РОЛЬ ПРОПАГАНДЫ В НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РОЛЬ ПРОПАГАНДЫ В НАЦИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ

Водениктов А.Д. 1, Будник Г.А. 1
1ИГЭУ им. В.И Ленина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время в ряде стран мира к власти приходят силы, активно использующие в своей пропаганде националистические настроений. Это позволяет провести отчетливые параллели с печальными событиями первой половины XX столетия. Поэтому тема данной статьи - анализ пропагандистской деятельности в Третьем Рейхе - продиктован стремлением избежать повторения его кровавой истории. В работе использованы исследования российских и зарубежных авторов, в первую очередь Габриэля Ваймана, а также оригинальные источники Третьего Рейха – публикации его лидеров.

Что касается термина «пропаганда», то первым его начал использовать Папа Римский Григорий XV в 1622 году. Изначально этот термин обозначал католическую организацию, задачей которой являлось распространение веры (Congregatio de Propaganda Fide) и она никоим образом не имела негативного значения, не была деструктивной и не призывала людей убивать друг друга. Сегодня значение слова «пропаганда» существенно изменилось: после Второй мировой войны оно приобрело в основном негативный оттенок.

Как мы знаем, Вторая мировая война унесла множества жизней при этом многие люди погибли не на полях сражений, а в ходе карательных операций, в лагерях смерти и в застенках Гестапо. Репрессиям подверглись многие категории граждан – евреи, коммунисты, цыгане, геи, инвалиды, а также политическая оппозиция. Невольно напрашивается вопрос: как нация, имеющая богатую историю, развитую культуру превратилась в индустрию смерти? Как мог один лидер, такой как Гитлер, превратить Германию в конвейер по уничтожению людей? Почему немцы поверили ему?

На эти вопросы нет однозначного ответа. Существует множество причин, и одной из главнейших, безусловна, является нацистская пропаганда. С первых дней существования партии НСДАП стала использоваться агрессивная рекламу для продвижения нацистской идеологии. Значимость пропаганды подчеркнул А. Гитлер в своей книге «Моя Борьба», что видно из его высказывания: «Уже в те дни мне пришлось хорошенько пораздумать о том, какова должна быть форма пропаганды, чтобы она была действительно целесообразной»[1]. Не удивительно, что Германия была первой страной, которая после выборов 11 мая в 1933 году учредила Имперское министерство народного просвещения и пропаганды. Главой «просветления» немецкой общественности был назначен доктор Йозеф Геббельс - гений своего дела. Таким образом, министерство, а по сути один человек, контролировало все масс-медиа, а также кинематограф, архитектуру, литературу и т.д. Все нежелательные, с точки зрения нацизма, произведения уничтожались. Яркий пример - сожжение книг 10 мая 1933 года на площади Опернплац в Берлине.

Ключевые темы пропаганды были таковы: культ фюрера, возвеличивание национализма, превосходства арийской расы, антисемитизм, милитаризм, резкая критика модернизма и превознесение традиционной культуры немецких народов. Главным лозунгом нового государства был девиз «Один народ, одна империя, один вождь» (EinVolk, einReich, einFührer) Целью пропаганды было культивирование безоговорочной преданности фюреру и одобрение его агрессивной политики.

Министерство пропаганды было ответственно за выпуск агитационных фильмов, газет, плакатов, книг, а также проведения митингов и парадов. Как правило, постеры были простыми, дешевыми в изготовлении, но в тоже время броскими, с запоминающимися картинками и текстами. Они располагались в заметных местах как постоянное напоминание о фашистской идеологии. Они могли использоваться в разных целях: как для предвыборной агитации, так и для вербовки иностранных легионеров в войска СС. Частые митинги использовались для того, чтобы разжечь у немцев чувство превосходства нации, получить их поддержку агрессивной политики фашистов. Благодаря ораторским талантам Геббельса и Гитлера, сделать это было не сложно. Также часто проводились парады с участием штурмовиков и использованием флагов и декораций, создававших благоприятные условия для выступающих, и помогавшие им внушить публике благоговение.

Министерство пропаганды направляло свою деятельность не только на взрослое население, но и на детей, чье сознание легче подвергалось внушению. В этих целях создавались детские книги, пропитанные нацистской идеологией. Часто они дарились детям как рождественские подарки.

Далее партия проводила пропагандистскую политику по приобщению к национал-социализму подростков. Были созданы детские и юношеские организации, такие как Гитлерюгенд, Юнгфольк и др. Главной целью этих организаций являлось воспитание «истинного арийца». Вот как А. Гитлер высказывался о создании подобных организаций в Рейхенберге в 1938 году: «Эта молодёжь — она не учится ничему другому, кроме как думать по-немецки, поступать по-немецки. И когда эти мальчики и девочки в десять лет приходят в наши организации и зачастую только там впервые получают и ощущают свежий воздух, через четыре года они попадают из Юнгфолька в Гитлерюгенд, где мы их оставляем еще на четыре года, а затем мы отдаем их не в руки старых родителей и школьных воспитателей, но сразу же принимаем в партию или Рабочий фронт, в СА или СС, в НСКК и т. д. А если они там пробудут полтора или два года и не станут совершенными национал-социалистами, тогда их призовут в «Трудовую повинность» и будут шлифовать в течение шести-семи месяцев с помощью кое-какого символа — немецкой лопаты. А тем, что останется через шесть или семь месяцев от классового сознания или сословного высокомерия, в последующие два года займётся вермахт. А когда они вернутся через два, или три, или четыре года, мы их тотчас же возьмём в СА, СС и т. д., чтобы они ни в коем случае не взялись за старое. И они больше никогда не будут свободными — всю свою жизнь…»[2]

Пропагандистская машина Третьего Рейха работала эффективно. В результате немцы с одобрением встречали новые, антигуманные законы, такие как Нюрнбергские, (15 сентября 1935 года) в которых определялось понятие «Гражданин Рейха» и «Еврей». На самом деле эти законы являлись прелюдией к «окончательному решению еврейского вопроса». Повсеместно навязывалась демонизация евреев. Стала популярна немецкая теория о том, что либералы, социалисты и евреи были ответственными за поражение Германии в Первой мировой войне. Безусловно, возведение подобных законов в разряд «нормы» среди немцев было бы не возможно без пропаганды.

Посмотрим на тиражную политику НСДАП. С момента начала Второй мировой войны, Министерство пропаганды выпустило 2 миллиона брошюр, 7 миллионов плакатов, 60 миллионов газет, постеров и памфлетов. Ежегодно в стране проводилось 45 000 показов фильмов и организовывалось 200000 митингов.[3]

Итак, нацистские идеологи создали эффективные пропагандистские методики, направленные на целенаправленное, с детских лет, формирования национал-социалистского мировоззрения. В результате, во многом благодаря этому, фашистам удалось прийти к власти и превратить половину Европы в конвейер по уничтожению людей.

Библиографический список:

1 AdolfHitler. «Mein Kampf» Глава IV. Мюнхен

2 Adolf Hitler. Rede in Reichenberg http://www.wissensreise.de/Wissensreise/Hitlerjugend/Seiten/RedeReichenberg1938-01d.html

3 Gabriel Weimann. Webcast. https://www.loc.gov/today/cyberlc/feature_wdesc.php?rec=4748

Просмотров работы: 1335