ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К ЗАНЯТИЯМ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К ЗАНЯТИЯМ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА

Рычков Н.А. 1, Семенова Г.И. 1
1Уральский Федеральный Университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Оглавление

Введение……………………………………………………………3

Глава 1. Психодиагностические методы

  1.  
    1. Методы психодиагностики в спорте ……………………...6

    2. Классификация психодиагностических методик…………7

Глава 2. Назначение и применение психодиагностических методик для выявления предрасположенности учащихся к различным видам спорта…………………………………………….………………...…….12

Заключение ……………………………………………………….20

Список литературы и источников……………………………….21

Введение

Физическая культура и спорт развиваются не изолированно, а в системе общественных связей и отношений. Поэтому многие процессы и явления, происходящие в физкультурном и спортивном движении, имеют глубокий социальный смысл, и понять их можно только в единстве с интересами и потребностями общества. С другой стороны, некоторые закономерности, выявляемые в спорте, могут быть перенесены на другие стороны деятельности человека. Например, такие свойства человека, как быстрота реакций, выносливость, внимание и др., выявляемые в спорте, являются непреложным условием профессиональной адаптации в ряде профессий – оператора, диспетчера, летчика и т. д. С этой точки зрения и учитель физической культуры, и тренер детско-юношеской спортивной школы, и другие практические работники в области физической культуры и спорта, наблюдающие и изучающие своих учеников, должны сочетать профессиональные интересы и потребность общества и помогать учащимся определить перспективную область применения сил, в которой наиболее полно могут раскрыться их способности.

Из этого следует, что нам необходимо использовать при отборе учащихся в различные виды спорта психодиагностические исследования. Это поможет нам правильно сориентировать ученика в подходящий для него вид спорта, чтобы в дальнейшем раскрыть его потенциал в полной мере.

Целью данной работы является, с помощью психодиагностических методов исследования научиться определять предрасположенность учащихся к различным видам спорта.

Задачи:

- Найти и ознакомиться с литературой по данной теме.

- Выявить виды психодиагностических методик.

- Рассмотреть назначение и применение психодиагностических методик для ориентирования учащихся в различные виды спорта.

Объект исследования: психодиагностические методы исследования в спорте.

Предмет: Использование психодиагностических методов исследования в определении предрасположенности к занятиям различными видами спорта.

Глава 1. Психодиагностические методы

  1.  
    1. Методы психодиагностики в спорте

Психодиагностика является областью психологической науки, разрабатывающей и использующей методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека. В конкретно прикладном аспекте предметом психодиагностики являются психические процессы, состояния и психические свойства личности[4].

Организация диагностической деятельности связана со знанием основных этапов, методов, техник и процедур научного психологического исследования. Метод в психологии – способ и прием изучения психической деятельности. Совокупность специфических приемов для эффективного использования метода называется техникой. Последовательность всех действий организации исследования называется процедурой.

В психологии спорта используются общие психологические методы, а также модифицированные и адаптированные методы применительно к специфике условий изучения спортивной деятельной.

В психодиагностических целях наиболее часто используются наблюдение, самонаблюдение, эксперимент, опросные методы, беседа, биографический и лонгитюдный методы.

Наблюдение представляет собой изучение психических, двигательных, поведенческих и других проявлений занимающихся физической культурой и спортсменов в естественных условиях их деятельности (на уроках физической культуры, на тренировке, на соревновании и др.). Оно может быть сплошным или выборочным, с использованием словесной, стенографической записи, технических средств (киноаппаратуры, магнитофона, видеомагнитофона и др.). Наблюдение всегда целенаправленно, проводится по заранее составленной схеме, с заранее предусмотренным планом обработки зарегистрированных фактов.

Самонаблюдение выражается в форме словесного отчета, раскрывающего некоторые субъективные стороны изучаемого явления. Например, при изучении точности воспроизведения заданной в эксперименте амплитуды движений на основании самонаблюдения устанавливаются признаки, по которым спортсмен сам определял точность выполненного им же движения. Самонаблюдение используется спортсменами при анализе своих движений, действий, переживаний, состояний, мыслей, поведения и т.п. в процессе деятельности. Оно чрезвычайно важно для познания спортсменами самих себя (самопознания) в целях самосовершенствования не только в технико-тактическом отношении или в плане развития двигательных качеств, но особенно в целях формирования себя как личности и рационального управления самим собой в многообразных, часто непредвиденных, ситуациях жизни и деятельности. На основе самонаблюдения формируется оценка спортсменами самих себя. Такая самооценка в настоящее время все шире используется и как один из методов исследования в психологии.

Эксперимент используется, например, для моделирования соревновательных условий, в которых протекает деятельность спортсменов.

При помощи опросных методов и беседы можно получить словесную информацию об отдельных сторонах личности спортсмена, о психическом самочувствии, об уровне тревожности спортсмена.

Лонгитюдный метод используется с целью многолетнего прослеживания хода психического и психомоторного развития. Таким путем, например, удается изучить влияние занятий физической культурой на развитие психических процессов и двигательных качеств младших школьников. Это имеет существенное значение для совершенствования методики физического воспитания в школе. Лонгитюдный метод с успехом может быть применен при изучении влияния многолетней спортивной тренировки на формирование личности спортсменов[9].

Для обработки фактического материала исследований используются математико-статистические методы, например корреляционный, факторный, дисперсионный, дискриминантный и другие виды анализа.

Количественныеметоды заключаются в анализе материалов исследования по содержательной сущности изучаемых психических явлений, их дифференцировке и классификации по типам, группам, вариантам и т.п.

Важным элементом качественного анализа является казуистика — описание конкретных примеров проявления изучавшихся явлений, относящихся к различным типам, группам, вариантам. Этими описаниями иллюстрируются наиболее ярко и полно выраженные случаи изучаемого психического явления (например, типа темперамента, предстартового состояния и др.) либо, наоборот, случаи, являющиеся исключением из общих правил [6].

  1. 2. Классификация психодиагностических методик

Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям.

Классификации методов, по Й. Шванцаре, объединяет психодиагностические методы в группы по следующим основаниям:

1) по используемому материалу;

2) по количеству получаемых показателей;

3) тесты с «правильным» решением и тесты с возможностью различных ответов;

4) по психической активности испытуемых:

- интроспективные, анкеты, беседа;

- экстроспективные;

- проективные. Испытуемый проецирует неосознаваемые свойства личности на мало структурированные, многозначные стимулы;

- исполнительные. Испытуемый осуществляет какое-либо действие, количественный уровень и качественные особенности которого являются показателем интеллектуальных и личностных черт.

Классификации психодиагностических методов по В. К. Гайде, В. П. Захарову представлена по следующим основаниям:

1) по качеству: стандартизованные, не стандартизованные;

2) по назначению:

- общедиагностические;

- тесты профессиональной пригодности;

- тесты специальных способностей;

- тесты достижений:

3) по материалу, которым оперирует испытуемый:

- бланковые;

- предметные;

- аппаратурные;

4) по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;

5) по форме ответа: устные и письменные;

6) по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи;

7) по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные, которые отличаются тем, что:

- в гомогенных тестах задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств;

- в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта;

8) по комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы;

9) по характеру ответов на задачи тесты с предписанными ответами тесты со свободными ответами;

10) по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;

11) по характеру умственных действий: вербальные и невербальные[4].

Несмотря на разнообразие оснований, а, следовательно, и классификаций методов, можно выделить два основания: по предметной направленности диагностики и по степени формализации процедуры обследования.

В соответствии с первым критерием выделяют следующие диагностические методы:

- интеллектуального развития;

- творческих и специальных способностей;

- индивидуальных различий и личности;

- межличностных отношений и групповых процессов и т. д.

По второму основанию методы можно разделить на мало формализованные и формализованные или стандартизованные.

Собственно необходимость в диагностике возникает тогда, когда привычный ход тех или иных событий нарушается, т. е. специалист или осознает какие-либо отклонения в наблюдаемом явлении, или должен сделать выбор между n-мерным количеством вариантов. Подобные ситуации и определяют направленность и содержание всей психодиагностической деятельности. Поэтому любая диагностика проводиться в соответствии с практической задачей, сформулированной «заказчиком»[2].

Конкретную реализацию метод находит в методике. Один и тот же метод может существовать в форме различных методик. Психодиагностические методики в спортивной деятельности можно разделить в зависимости от изучения индивидуальных особенностей черт личности, состояний и по форме.

По направленности на изучение индивидуальных особенностей черт личности, состояний:

  • методики изучения направленности, интересов (карта личности К. К. Платонова и др.);

  • личностные методики, характеризующие структурные компоненты личности (карта личности К.К. Платонова, опросники ЧХТ, Айзенка и др.);

  • социометрия (исследование личности спортсмена в системе общественныхотношений);

  • методики изучения особенностей мышления;

  • методики для выявления патологических особенностей психики, характера;

  • методики изучения творческих способностей (информация может быть получена из результатов тестирования по Роршаху и др.);

  • общая осведомленность, профессиональные знания, навыки (большинство методик для исследования процессов мышления);

  • методики для изучения психических процессов: памяти, внимания, восприятия и др. (бланковые и аппаратурные тесты);

  • методики для изучения психомоторных процессов, координации и точности движений (суппорты, координациометры, специальные физические упражнения);

  • психофизиологические методики (аппараты для исследования сенсомоторных реакций, психофизиологические и электрофизиологические методики);

  • изучение глазомера, точности оценки пространственных признаков (бланковые и аппаратурные тесты);

  • изучение эмоционально-волевой сферы, эмоциональной устойчивости (комплексные методики иногда с применением физиологических и биохимических измерений);

  • оценка психических состояний (опросники Спилбергера—Ханина, САН и др.).

По форме применения:

  • наблюдение (в естественных условиях или моделировании сложных ситуаций, в процессе тестирования);

  • беседа (индивидуальная и групповая);

  • опросники и анкеты (открытые и закрытые);

  • социометрические методики;

  • применение бланковых и аппаратных тестов (индивидуальные и групповые);

  • обследование на тренажерах и тренажерных устройствах;

  • специальные контрольные физические упражнения (для исследования быстроты, внимания, оперативной памяти, координации и точности движений и др.);

  • комплексные методики (включающие двигательную деятельность, физиологические, электрофизиологические и другие измерения)[9]

Глава 2. Назначение и применение психодиагностических методик для выявления предрасположенности учащихся к различным видам спорта.

Педагогу в своей практической деятельности приходится сталкиваться со всеми разновидностями отбора и решать задачи спортивной ориентации. Если мысленно представить все временные этапы психологического отбора в спорте, то можно абсолютно четко совместить разновидности отбора с решением задач спортивной ориентации.

На первом этапе решение задач спортивной ориентации основывается на модельных характеристиках психологических особенностей спортсменов, составленных в соответствии с требованиями спортограммы групп видов спорта. На данном этапе определяются те способности юных спортсменов, которые предполагают успешность их спортивной деятельности в определенной группе видов спорта, например циклических, ациклических, спортивных единоборств, спортивных игр. Распределение детей по видам спорта на первом этапе нецелесообразно. Сложность психологического отбора на первом этапе заключается в том, чтобы правильно определить те или иные способности юного спортсмена к группе видов спорта[9].

Психодиагностические методики

Таблица 1

Направленность, сфера исследования

Форма применения

Способы применения

Направленность, интересы

Наблюдение

Аналитические тесты

Личностные методики

Беседа

Синтетические тесты

Социометрия

Опросники и анкеты

Комплексные методики (моделирующие целостные компоненты профессиональной деятельности)

Психические процессы

Социометрические методики

Пролонгированные методики психодиагностики (многократное тестирование после воздействия различных факторов, обучения, адаптации)

Творческие способности

Бланковые тесты

 

Общая осведомленность, профессиональные знания, умения

Аппаратурные тесты

 

Психофизиологическая сфера, типологические особенности

Обследование на тренажерных устройствах

 

Координация и точность движений, соразмерность усилий, психомоторика

Специальные контрольные физические упражнения

 

Глазомер, пространственные признаки

Комплексные методики (включающие в себя также физические, биохимические и другие измерения)

 

Эмоционально-волевая сфера, эмоциональная устойчивость

   

Психические состояния

   

На данном этапе лучше всего пользоваться тестами на восприятия:

  • длины,

  • массы,

  • пространственных признаков,

  • угловых величин,

  • времени и т.д.

На примере футбола можно применить. Глазомер на углы (восприятие угловых величин). Исследование производится с помощью плаката, где изображено 10 углов от 35° до 135° под номерами и 10 таких же углов, обозначенных буквами. Различия между углами 7 – 10°, линейные величины их сторон около 8 – 12 см. Углы под номерами и обозначенные буквами в половине случаев также не имеют точного совпадения, отличаясь на 2 – 3°.'

Испытуемым предъявляется на 4 мин плакат (надо иметь 3 4 подобных плаката) и ставится задача найти пары соответствующих или наиболее близких по угловым величинам фигур, обозначенных цифрами и буквами.

Также можно применить Восприятие длины линии. Оценка способности к восприятию пространственных отрезков (глазомер) может проводиться с помощью простейшего устройства, изготовленного из обычной линейки (рис.1). Сторона линейки, обращенная к испытуемому, заклеивается белой бумагой, посредине находится четкая полоска, которая разделяет линейку на две половины (левую и правую). Сверху – два ползунка.

Экспериментатор отодвигает один ползунок до центра (от четкой линии) на 5 – 12 см. Испытуемый, который находится в 0,5 м от линейки, должен отодвинуть свой ползунок на такое же расстояние в противоположную сторону. Берется отсчет ошибки. Проба повторяется 10 раз.

Рис. 1. Глазомерная линейка. А – вид со стороны испытуемого; Б – вид со стороны экспериментатора.

Данные тесты показывают предрасположенность к игровым видам спорта.

На втором этапе решение задач спортивной селекции основывается на углубленных модельных характеристиках психологических особенностей спортсменов, составленных в соответствии с требованиями каждого вида спорта в отдельности. Разберем на примере футбола.

Эта проблема более сложная, так как, помимо чисто специфических психологических способностей спортсмена к занятиям тем или иным видом спорта, надо определить и уровень развития его волевых, эмоциональных, интеллектуальных и сенсорных качеств, определить его личностные социально-личностные особенности. То есть, на данном этапе решается, по существу, и задача прогнозирования успешности выступления спортсмена в том или ином виде спорта[9].

В футболе характеры, следующие психические качества:

  • Восприятие

  • Внимание

  • Наблюдательность

  • Память и т.д.

Остановимся на некоторых из них. Исследование объема внимания осуществляется с помощью тахистоскопа. Смысл исследования – в предъявлении на короткое время (около 1 с) карточки с изображенными на ней фигурами, например, кружков или крестиков (Приложения 1).

Концентрация внимания. Тест «Перепутанные линии»

Среди методик, направленных на исследование концентрации внимания, может быть рекомендовано задание «Перепутанные линии» (рис. 10), которое рассматривают так же, как один из тестов, характеризующих устойчивость внимания. Исследование может проводиться как на индивидуальных бланках, так и с помощью плаката на стандартном листе ватмана или высвечиванием на эпидиаскопе. Испытуемые на своих бланках записывают номера начала линий по порядку и за ними номера их окончания. На выполнение задания дается 7 мин (Приложение 2).

Также для выявления динамики психического состояния может проводиться оценка памяти. Рассмотрим различные виды памяти:

  • Кратковременная память. Применяются задания на запоминание и непосредственное воспроизведение слов и чисел.

  • Память на тексты (смысловая память). Составляется рассказ, который содержит 13 смысловых единиц и 3 числа и который зачитывается обследуемым. Затем предлагается записать основное содержание. Задание предъявляется дважды аналогичными текстами. Второй раз – после эмоциогенного инструктирования.

  • Зрительная память. Суть задания в предъявлении на 30с плаката, на котором в 16 клетках 7 простых фигур. Нужно запомнить, какие фигуры нарисованы, в каких клетках они находятся. Затем в течение 45с на бланках (где заранее подготовлены решетки с 16 клетками) воспроизвести, что запомнили. Задания выполняются дважды по аналогичным плакатам (или высвечиванием с помощью ЛЭТИ). Перед вторым предъявлением производится инструктирование.

  • Оперативная память. Рассматриваемым тестом оценивается тот объем информации, который обследуемый способен удерживать в кратковременной памяти, одновременно оперируя им. Сущность теста в предъявлении на слух 5 цифр, из которых нужно складывать каждое предшествующее с последующим, записывая полученные суммы.

  • Зрительная оперативная и непроизвольная память. Сущность методики состоит в оперировании определенными объемами информации в виде однозначных чисел. Эти числа предъявляются на 1 мин рядами по два. Нужно складывать их в уме, сопоставлять полученную сумму с числом 10 и полученную разность запоминать. Запоминать также нужно место данной разности на плакате (где пустая клетка в данной строке), чтобы потом занести ее на своем бланке (Приложение 3). Задание повторяется дважды по двум плакатам. Вторая задача, решаемая с помощью этой методики, заключается в том, что после выполнения теста на оперативную память на фоне целевой установки, требующей производить вычислительные операции и запоминать только результаты вычислений, предлагается записать первый ряд чисел, обозначенных на втором плакате (что осталось в памяти).

Также на данном этапе проводят психомоторные исследования.

Измерение способности поддерживать равновесие тела. Тело человека само по себе не может находиться в устойчивом равновесии, так как центр тяжести расположен высоко и несимметрично по отношению к опорной площади (подошвами обеих ног к участку между ними). Для поддержания равновесия нужна активная сила, напряжение различных мышц ног, таза, спины, шеи.

Причины колебаний тела человека при стоянии до конца не выяснены. Зависимость их от перистальтики кишечника, сердцебиения и т. п. не подтвердилась. Предполагается, что, возможно, здесь играют большую роль координационные механизмы мышечной деятельности (вариативность центрально-нервных влияний).

В спортивной практике для измерения равновесия тела используются пробы, применяемые в невропатологической клинике, в частности стояние на одной ноге (другая сгибается в колене и упирается в опорную ногу) с вытянутыми вперед руками. Фиксируется время (с помощью ручного секундомера), в течение которого испытуемый может стоять в этой позе. Однако такой способ изучения равновесия довольно приблизителен. При нем не учитываются число и амплитуда колебаний тела, которые за счет коррекции и мышечных напряжений нивелируются испытуемым.

На третьем этапе решение задач отбора наиболее надежных спортсменов в команду для выступления в ответственных соревнованиях основывается на индивидуальных прогнозных модельных психологических характеристиках того или иного спортсмена, реализуемых в экстремальных условиях соревнований.

Третий этап является одним из основных, особенно при отборе спортсменов в олимпийские команды, в сборные команды ведомств и обществ, для участия в первенствах страны, международных соревнованиях. Эффективность третьего этапа отбора является показателем психологической подготовленности, эрудиции и интуиции тренера-педагога, который на основе умелого подбора методик психодиагностики, внимательного изучения личности спортсменов в различных условиях жизни и спортивной деятельности, смог отобрать из многих претендентов в команду наиболее надежных[9].

На данном этапе более важно изменения в устойчивости психических и психомоторных процессов

Особо важную роль при выявлении и оценке уровня напряженности имеет определение эмоционально-сенсорных, эмоционально-моторных и эмоционально-ассоциативных нарушений.

Эмоционально-сенсорные нарушения оцениваются выполнением тестовых заданий на ощущения, восприятия, внимание до и после эмоциогенного стимулирования. Как специальный тест может применяться задание на равновесие (сопоставляя результаты до и после эмоциональных воздействий). Порядок выполнения этого задания следующий. Обследуемый принимает устойчивое равновесие в позе – правая нога за левой ногой (ступни на одной линии), руки вперед, пальцы разведены. По команде «Готов» включается секундомер. Если удалось простоять 15 с, не меняя позы, – оценка 2; еще 15 с – оценка 3; затем на глаза надевается повязка, и если удалось простоять еще 15с с повязкой – оценка 4. Затем по команде голова запрокидывается назад (на глазах повязка). Если простоял еще 15с – оценка 5. Кроме того, особо регистрируется абсолютное время, в течение которого удерживалась заданная поза (до 60 с). Кроме чувства равновесия, оценивается (путем наблюдения) также тремор.

Эмоционально-моторные нарушения оцениваются с помощью тестов на психомоторные процессы, выполняемые до и после эмоциегенных воздействий. Могут быть применены задания для исследований двигательных реакций или специальные физические упражнения на координацию или быстроту действий.

Эмоционально-ассоциативные нарушения оцениваются с помощью тестов для исследования памяти и мыслительной деятельности до и после эмоциогенных воздействий. В период до и после психогенных воздействий целесообразно обращать внимание также и на поведенческие реакции обследуемых. Сильное эмоциональное возбуждение, напряженность могут характеризоваться повышением суетливости, неадекватной активности, резкости и грубости в обращениях и ответах или же, напротив, выраженной подавленности, понижении интереса к выполняемой деятельности.

Изменения в устойчивости психических и психомоторных процессов, возникающие при очень сильных эмоциях, при напряженности являются наиболее информативными показателями для оценки эмоциональных состояний. Изменения устойчивости психических процессов достаточно ярко могут проявляться также в содержательной стороне речи, в грамматическом ее построении, в логичности, системности и др.

Опыт наиболее опытных тренеров-педагогов показывает, что эффективность третьего этапа отбора тесно связана с эффективностью психологического отбора на втором и первом этапах. То есть цикл замыкается: отбор на третьем этапе позволяет обосновать отбор на втором и первом этапах. И наоборот, чем выше эффективность первого этапа, тем выше эффективность второго и третьего этапов психологического отбора.

Заключение

Мы рассмотрели разновидности, задачи и этапы отбора. Но вопрос заключается в том, какие методики психодиагностики следует рекомендовать на том или ином этапе отбора для решения той или иной задачи. Исходя из исследований психологов, по-видимому, следует рекомендовать методики для определения личностных и социально-личностных особенностей юных спортсменов на втором и третьем этапах отбора для решения задач спортивной селекции и комплектования команды. Надо также учесть, что личностные и социально-личностные особенности спортсмена – наиболее консервативные качества.

Психологические качества – волевые, интеллектуальные, эмоциональные и сенсорные – более подвижные элементы психологии спортсмена. Поэтому психодиагностика данных качеств может осуществляться в более короткие сроки для решения задач всех трех этапов отбора. Главное, чтобы методики были стандартизированы и унифицированы применительно к тому или иному виду спорта, проводились в стандартных условиях. Только динамика исследований может дать положительные знания о психологии спортсмена и прогнозировать его поведение в экстремальных условиях соревнований.

Психические состояния – наиболее подвижный элемент психологии спортсмена. Умелая психодиагностика психического состояния спортсмена может многое сказать о степени его соревновательной надежности, прогнозировать поведение спортсмена в экстремальных условиях, внести коррективы в его предсоревновательную подготовку.

Список литературы и источников

  1. Айзенк Г . Ю. Проверьте свои способности / Г. Ю. Айзенк . - М.: 1972.

  2. Библиотека международной спортивной информации. Психологическая подготовка спортсменов. Инновационные технологии - Методы спортивной психологии. [электронный ресурс] URL: http://bmsi.ru/doc/b7541426-4ba5-4188-a62c-79fe4837fcfa

  3. Вяткин Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности / Б. А. Вяткин . - М.: 1978.

  4. Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания / Е.П. Ильин . - М.: 1980.

  5. Индивидуальная спортивная предрасположенность к занятиям спортом; принципы ориентации и отбора к систематическим занятиям. [электронный ресурс] URL: http://cribs.me/fizicheskaya-kultura/individualnaya-sportivnaya-predraspolozhennost-k-zanyatiyam-sportom-printsipy-orientatsii-i-otbora-k-sistematicheskim-zanyatiyam

  6. Марищук В. Л. Методы психодиагностики в спорте. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / В. Л. Марищук , И. П. Волков . - Спб.: 2002. С. 279-288.

  7. Психодиагностическое исследование. Психодиагностика - метод психологического исследования. [электронный ресурс] URL: http://psyera.ru/4918/psihodiagnosticheskoe-issledovanie-psihodiagnostika-metod-psihologicheskogo-issledovaniya

  8. Психологическая диагностика. Проблемы и исследования / Под ред. К. М. Гуревича. М.: 1981.

  9. Пуни А. Ц. Методы психологического исследования в спорте / А. Ц. Пуни . - Спб.: 2002. С. 275-279.

  10. Пуни А. Ц. Практические занятия по психологии / А. Ц. Пуни . - М.: 1977.

  11. Родионов А. В. Психодиагностика спортивных способностей / А. В. Родионов . - М.: 1973.

  12. Ядов В. А. Социологическое исследование (методология, программа, методы) / В. А. Ядов . - М.: 1972.

  13. StudFiles. Методики психодиагностики в спорте [электронный ресурс] URL: httpHYPERLINK "http://www.studfiles.ru/preview/1905310/"://HYPERLINK "http://www.studfiles.ru/preview/1905310/"wwwHYPERLINK "http://www.studfiles.ru/preview/1905310/".HYPERLINK "http://www.studfiles.ru/preview/1905310/"studfilesHYPERLINK "http://www.studfiles.ru/preview/1905310/".HYPERLINK "http://www.studfiles.ru/preview/1905310/"ruHYPERLINK "http://www.studfiles.ru/preview/1905310/"/HYPERLINK "http://www.studfiles.ru/preview/1905310/"previewHYPERLINK "http://www.studfiles.ru/preview/1905310/"/1905310/

Приложение 1.

Рис.1.

Каждая карточка предъявляется дважды. Сначала берутся карточки с двумя фигурами, затем с тремя и т. д. После предъявления изображения испытуемый в течение 10 – 15 с должен нанести на своем бланке точки (крестики) в соответствии с тем, что он увидел. На воспроизведение 2 – 5 фигур дается по 10 с, 6 – 7 фигур – по 15 с, 8 – 9 фигур – по 20 с.

Оценка производится по таблице 1.

Приложение 2.

Рис.2.

Таблица 2.

Оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество правильных ответов

25

24

22-23

20-21

17-19

14-16

12-13

8-11

7

Инструкция: «На бланке вы видите 25 перепутанных линий. Вам необходимо проследить каждую линию слева направо и определить, где она кончается. Начинаются линии слева, кончаются обязательно справа. Начинайте с линии, обозначенной слева, № 1, найдите, где она закончится, там стоит соответствующий номер, затем переходите к линии № 2 и т. д. Ответы записывайте по порядку, например: 1 – 17, 2 – 14, 3 – 22 и т. д. Выполнять задание следует только путем зрительного контроля, не вести линии карандашом или пальцем».

Приложение 3.

Оценка выводится в условных баллах по таблице 3 с учетом, что за полностью правильный ответ начисляются 2 очка. Если число записано правильно, но перепутано место в данной строчке или правильно обозначено место, но допущена ошибка в вычислении – дается одно очко.

7

 

1

3

2

 

6

8

 

5

 

9

3

6

 

8

 

4

4

 

2

 

2

 
   

5

   

4

 

4

 
   

1

 

2

 
 

4

 

Рис. 3.

Таблица 3

Оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество очков

25

23-24

20-22

17-19

13-16

10-12

7-9

4-6

3

Оценка выводится по таблице 4.

Оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество правильно записанных чисел

7

6

5

4

3

3

2

1

0

Инструкция обследуемым: «Вам будет в течение одной минуты предъявлен плакат, на котором 7 рядов по 2 числа в каждом (показать нарисованный образец). Кроме того, в каждой строчке одно свободное место для ответа. Нужно суммировать в каждой строке имеющиеся там числа, запомнить, на какую величину (больше или меньше) эта сумма отличается от 10. Сохраняя в памяти каждую величину, попытайтесь найти ответы для всех 7 строк и, когда будет убран плакат, запишите эти ответы на ваших бланках. Записывать нужно только ответы на соответствующих листах (показать на образцах плаката и бланка).

А теперь, кто запомнил числа на последнем плакате в 1-м ряду, запишите их слева от 2-й таблицы на вашем бланке. Кто ничего не запомнил – не пишите. Это непроизвольная память. Время – 1мин».

Просмотров работы: 2114