Цель работы:
привлечение всех участников образовательного процесса колледжа к деятельности по сокращению потребления электроэнергии, что будет содействовать решению задач экологического и экономического образования.
Задачи:
привлечь внимание студентов и работников колледжа к проблемам энергосбережения;
донести до студентов, что экономия электроэнергии – экономия не комфорта, а семейного бюджета и бюджета колледжа;
вовлечь студентов в полезную практическую деятельность по энерго- и ресурсосбережению в своем регионе и в колледже.
Объектом исследования является энергетическое состояние колледжа.
Предметом исследования являются педагогические условия формирования экологических и экономических знаний и умений студентов.
История существования человека тесно связана с извлечением и потреблением энергии. Современное человечество в индустриальном обществе потребляет в 100 раз больше энергии, чем первобытный человек, да и живет современный человек в 2 раза дольше и в более комфортных условиях. Как только человек познал тепло, свет и силу огня, он жадно стремится использовать его главный дар - энергию. Уголь, нефть, газ удовлетворяют энергетическую потребность в мире на 80%, но становятся причиной выбросов в атмосферу углекислого и других парниковых газов, которые нагревают планету.
Из-за глобального потепления климата в окружающей среде происходят различные природные катаклизмы: наводнения, цунами, пожары, засуха.
В 1992 г. в Бразилии в Рио-де-Жанейро состоялась конференция Организации Объединенных Наций, посвященная проблемам окружающей среды и развития. Участниками конференции была принята так называемая «Программа устойчивого развития». Основная идея этой программы состоит в том, что на всех уровнях современного общества — межгосударственном, государственном, местном, индивидуальном — должны быть приняты срочные меры по предотвращению всемирной экологической катастрофы. То есть, каждый из нас должен осознать свою ответственность за будущее планеты.
Ключевую роль в предотвращении экологической катастрофы играет энергосбережение. Проблема разумного использования энергии является одной из наиболее острых проблем человечества. Современная экономика основана на использовании энергетических ресурсов, запасы которых истощаются и не возобновляются, а способы производства энергии наносят непоправимый ущерб природе и человеку.
Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый Государственной Думой 11 ноября 2009 года и одобренный Советом Федерации 18 ноября 2009 года, ставит острую необходимость ведения с обучающимися разъяснительной работы по вопросам энергосбережения и энергетической эффективности.
Бюджетная сфера является довольно энергоемкой: ежегодно её объекты потребляют около 40 млн. т условного топлива, или 4 % от суммарного потребления энергии в России. По доле расходов на энергоресурсы и воду в себестоимости услуг объекты бюджетной сферы превосходят машиностроение, строительство, сельское хозяйство и даже цветную металлургию.
На региональном и муниципальном уровнях крупнейшими бюджетными потребителями являются объекты образования и здравоохранения.
Высокие расходы энергии в бюджетной сфере определяются тем, что значительная часть объектов изношена, требует капитального ремонта и имеет низкий уровень благоустройства. Около 5 % детей обучается в учреждениях образования, находящихся в аварийном состоянии, 42 % – в учреждениях, требующих капитального ремонта, 20 % – в учреждениях, не имеющих всех видов благоустройства.
С каждым годом производство топлива и энергии всё дороже обходится человеку, при этом люди начинают отчётливо сознавать, что бессмысленное расточительство энергии и, в частности, электроэнергии или неумелое пользование энергетическими устройствами не только безнравственно, но и бьет по карману, и чем дальше, тем сильней.
Зачастую мы используем слишком много энергии там, где можно её сэкономить.
В основе любой экономии – воля к искоренению вредной привычки транжирства и учёт.
Мы обратили внимание на тот факт, что в некоторых кабинетах и коридорах лампы горят тогда, когда в этом нет необходимости (во время больших перемен или даже в светлое время дня). На основании этого факта решили провести исследовательскую работу по возможности экономии электроэнергии в учебном корпусе нашего колледжа. Занятия идут в одну смену с 9-00 до 15-55, но многие преподаватели приходят на работу за час до занятий и зачастую задерживаются до позднего времени.
В связи с регулярным повышением тарифов на потребление электроэнергии, затраты на её оплату постоянно растут. За пять месяцев (с октября 2015 г. по февраль 2016 г.) было затрачено 47 322 кВт, что составило в денежном эквиваленте 166 435 руб. 35 коп. Несмотря на то, что в январе две недели не было занятий и не работали электроплиты в столовой, которые больше всего потребляют энергии, расход электроэнергии за этот месяц был достаточно высоким. Это говорит о том, что огромное количество электроэнергии уходит на освещение, на работу компьютеров и другой оргтехники.
На освещение учебных кабинетов, коридоров, столовой, спортивных залов, библиотеки используются люминесцентные лампы мощностью 36 Вт. В 27 учебных кабинетах имеются 209 светильников с двумя люминесцентными лампами.
Мы рассчитали, сколько можно сэкономить на оплате за электроэнергию, если выключать светильники в кабинетах на переменах с учётом стоимости за 1 кВт · ч = 3,36199 руб. (в среднем).
Экономия оплаты за электроэнергию Таблица 1
Стоимость работы 1 светильника (2 лампы по 36 Вт) |
В день |
За 6 дней |
За 26 дней в месяц |
За 5 месяцев |
за 1 мин. |
0,4035 коп. |
2,421 коп. |
10,491 коп. |
52,455 коп. |
за 10 мин. |
4,035 коп. |
24,21 коп. |
1 руб. 05 коп. |
5 руб. 25 коп. |
за 20 мин. |
8,07 коп. |
48,42 коп. |
2 руб. 10 коп. |
10 руб. 49 коп. |
за 30 мин. |
12,105 коп. |
72,63 коп. |
3 руб. 15 коп. |
15 руб. 74 коп. |
за 40 мин. |
16,14 коп. |
96,84 коп. |
4 руб. 20 коп. |
20 руб. 98 коп. |
за 50 мин. |
20,175 коп. |
1 руб. 21 коп. |
5 руб. 25 коп. |
26 руб. 23 коп. |
за 1 час |
24,21 коп. |
1 руб. 45 коп. |
6 руб. 29 коп. |
31 руб. 47 коп. |
Стоимость работы 209 светильников (2 лампы по 36 Вт) |
В день |
За 6 дней |
За 26 дней в месяц |
За 5 месяцев |
за 1 мин. |
84,33 коп. |
5 руб. 06 коп. |
21 руб. 93 коп. |
109 руб. 65 коп. |
за 10 мин. |
8 руб. 43 коп. |
50 руб. 60 коп. |
219 руб. 26 коп. |
1 096 руб. 30 коп. |
за 20 мин. |
16 руб. 87 коп. |
101 руб. 20 коп. |
438 руб. 52 коп. |
2 192 руб. 60 коп. |
за 30 мин. |
25 руб. 30 коп. |
151 руб. 80 коп. |
657 руб. 79 коп. |
3 288 руб. 95 коп. |
за 40 мин. |
33 руб. 73 коп. |
202 руб. 40 коп. |
877 руб. 05 коп. |
4 385 руб. 25 коп. |
за 50 мин. |
42 руб. 17 коп. |
252 руб. 99 коп. |
1 096 руб. 31 коп. |
5 481 руб. 55 коп. |
за 1 час |
50 руб. 60 коп. |
303 руб. 59 коп. |
1 315 руб. 57 коп. |
6 577 руб. 85 коп. |
Для того чтобы наглядно продемонстрировать полученный эффект, переведем сэкономленную энергию в такие величины, как масса условного топлива и объём углекислого газа. Выработка 1 кВт·ч энергии на современных установках требует 240 г условного топлива (каменного угля).
Соотношение 1 кВт·ч энергии к топливу и к углекислому газу:
1 кВт·ч энергии = 240 г условного топлива = 0,1056 м3 углекислого газа.
Таблица 2
Время работы 209 светильников |
Электроэнергия, кВт |
Масса условного топлива |
Выбросы СО2, м3 |
1 мин. |
32,63 |
7 кг 831 г |
3,45 |
10 мин. |
326,3 |
78 кг 312 г |
34,46 |
20 мин. |
652,56 |
156 кг 614 г |
68,91 |
30 мин. |
978,85 |
234 кг 924 г |
103,37 |
40 мин. |
1 305,13 |
313 кг 231 г |
137,82 |
50 мин. |
1 631,41 |
391 кг 538 г |
172,28 |
1 час |
1 957,69 |
469 кг 845 г |
206,73 |
Таким образом, из данных таблиц видно, если ежедневно в течение 1 часа 209 светильников во всех учебных кабинетах будут отключены, то экономия за 5 месяцев составит примерно 2 000 кВт·ч энергии, более 6,5 тыс. руб., около 0,5 т условного топлива и предотвратит попадание в атмосферу более 200 м3 углекислого газа.
Чтобы избежать опасного изменения климата и загрязнения окружающей среды, мы должны нацелиться на уменьшение потребления топлива в несколько раз.
Экономия энергетических ресурсов должна стать элементом нашего менталитета, производственной и бытовой культуры, долгом каждого гражданина.И в целом, вполне реально сократить потребление электроэнергии, тепла и воды без снижения качества жизни и ущерба для своих привычек.
Рекомендации по энергосбережению в нашем колледже
Осуществление контроля за режимом горения светильников (выключение света днём на переменах и во внеурочное время) (дежурные студенты, администраторы, техперсонал).
Выключение компьютеров, сканеров от источника питания по мере ненадобности.
Содержание в чистоте ламп и плафонов.
Содержание в чистоте окон (запылённые окна снижают естественную освещённость на 30 %).
Не мешать проникновению естественного света в помещение (умеренное количество цветов на подоконниках, светлые шторы).
Исключить в помещениях не предусмотренные проектом электронагревательные приборы для отопления.
Вести ежемесячный учёт расхода электроэнергии с оформлением ведомости снятия показаний приборов учёта электроэнергии.
Назначить лицо, ответственное за энергохозяйство.
Источники информации:
http://www.energosber18.ru/ru/propaganda/32-tips/19-base-term.html
http://www.gd.ru/articles/3158-red-neskolko-sposobov-ekonomii-elektroenergii
http://gov.spb.ru/helper/sod_fonda/pravila_ekonomii/