возбудить душевное волнение».
В современной образовательной ситуации актуальным является вопрос определения возможностей урока музыки как главного средства реализации здоровьесберегающих технологий, среди которых выделяются: вокалотерапия, ритмопластика и музыкально-ритмические упражнения, слушание музыки, фольклорная терапия, терапия творчеством. Восприятие музыки, ее исполнение и создание являются основными формами не только музыкального восприятия, но и музыкальной психотерапии.
Значительное оздоравливающее воздействие на организм человека, в том числе ребенка, оказывает пение. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, улучшает голосовые связки. Состояние голосового аппарата влияет на общее самочувствие человека, а сам процесс пения стимулирует жизненные силы организма. Особенно хорошо голосовые данные развиваются в процессе работы над протяжной песней, т.к. долгий распев одного слова развивает дыхание. Вот почему пение как средство лечения назначают детям с заболеванием дыхательных путей.
Поэтому, на уроках музыки необходимо использовать не только музыкально-педагогические методы обучения, но и музыкально-терапевтические.
Однако, по мнению многих специалистов, хорошая музыка должна звучать в школах не только на уроках, но и в течение всего школьного дня. Недаром, еще В.А. Сухомлинский утверждал: «Культура воспитательного процесса в школе во многом определяется тем, насколько насыщена школьная жизнь духом музыки. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека» [5:79]. Поэтому не стоит ограничивать общение детей с музыкой рамками только музыкального урока. Возможно рассмотрение использования потенциала музыкального искусства в реализации режимных моментов на других уроках в начальных классах и при организации жизнедеятельности школьников в целом. Но это совсем не значит, что музыка должна звучать постоянно: достаточно небольших, эпизодических включений во время некоторых уроков (при решении определенной задачи) и создания звукового фона во внеурочной деятельности (если это целесообразно и оправданно). Педагог, включая музыку в занятия (математику, литературное чтение, изобразительное искусство), может ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми.
Музыка, звучащая на уроке, может помочь создать благоприятный эмоциональный фон образовательного процесса, повысить творческую активность учащихся, активизировать их мыслительную деятельность, переключать внимание в процессе изучения трудного учебного материала, предупреждая усталость и утомление, способствовать психологической и физической разрядке на уроке. Музыкальные вставки можно использовать на различных этапах урока: в начале – для мобилизации учащихся, оптимизации работоспособности; в середине – для улучшения усвоения материала, при проведении физпауз (включение в само занятие или в переменах между занятиями); в конце – для успешного усвоения и закрепления учебного материала. Это позволяет динамизировать урок, ярче проставить акценты, избежать плохого настроения и переутомления.
Формой активного отдыха на уроке могут являться оздоровительные минутки. Учеными установлено, например, что при использовании на уроках минуток музыкально-ритмической гимнастики, логоритмики, музыкальных игр за короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.
Основу используемой музыки на других уроках в начальной школе должны составлять лучшие образцы музыкальной культуры: классическая и просто хорошая детская современная музыка несут в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света.
Создать эмоционально-комфортный климат поможет фоновая музыка (без установки на осознанное восприятие), звучащая в режимных моментах школы. Примерное расписание звучания фоновой музыки может быть таковым:
Режимные моменты |
Преобладающий эмоциональный тон |
Утро (приход в школу) Перемены Большая перемена (обеденный перерыв) Время между школьными сменами Часы досуга |
Радостно-спокойный От умеренного до активного Умиротворенный, просветленный, нежный Оптимистично-просветленный Разный: радостный, спокойный, легкий, активный, оптимистичный, бодрый |
При подборе репертуара фоновой музыки педагогу необходимо учитывать как общепедагогические принципы подбора, так и специфические музыкальные. Музыка должна отличаться: четкой, ясной структурой, простотой музыкального языка, яркостью, выразительными мелодическими оборотами.
Подводя итог, можно констатировать, что преобразующая сила музыки велика, многогранна, удивительна, и необходимо расширять сферы ее использования. Поэтому, при организации жизнедеятельности детей в условиях общеобразовательной школы необходимо учитывать многие факторы, в том числе и создание музыкальной среды, способствующей сохранению и поддержанию здоровья детей.
Следовательно, воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребенка, музыка может являться ценностной основой образовательного процесса в условиях образовательного учреждения, стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей. А в связи с этим она может стать действенным помощником в практической работе педагогов по оздоровлению подрастающего поколения, так как от них зависит будущий духовный, интеллектуальный и здоровый потенциал.
Библиографический список
Анисимова М.В. Музыка здоровья. М. – 2014.
Дворецкий Л.И. Музыка и медицина. Размышления врача о музыке и музыкантах. М. - 2002.
Рудзик М.Ф. Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях // Музыкальная психология и психотерапия. - 2008 - № 6. - С. 104-115.
4. Рыбина И. Музыка как средство формирования здоровья школьников // Искусство в школе. - 2007. - № 3. - С. 70-72.
5. Сухомлинский В. А. О воспитании М. - 1985.
6. Черемнова Е.Ю. Танцетерапия: танцевально-оздоровительные методики для детей. Ростов н/Д. – 2018.