Главной движущей силой развития индивидуальности являются ее программирующие свойства — направленность, интеллект и самосознание. Индивидуальность обладает собственным внутренним психическим миром, самосознанием и саморегуляцией поведения, складывающимися и действующими как организаторы поведения «Я».
В основе практически всех теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Устойчивость личности характеризует последовательность ее действий и предсказуемость ее поведение, придает поступкам закономерный характер.
На основании этих предпосылок стало возможным описание основных черт личности, составление психологического портрета человека. А это, в свою очередь открывает возможности для ее систематического исследования, изучения проявлений поведения в различных жизненных ситуациях, и проведения психокоррекционной работы, в том случае, когда возникает такая необходимость.
Некоторые исследователи (Кудряшова С.В., Юнина Е.А.) предлагают несколько иное представление о психологическом портрете личности.
Они включают в него:
1) социально-демографические признаки (пол, возраст, образование, род деятельности);
2) социально-психологические признаки (потребности, мотивы, отношения к окружающим, уровни понимания);
3) индивидуально-личностные (внимание, память, тип мышления, психосоматический тип или темперамент).
Цель исследования: составить социально-психологический портрет современного подростка.
Предмет исследования: социально-психологический портрет современного подростка.
Объект исследования: подростки 11-15 лет.
Гипотеза исследования:
1. Портрет современного подростка преимущественно это портрет дезадаптивной личности.
2. Для подростка наиболее характерными особенностями мотивационного и эмоционального отношения к учению будут переживание «школьной скуки» и диффузное эмоциональное отношение.
Опытно-экспериментальной базой исследования стала МОБУ «Национальная политехническая средняя общеобразовательная школа № 2» МО «г. Якутск»(обучается 1921 учащихся):
Задачи:
1. Изучение социально-психологических и психологических особенностей подростков НПСОШ № 2 с 7 по 10 классы;
2. Описание среднегрупповых результатов, установление тенденций социально-психологических и психологических особенностей подростков в зависимости от перехода со среднего к старшему звену общего школьного образования;
3. Составление социально-психологического портрета “среднего” подростка.
Основные и частные гипотезы:
1. Портрет современного подростка преимущественно это портрет дезадаптивной личности.
1.1. у подростков преобладают экстернальность, стремление к доминированию и эмоциональный дискомфорт
1.2 показатели адаптированности имеют тенденцию к повышению от средних к старшим классам.
2. Для подростка наиболее характерными особенностями мотивационного и эмоционального отношения к учению будут переживание «школьной скуки» и диффузное эмоциональное отношение.
Методы исследования:
1. Для выявления характеристик социально-психологической адаптации наиболее часто применяют опросник социально-психологической адаптированности (шкала СПА) К.Роджерсом и Р.Даймондом.
В основу методики заложена модель отношения человека с социальным окружением и самим собой. Основным ее достоинством является то, что это валидный измерительный инструмент, который может быть применен в работе с подростками. Шкала СПА изучает адаптированность как согласованность требований социальной среды и личностных тенденций, реалистичную оценку себя и окружающей действительности, личностную активность, гибкость, социальную компетентность.
Результаты диагностики интегральных показателей социально – психологической адаптации представлены в таблице 1.
Интегральные показатели социально-психологической адаптации
Классы |
Всего |
Адаптация, А |
Приятие других, L |
Интерналь ность, J |
Само приятие, S |
Эмоциальная комфортность, E |
Стремление к домини рованию, Д |
10 кл |
41 |
58,55 |
37,9 |
50,64 |
58,55 |
58,55 |
72,59 |
9 кл |
57 |
62,9 |
39,94 |
55,12 |
62,9 |
62,9 |
76,88 |
8 кл |
51 |
61,04 |
39,24 |
53,18 |
61,04 |
61,04 |
75,35 |
7 кл |
57 |
57,56 |
37,99 |
49,52 |
57,56 |
57,56 |
72,6 |
Полученные результаты свидетельствуют о том, что для всей выборке подростков наиболее высокий процент имеет такой интегральный показатель социально – психологической адаптации как самопринятие 57-62%. Принятие себя означает признание себя и безусловную любовь к себе такому, каков я есть, отношение к себе как личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору, веру в себя и свои возможности, доверие собственной природе, организму. В нашем исследовании, высокие значения шкалы самопринятие свидетельствует о том, что как младшие, так и старшие подростки характеризуются пониманием и одобрением самого себя, доверием к себе, им свойственна позитивная самооценка и удовлетворенность собой. Подросток ценит свою уникальность, способности, общие достоинства.
Шкалы социально-психологической адаптации «приятие других» имеет фактически одинаковые значения 37-39%, что свидетельствует о том, что подростки способны устанавливать холодные отношения с окружающими, но не всегда терпимы к людям, и поэтому не всегда принимают каждого таким, каков он есть. В меру общительны, открыты с теми людьми, к которым испытывают уважение. Находясь в состоянии повышенного настроения, могут не стесняться своих чувств, но испытывают стеснение для открытого их выражения. В проблемных конфликтных ситуациях могут проявлять агрессию, что зачастую не помогает им с легкостью ее разрешить.
Значение в 58% занимает шкала «интернальность», что свидетельствует о том, что у подростка наблюдается тенденция принимать ответственность за свои собственные действия и взгляды на себя, имеет контроль над своей собственной судьбой, над всем происходящим. Но в проблемных ситуациях подростки не спешат брать на себя ответственность за свои же действия.
Наибольшее значения 72-76% имеет шкала «стремление к доминированию», мы это связываем с тем, что подросток только начинает чувствовать себя взрослым, оставаясь, по сути, ребенком. Подростки, безусловно, честолюбивы и неравнодушны к успеху, похвале: в том, что для него существенно, но при этом им не хватает собственных убеждений и правил. Представим выраженность интегральных показателей социально – психологической адаптации по группам испытуемых.
Так, группа старших подростков, в отличие от группы младших подростков, имеет более высокие значения по таким показателям как: адаптация, самопринятие, интернальность, эмоциональный комфорт и стремление к доминированию. Мы можем объяснить это тем, что у старших подростков появляется устойчивый интерес к познанию себя, своих возможностей и особенностей, своего сходства с другими и своей уникальности.
Мы констатируем, что старшие подростки вырабатывают собственные критерии оценки себя, «видения» себя с опорой на сильные стороны своей личности. У них происходит постепенный переход от оценки заимствованной у взрослых, к самооценке. Они стремятся занять иную жизненную позицию, более самостоятельную (шкалы «интернальность» и «стремление к доминированию»).
Очевидно, что наибольшую выраженность имеет шкала «Самопринятие». И чем старше подросток, тем выраженность значения по этому показателю социально – психологической адаптированности выше. Этому в возрастной психологии имеется логическое объяснение.
Отметим, что весь адаптивный процесс к социуму регулируется со стороны Я. Для детей старшего подросткового возраста характерна устремленность в будущее. Устремленность в будущее только тогда благотворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворенность настоящим. В 15 лет расширяется представленность различных характеристик в «образе Я», но акцент делается на описании себя в контексте интимно-личностного общения. Поэтому именно в старшем подростковом возрасте впервые появляется характеристика себя как личности.
Эффективность социально-психологической адаптации впрямую зависит от организации микросоциального взаимодействия. Изменение социальной ситуации развития в старшем подростковом возрасте по сравнению с младшим подростковым возрастом создают все условия для проявления индивидуальности.
По сравнению с младшим подростком старший подросток уже способен более объективно оценивать свой опыт и рассматривать открывающиеся перед ним возможности. Он постепенно осознает точки зрения других людей и начинает более реалистично судить о мотивах собственных действий.
В результате исследования интегральных показателей социально-психологической адаптированности с помощью методики К. Роджерса и Р. Даймонда, можно сделать вывод о том, что наибольшее значение как в группе младших, так в группе старших подростков имеет шкала «самоприятие». Наименьшее значение в группе младших подростков диагностировано по шкалам «интернальность», «эмоциональный комфорт», а в группе старших подростков шкала «стремление к доминированию».
Далее нами была проведена диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению, результаты представлены в таблице 2.
Средние значения мотивации учения и эмоционального отношения
к учению по классам
Табл.2
Классы |
Среднее арифметическое |
Стандартное отклонение |
7г |
27,57 |
4,47 |
7е |
12,54 |
14,14 |
8б |
24,07 |
8,54 |
8а |
22,84 |
6,46 |
9а |
30,05 |
4,33 |
9е |
24,96 |
4,74 |
10б |
26,95 |
4,36 |
10в |
25,04 |
7,31 |
Общее |
24,25 |
5,24 |
Результаты анализа уровней проявления мотивации учения и эмоционального отношения к учению представлены в таблице 3.
Процентные показатели уровней проявления мотивации учения и эмоционального отношения к учению по классам
Табл.3
Уровни |
10 классы |
9 классы |
8 классы |
7 классы |
I -продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему |
0% |
4,16% |
35,18% |
0% |
II - продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу |
10,63 |
12,5 |
9,25 |
28,3 |
III – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией |
27,65 |
9,25 |
9,25 |
28,3 |
IV – сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению |
42,55 |
22,2 |
22,2 |
43,29 |
V – резко отрицательное отношение к учению |
17,02 |
7,4 |
7,4 |
3,77 |
По итогам исследования в 10-х и 7классах 1 уровень - продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему – 0%, 9 классах-4,16%, 8 класса - 35 %; II уровень - продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу в 8 – классах –высокий ( 28%) ; низкий - в 7классах ( 9,25%); III уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией в 10 классах - высокий (27,6%); низкий в 9-8 классах - 9,25%; IV уровень – сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению в 7 классах - (43,29%) и 10-х классах (42,5%); низкий – в 9-и 8-х классах – (22,2%); V уровень – резко отрицательное отношение к учению высокий в 10-х классах (17,02% ); низкий- в 7-х классах (3,77%).
В результате диагностики анкеты « Мое мнение о классе» получили следующие: высокой удовлетворенности учащихся своим классом - 9а класс (63,64 % - 14 человек) и 7г класс (40%-12 человек); низкая удовлетворенности учащихся своим классом 7е класс (69%- 18 человек) и 8 а класс ( 32% - 8 человек).
Из 107 респондентов, т.е 7-10классы высокая удовлетворенности учащихся 64 (31,7%); низкой удовлетворенности учащихся 43 ( 20,85%) , а остальные средней ( 58%) удовлетворенности учащихся
Исходя из всего выше сказанного, следует вывод:
Подростковый возраст – это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности.
В результате исследования социально-психологической адаптированности наибольшее значение как в группе младших, так в группе старших подростков имеет шкала «самоприятие». Наименьшее значение в группе младших подростков диагностировано по шкалам «интернальность», «эмоциональный комфорт», а в группе старших подростков шкала «стремление к доминированию». Эмоциональное отношение детей к школе можно рассматривать как проявление комплекса эмоционально-оценочных суждений об отношении ребенка к самому себе как ученику, к учению и учителям. Анализ этого отношения можно осуществлять по следующим критериям: субъективное восприятие учеником своей успешности, характер тревожности, направленность эмоций (положительные, отрицательные), интенсивность, осознанность, устойчивость, избирательность, самооценка собственного эмоционального состояния в школе. По результатам анкетирования «Мнение о классе» высокие показатели удовлетворенности.
Таким образом, по полученным результатам социально-психологический портрет современного подростка можно охарактеризовать как наиболее высокий интегральный показатель социально – психологической адаптации как самопринятие. В ходе исследования мы убедились в том, что специальное изучение социально - психологических особенностей подростков помогает лучше понять их проблемы, показывает различия в особенностях разных подростковых сообществ, те изменения, которые происходят в результате изменений социальной ситуации развития. На наш взгляд, изучение социально – психологический портрет подростков необходимо, потому что позволяет повысить эффективность работы направленную на их социализацию.
Библиографический список
1.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. / Личность и ее формирование. – М., Наука, 1988. – Стр. 281-310.
2. Кудряшова С.В. Юнина Е.А. Психология: учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов: Часть 1, 2. – Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2002. – 258 с.
3. Мейли Р. Факторный анализ личности. // Психология индивидуальных различий: Тексты. – М. Наука, 1982. – 407 с.
4.Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М: Наука, 1982. – 643 с.
5. Радугин А.А. Психология. / Понятие и структура "личности". – М: Изд-во ЦЕНТР, 2001. – 400 с.