ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЁЖИ В ПЕРИОДЕ РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЁЖИ В ПЕРИОДЕ РАННЕЙ ЗРЕЛОСТИ

Бражникова Ю.А. 1, Творогова Т.С. 1
1ЧОО ВО-АССОЦИАЦИЯ «ТУЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТИЭИ)»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Тема насилия и агрессии становится одной из самых акту­альных в Западной Европе с конца 60-х годов прошлого века. Мы и сегодня наблюдаем значительный рост преступности, распространение терроризма и практически непрерывные вооруженные региональные конфликты. Серьезной проблемой становится рост агрессивности среди молодежи.

В психологическом словаре агрессия - это «целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе» [1, С. 8].

Проведенные исследования показывают, что для современной молодежи сегодня характерны: заносчивость, высокомерие, конкуренция в учебе, где каждый сам за себя, отсутствие общих интересов, поддержки и помощи у сокурсников (П. В. Степанов, С. И. Самыгин, JI. П. Гримак). «Это противоречит принципам образования, которое должно строиться на позициях сотрудничества. Все больше молодых людей чувствуют себя одинокими, они не верят ни в себя, ни в других, а возникшие проблемы предпочитают решать в одиночку, доступными для них способами и средствами» [3, С.5]. Часто агрессивность среди молодых людей проступает в виде мата. Словесная агрессия заменяет физическую. Проведенные среди студентов исследования говорят о том, что юноши и девушки чаще всего используют вербальную агрессию с целью подчеркнуть негативное отношение к каким-либо событиям [2, С. 3].

Однако многие современные психологи рассматривают агрессивность как необходимое условие активности личности: А. Адлер, Э. Фромм, Р. Мэй, К. Томпсон, Д. У. Винникотт, К. В. Сельченок, Н. Д. Левитов и др. В своей работе Е.В. Хохлова рассматривает конструктивную агрессивность, в основе которой лежит защита себя, своих близких от агрессивности других. «Конструктивная агрессивность позволяет личности активно отстаивать собственные позиции и способствует осознанию ценностей добра и любви, что в свою очередь, позволяет личности отказаться от деструктивных методов воздействия, а значит, постепенно выработать ассертивную позицию» [3,С.9]. Но в любом случае, человек должен уметь выражать проявления агрессии в социально приемлемых формах.

Существует множество причин возникновения агрессии, а также неблагоприятных факторов:

  • Психологических

  • Биологических

  • Семейных

  • Социальных

влияющих на ее проявление. Неблагополучная среда, круг и стиль общения, сам образ жизни, могут способствовать развитию девиантного поведения. Отрицательный микроклимат может вызвать у молодежи возникновение отчуждённости, грубости, неприязни, что в свою очередь создаёт предпосылки для появления агрессивности и разрушительных действий, демонстративного неповиновения.

Психологические особенности проявления агрессии обусловлены различными причинами на разных возрастных этапах. В юношеском возрасте основными причинами агрессии выступают неадекватная самооценка, холерический тип темперамента, низкий уровень социально-психологической компетентности, неправильная оценка поведения другого человека, недостаточная психологическая устойчивость, отсутствие способности к эмпатии, завышенный или заниженный уровень притязаний, акцентуация характера, а также различные противоречия, характерные для данного возраста.

Основным противоречием юношеского возраста является противоречие между развивающимися потребностями личности и возможностями их удовлетворения. Оно может принять форму противоречия между мечтами и действительностью, между тем, чего еще надо достичь. В ранней юности человек испытывает острую потребность, скорее стать по-настоящему взрослым, он полон ожидания чего-то интересного, важного, неизведанного. Молодежь стремится найти свое место в жизни, мечтает о больших делах.Противоречивыми могут быть отношения между интересами и способностями молодого человека, а также между его природными данными и приобретаемыми свойствами личности. Зачастую последнее противоречие выступает как борьба между типологическими особенностями личности и формирующимися чертами характера. Так, например, стремление девушки с холерическим темпераментом выработать выдержку, ровность поведения, тактичность по отношению к людям, может вступить в противоречие с особенностями, присущими ей как человеку данного типа темперамента.

Ранняя юность — пора переживания сильных многообразных чувств, нравственных, интеллектуальных, эстетических. Нравственные чувства в юношеском возрасте разнообразны по своему содержанию и направленности. Это чувства совести, гуманизма, коллективизма, дружбы и товарищества, развивающиеся под влиянием многих условий, и прежде всего организация образа жизни в институте и в семье. Учебная, общественная и трудовая деятельность — источник многообразных переживаний студентов. Агрессия в юношеском возрасте является весьма настораживающим фактором, поскольку негативно влияет на взаимоотношения с родителями, друзьями, сверстниками, учебную деятельность, индивидуальное развитие, а также на успешность в их будущей профессиональной деятельности. Хотелось бы остановиться на таком факторе, как самооценка. А. А. Реан в своем исследовании пришел к выводу, что уровень выраженности агрессивных реакций взаимосвязан с самооценкой юношей. Общая тенденция здесь заключается в наличии прямой связи: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих [4, с.14]. Таким образом, наибольшая вероятность проявления высокой агрессии связана с высокой самооценкой личности, особенно если для этого подростка характерны представления о себе как о самостоятельной, высокоавтономной личности, отличающейся выраженной способностью к лидерству и высоким интеллектом [5, с. 11].

Литература

  1. Краткий психологический словарь /Ред.-сост. Л.А.Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., расш., испр. и доп. – Ростов н/Д: Изд-во Феникс, 1998.

  2. Крутых Е.В. Матерное арго как проявление агрессивного поведения молодежи /Феноменология и профилактика девиантного поведения: материалы II Всероссийской научно-практ. конференции, 27-28 октября 2008г. – В 2-х т.: Том 2. - Краснодар: «АСВ-полиграфия», 2008.

  3. Хохлова Е. В. Конструктивная агрессивность в формировании навыков ассертивного поведения студентов вуза: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. – Нижний Новгород, 2008. URL.: http://www.dissercat.com/content/ konstruktiv naya-agressivnost-v-formirovanii-navykov-assertivnogo-povedeniya-studentov-vuza (дата обращения: 28.12.2014 г.)

  4. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») / Пер. с нем. — М.: «Прогресс», 1994. — 214 с. 2. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности / Психологический журнал. — № 5, 1996. 3–18 с. 3

  5. Рекомендации для педагогов: как взаимодействовать с агрессивными школьниками и студентами [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.b17.ru/article 4.

Просмотров работы: 1031