Экспертиза характера и механизма возникновения повреждений при автомобильной травме является актуальной и сложной проблемой судебной медицины и экспертной практики. Эта проблема приобретает особую актуальность в настоящее время в связи с резким увеличением количества автомобилей, изменением их конструктивных особенностей и возрастающим количеством случаев дорожно-транспортных происшествий с человеческими жертвами.
Цель работы: выявить структуру и частоту встречаемости травм, возникающих при дорожно-транспортных происшествиях, и их осложнений, оценить объём и необходимость хирургической помощи при данных патологиях у пациентов хирургического отделения 1РКБ.
Задачи: провести анализ пациентов, поступивших в хирургическое отделение в результате травм полученных при ДТП. Оценить тактику хирургического лечения, определить количество летальных исходов, а также выяснить механизмы формирования данной категории травм. Разработать методы первой помощи при ДТП.
Материалы и методы: проанализировано 100 историй болезни пациентов пострадавших в ДТП на территории Удмуртской республики, которые поступили в хирургическое отделение 1РКБ. В ходе исследования, было выяснено, что чаще всего пострадавшими в ДТП оказываются мужчины трудоспособного возраста от 21 до 30 лет(22%), в целом, мужчины страдают в авариях в 61%, а женщины - 39%.
Наиболее частыми являются закрытые травмы грудной клетки(36%), в них входят: переломы ребер(48%), ушибы легких(25%), ушибы грудной клетки(15%), другие травмы(12%). Закрытые травмы живота(18%), в структуре: разрывы печени(25%), разрывы селезёнки(23%), ушибы передней брюшной стенки(11%), закрытые черепно-мозговые травмы(14%), из них: сотрясения головного мозга(58%), ушибы головного мозга(29%), переломы костей черепа(13%). Переломы нижних конечностей(12%):кости таза(70%), бедра(12%),голени и стопы(по 9%). Травмы позвоночника(7%): переломы(58%), ушибы(21%), субдуральные гематомы(7%), ротационные переломы(7%), закрытые спинномозговые травмы(7%). Переломы верхних конечностей(5%), ушибы нижних конечностей(4%), ушибы верхних конечностей(2%), открытые черепно-мозговые травмы(2%).
В ᴘаʜᴇниях, получаемых при ДТП, более или менее явно проявляется характер их нанесения (переезд, сжатие, столкновение) и особенности самих автомобилей, которые обычно движутся с высокой скоростью. Помимо того часто источниками травмирования являются элементы дороги.
В процессе наиболее тяжелых ДТП вначале деформируется кузов автомобиля, происходит первичный удар. Человек внутри автомобиля продолжает движение по инерции с прежней скоростью. При контакте с деталями транспортного средства – рулевым колесом, панелью приборов, ветровым стеклом и т.п., происходит вторичный удар. Параметры вторичного удара зависят от скорости и замедления перемещения тела человека, формы и механических свойств деталей, о которые он ударяется. При высоких скоростях возможен также третичный удар, т.е. удар внутренних органов человека (к примеру , мозговой массы, печени, сердца) о твердые части скелета.
В структуре осложнений преобладают: респираторный дистресс синдром (7,5%) - тяжелое состояние, характеризующееся явлениями острой дыхательной недостаточности, возникающей вследствие некардиогенного (не связанного с заболеваниями сердца) отека легких.
Под действием различных факторов (например, токсинов микроорганизмов, тяжелых травм грудной клетки, гемоперитонеум (7%) - внутрибрюшное кровотечение, приводящее к излитию свободной крови в брюшную полость, пневмоторакс (5%) - скопление воздуха или газов в плевральной полости, гемоторакс (5,5%) - внутриплевральное кровотечение , постгеморрагическая анемия (4%), геморрагический шок (5,5%), травматический шок (10%). Из числа больных с геморрагическим шоком в состоянии 1 степени тяжести 9%, 2 степени 9%, 3 степени 18%, 4 степени 64%. Из числа больных с травматическим шоком в состоянии 1 степени тяжести 20%, 2 степени 15%, 3 степени 35% и 4 степени 30%. Смертность составляет 0,7‰.
Самыми частыми лечебными мероприятиями являются: медикаментозная терапия(20%), лапаротомия(16%), торакоцентез(11%) прокол грудной стенки с лечебной целью для удаления накопившегося экссудата или транссудата, дренирование плевральной полости(6%) - оперативное вмешательство, обеспечивающее отток воздуха, крови или гноя из плевральной полости наружу, дренирование брюшной полости(6%) - комплекс приемов, обеспечивающих беспрепятственный отток жидкости из брюшной полости.
Заключение. Таким образом, рост числа травм, полученных в результате ДТП, их осложнений и смертности, требует более внимательного изучения механизмов повреждений, с целью улучшения качества диагностики и лечения пациентов с данным видом патологии.
Список литературы:
Е.Решетин, С.Киселёва. Статистика страха. Катастрофы//Журнал «Эксперт». 2001. №7 (267).
Государственный доклад о состоянии здоровья населения Удмуртской Республики в 2014 году.
Ардашкин А.П. Морфологические особенности, механизм и математическая диагностика травмы водителей и пассажиров внутри автомобилей. - Дисс. канд. наук, Баку, 1987.
Сидоров Ю.С. Судебно-медицинская оценка повреждений водителей и пассажиров переднего сиденья легкового автомобиля при столкновениях. Дис. д.м.н.- М.- 1990.
3. Рябчинский. А.И. Механизм травмирования человека в автомобиле и биомеханника дорожно-транспортных происшествий; 1979 г.