СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА

Копырина Л.И. 1
1СВФУ Институт психологии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Психологический портрет личности — это комплексная психологическая характеристика человека, содержащая описание его внутреннего склада и возможных поступков в определенных значимых обстоятельствах. В отличие от психологического профиля личности, портрет — это в большей степени качественное, а не количественное описание тестовых данных портрет — это не график, описывающий соотношение баллов по разным факторам, а текстовая интерпретация этого соотношения баллов.

Главной движущей силой развития индивидуальности являются ее программирующие свойства — направленность, интеллект и самосознание. Индивидуальность обладает собственным внутренним психическим миром, самосознанием и саморегуляцией поведения, складывающимися и действующими как организаторы поведения «Я».

В основе практически всех теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Устойчивость личности характеризует последовательность ее действий и предсказуемость ее поведение, придает поступкам закономерный характер.

На основании этих предпосылок стало возможным описание основных черт личности, составление психологического портрета человека. А это, в свою очередь открывает возможности для ее систематического исследования, изучения проявлений поведения в различных жизненных ситуациях, и проведения психокоррекционной работы, в том случае, когда возникает такая необходимость.

Некоторые исследователи (Кудряшова С.В., Юнина Е.А.) предлагают несколько иное представление о психологическом портрете личности.

Они включают в него:

1) социально-демографические признаки (пол, возраст, образование, род деятельности);

2) социально-психологические признаки (потребности, мотивы, отношения к окружающим, уровни понимания);

3) индивидуально-личностные (внимание, память, тип мышления, психосоматический тип или темперамент).

Цель исследования: составить социально-психологический портрет современного подростка.

Предмет исследования: социально-психологический портрет современного подростка.

Объект исследования: подростки 11-15 лет.

Гипотеза исследования:

1. Портрет современного подростка преимущественно это портрет дезадаптивной личности.

2. Для подростка наиболее характерными особенностями мотивационного и эмоционального отношения к учению будут переживание «школьной скуки» и диффузное эмоциональное отношение.

Опытно-экспериментальной базой исследования стала МОБУ «Национальная политехническая средняя общеобразовательная школа № 2» МО «г. Якутск»(обучается 1921 учащихся):

Задачи:

1. Изучение социально-психологических и психологических особенностей подростков НПСОШ № 2 с 7 по 10 классы;

2. Описание среднегрупповых результатов, установление тенденций социально-психологических и психологических особенностей подростков в зависимости от перехода со среднего к старшему звену общего школьного образования;

3. Составление социально-психологического портрета “среднего” подростка.

Основные и частные гипотезы:

1. Портрет современного подростка преимущественно это портрет дезадаптивной личности.

1.1. у подростков преобладают экстернальность, стремление к доминированию и эмоциональный дискомфорт

1.2 показатели адаптированности имеют тенденцию к повышению от средних к старшим классам.

2. Для подростка наиболее характерными особенностями мотивационного и эмоционального отношения к учению будут переживание «школьной скуки» и диффузное эмоциональное отношение.

Методы исследования:

1. Для выявления характеристик социально-психологической адаптации наиболее часто применяют опросник социально-психологической адаптированности (шкала СПА) К.Роджерсом и Р.Даймондом.

В основу методики заложена модель отношения человека с социальным окружением и самим собой. Основным ее достоинством является то, что это валидный измерительный инструмент, который может быть применен в работе с подростками. Шкала СПА изучает адаптированность как согласованность требований социальной среды и личностных тенденций, реалистичную оценку себя и окружающей действительности, личностную активность, гибкость, социальную компетентность.

Результаты диагностики интегральных показателей социально – психологической адаптации представлены в таблице 1.

Интегральные показатели социально-психологической адаптации

Классы

Всего

Адаптация, А

Приятие других, L

Интерналь

ность, J

Само

приятие, S

Эмоциальная комфортность, E

Стремление к домини

рованию, Д

10 кл

41

58,55

37,9

50,64

58,55

58,55

72,59

9 кл

57

62,9

39,94

55,12

62,9

62,9

76,88

8 кл

51

61,04

39,24

53,18

61,04

61,04

75,35

7 кл

57

57,56

37,99

49,52

57,56

57,56

72,6

Таб.1.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что для всей выборке подростков наиболее высокий процент имеет такой интегральный показатель социально – психологической адаптации как самопринятие 57-62%. Принятие себя означает признание себя и безусловную любовь к себе такому, каков я есть, отношение к себе как личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору, веру в себя и свои возможности, доверие собственной природе, организму. В нашем исследовании, высокие значения шкалы самопринятие свидетельствует о том, что как младшие, так и старшие подростки характеризуются пониманием и одобрением самого себя, доверием к себе, им свойственна позитивная самооценка и удовлетворенность собой. Подросток ценит свою уникальность, способности, общие достоинства.

Шкалы социально-психологической адаптации «приятие других» имеет фактически одинаковые значения 37-39%, что свидетельствует о том, что подростки способны устанавливать холодные отношения с окружающими, но не всегда терпимы к людям, и поэтому не всегда принимают каждого таким, каков он есть. В меру общительны, открыты с теми людьми, к которым испытывают уважение. Находясь в состоянии повышенного настроения, могут не стесняться своих чувств, но испытывают стеснение для открытого их выражения. В проблемных конфликтных ситуациях могут проявлять агрессию, что зачастую не помогает им с легкостью ее разрешить.

Значение в 58% занимает шкала «интернальность», что свидетельствует о том, что у подростка наблюдается тенденция принимать ответственность за свои собственные действия и взгляды на себя, имеет контроль над своей собственной судьбой, над всем происходящим. Но в проблемных ситуациях подростки не спешат брать на себя ответственность за свои же действия.

Наибольшее значения 72-76% имеет шкала «стремление к доминированию», мы это связываем с тем, что подросток только начинает чувствовать себя взрослым, оставаясь, по сути, ребенком. Подростки, безусловно, честолюбивы и неравнодушны к успеху, похвале: в том, что для него существенно, но при этом им не хватает собственных убеждений и правил. Представим выраженность интегральных показателей социально – психологической адаптации по группам испытуемых.

Так, группа старших подростков, в отличие от группы младших подростков, имеет более высокие значения по таким показателям как: адаптация, самопринятие, интернальность, эмоциональный комфорт и стремление к доминированию. Мы можем объяснить это тем, что у старших подростков появляется устойчивый интерес к познанию себя, своих возможностей и особенностей, своего сходства с другими и своей уникальности.

Мы констатируем, что старшие подростки вырабатывают собственные критерии оценки себя, «видения» себя с опорой на сильные стороны своей личности. У них происходит постепенный переход от оценки заимствованной у взрослых, к самооценке. Они стремятся занять иную жизненную позицию, более самостоятельную (шкалы «интернальность» и «стремление к доминированию»).

Очевидно, что наибольшую выраженность имеет шкала «Самопринятие». И чем старше подросток, тем выраженность значения по этому показателю социально – психологической адаптированности выше. Этому в возрастной психологии имеется логическое объяснение.

Отметим, что весь адаптивный процесс к социуму регулируется со стороны Я. Для детей старшего подросткового возраста характерна устремленность в будущее. Устремленность в будущее только тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворенность настоящим. В 15 лет расширяется представленность различных характеристик в «образе Я», но акцент делается на описании себя в контексте интимно-личностного общения. Поэтому именно в старшем подростковом возрасте впервые появляется характеристика себя как личности.

Эффективность социально-психологической адаптации впрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. Изменение социальной ситуации развития в старшем подростковом возрасте по сравнению с младшим подростковым возрастом создают все условия для проявления индивидуальности.

По сравнению с младшим подростком старший подросток уже способен более объективно оценивать свой опыт и рассматривать открывающиеся перед ним возможности. Он постепенно осознает точки зрения других людей и начинает более реалистично судить о мотивах собственных действий.

В результате исследования интегральных показателей социально-психологической адаптированности с помощью методики К. Роджерса и Р. Даймонда, можно сделать вывод о том, что наибольшее значение как в группе младших, так в группе старших подростков имеет шкала «самоприятие». Наименьшее значение в группе младших подростков диагностировано по шкалам «интернальность», «эмоциональный комфорт», а в группе старших подростков шкала «стремление к доминированию».

Далее нами была проведена диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению, результаты представлены в таблице 2.

Средние значения мотивации учения и эмоционального отношения

к учению по классам

Табл.2

Классы

Среднее арифметическое

Стандартное

отклонение

27,57

4,47

12,54

14,14

24,07

8,54

22,84

6,46

30,05

4,33

24,96

4,74

10б

26,95

4,36

10в

25,04

7,31

Общее

24,25

5,24

Результаты анализа уровней проявления мотивации учения и эмоционального отношения к учению представлены в таблице 3.

Процентные показатели уровней проявления мотивации учения и эмоционального отношения к учению по классам

Табл.3

Уровни

10 классы

9

классы

8 классы

7 классы

I -продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему

0%

4,16%

35,18%

0%

II - продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу

10,63

12,5

9,25

28,3

III – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией

27,65

9,25

9,25

28,3

IV – сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению

42,55

22,2

22,2

43,29

V – резко отрицательное отношение к учению

17,02

7,4

7,4

3,77

По итогам исследования в 10-х и 7классах 1 уровень - продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему – 0%, 9 классах-4,16%, 8 класса - 35 %; II уровень - продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу в 8 – классах –высокий ( 28%) ; низкий - в 7классах ( 9,25%); III уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией в 10 классах - высокий (27,6%); низкий в 9-8 классах - 9,25%; IV уровень – сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению в 7 классах - (43,29%) и 10-х классах (42,5%); низкий – в 9-и 8-х классах – (22,2%); V уровень – резко отрицательное отношение к учению высокий в 10-х классах (17,02% ); низкий- в 7-х классах (3,77%).

В результате диагностики анкеты « Мое мнение о классе» получили следующие: высокой удовлетворенности учащихся своим классом - 9а класс (63,64 % - 14 человек) и 7г класс (40%-12 человек); низкая удовлетворенности учащихся своим классом 7е класс (69%- 18 человек) и 8 а класс ( 32% - 8 человек).

Из 107 респондентов, т.е 7-10классы высокая удовлетворенности учащихся 64 (31,7%); низкой удовлетворенности учащихся 43 ( 20,85%) , а остальные средней ( 58%) удовлетворенности учащихся

Исходя из всего выше сказанного, следует вывод:

Подростковый возраст – это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.

В результате исследования социально-психологической адаптированности наибольшее значение как в группе младших, так в группе старших подростков имеет шкала «самоприятие». Наименьшее значение в группе младших подростков диагностировано по шкалам «интернальность», «эмоциональный комфорт», а в группе старших подростков шкала «стремление к доминированию». Эмоциональное отношение детей к школе можно рассматривать как проявление комплекса эмоционально-оценочных суждений об отношении ребенка к самому себе как ученику, к учению и учителям. Анализ этого отношения можно осуществлять по следующим критериям: субъективное восприятие учеником своей успешности, характер тревожности, направленность эмоций (положительные, отрицательные), интенсивность, осознанность, устойчивость, избирательность, самооценка собственного эмоционального состояния в школе. По результатам анкетирования «Мнение о классе» высокие показатели удовлетворенности.

Таким образом, по полученным результатам социально-психологический портрет современного подростка можно охарактеризовать как наиболее высокий интегральный показатель социально – психологической адаптации как самопринятие. В ходе исследования мы убедились в том, что специальное изучение социально - психологических особенностей подростков помогает лучше понять их проблемы, показывает различия в особенностях разных подростковых сообществ, те изменения, которые происходят в результате изменений социальной ситуации развития. На наш взгляд, изучение социально – психологический портрет подростков необходимо, потому что позволяет повысить эффективность работы направленную на их социализацию.

Библиографический список

1.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. / Личность и ее формирование. – М., Наука, 1988. – Стр. 281-310.

2. Кудряшова С.В. Юнина Е.А. Психология: учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов: Часть 1, 2. – Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2002. – 258 с.

3. Мейли Р. Факторный анализ личности. // Психология индивидуальных различий: Тексты. – М. Наука, 1982. – 407 с.

4.Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М: Наука, 1982. – 643 с.

5. Радугин А.А. Психология. / Понятие и структура "личности". – М: Изд-во ЦЕНТР, 2001. – 400 с.

Просмотров работы: 3734