Надпрофессиональные компетенции – набор личностных качеств, предрасположенностей, мотивов и ценностей личности, формирующие ее внутреннюю структуру самоорганизации действий. Они создают те условия, которые позволяют личности действовать самостоятельно и адаптироваться под изменяющиеся требования [6].
В ФГОС ВПО бакалавриата «Инноватика» указано, что реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, психологических и иных тренингов). Они должны составлять не менее 20% аудиторных занятий [3]. Одна из форм интерактивного обучения – тренинг, является отличным инструментом для овладения данными навыками и структурирования уже имеющихся знаний [7]. Тренинг – это запланированный процесс, цель которого изменить отношение, знания или поведение участников с помощью обучающего опыта, и направленный на развитие навыков выполнения определенной деятельности или видов деятельности [8].
Тренинговый центр (ТЦ) «Level Up» – это коллектив студентов, имеющих опыт организационной деятельности, готовый создавать образовательные мероприятия для студентов под руководством опытных преподавателей. С 26.10. 2015 г. команда ТЦ организовала 8 тренингов и одно мероприятие в формате встречи с успешными людьми Томска. Были сделаны выводы об интересе студентов вузов Томска к внеучебным образовательным мероприятиям. Команда ТЦ провела встречи с начальником управления молодежной политики и председателем томского регионального отделения АСО (Ассоциация студентов и студенческих объединений) России. Были выявлены возможности для организации мероприятий на всероссийском уровне, например, во всероссийском образовательном проекте «День тренингов». Также к команде присоединились новые тренеры, избрав ТЦ как площадку для своей тренерской деятельности.
В ходе четырёх месяцев работы тренингового центра была определена проблема в недостатке мероприятий, помогающих студентам в формировании надпрофессиональных компетенций. На данном этапе для выявления истинных потребностей команде необходимо опрашивать студентов, узнавать в каких компетенциях и навыках они нуждаются больше всего и, обработав данную информацию, организовывать образовательные мероприятия. Приобретая надпрофессиональные компетенции, необходимые в будущем, студенты будут иметь конкурентное преимущество перед соискателями, имеющими только базовые профессиональные компетенции.
ЛИТЕРАТУРА:
Атлас новых профессий [Электронный ресурс] / Агентство стратегических инициатив: Москва, 2014. – URL: http://atlas100.ru/ (дата обращения: 7.03.16).
Романенко М.А. Лидерство в управлении инновационными проектами и программами мероприятий / М.А. Романенко // Актуальные вопросы экономических наук. – М: Центр развития научного сотрудничества. – 64-68 с.
ФГОС ВПО по направлению 222000 Инноватика, «бакалавр»; введ. 2011-25-01.
ФГОС ВПО по направлению 080100 Экономика, «бакалавр»; введ. 2009-21-12.
ФГОС ВПО по направлению 11.03.01 Радиотехника, «бакалавр»; введ. 2015-06-03.
Каххаров Ш. Надпрофессиональные компетенции и управление ими / Ш. Каххаров // Организационная психология. 2014. Т. 4. № 4. – 103-120 с.
Журавлёв А. Специфика обучения с помощью тренингов / А. Журавлёв // Научные исследования в образовании, №1/2013.
Кеннет Ф. Технологии обучения менеджеров. Где, когда и как их использовать / Ф. Кеннет. – М.: Добрая книга, 2006. – 34 с.