РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РОССИИ ROLE AND IMPORTANCE OF THE FEDERAL BUDGET IN SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIA - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РОССИИ ROLE AND IMPORTANCE OF THE FEDERAL BUDGET IN SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF RUSSIA

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Важнейшим механизмом, который позволяет государству осуществлять социально-экономическую политику, является финансовый механизм, её главным звеном является бюджет.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ: «Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» [1]. Для выполнения государством своих функций и задач перед обществом в масштабе государства формируется централизованный финансовый фонд, называемый федеральным бюджетом.

Для минимизирования рисков при планировании доходов и расходов, связанных с экономической ситуацией, бюджетный процесс в России пока будет однолетним, а не трехлетним. Риски можно оценить в 2 процента ВВП неполученных доходов. Это связано с нестабильной экономической ситуацией в стране связанной с введением санкций, повышение цен на нефть, оттоком иностранного капитала, нестабильным курсом рубля и т.д. [3].

Как известно, федеральный бюджет формируется за счет налоговых и неналоговых поступлений, в том числе и поступления от экспорта нефти и газа. Бюджет планируется с учетом поступления доходов от продажи «черного золота», но сложность в этом задаёт нестабильная ситуация на рынке нефти. Сегодня на рынке нефти можно наблюдать строгую тенденцию к понижению цены на нефть марки Brent, также и российской - Urals. Бюджет 2016 года привязан к цене на нефть в 50$ за баррель нефти, но в январе 2016 года цены на нее впервые за десятилетие опускаются ниже 30$. Так как около половины доходов бюджета зависят именно от цен на нефть и газ бюджет, принятый на 2016 год следует поддать серьёзным корректировкам. Хотя и это не гарантирует, что цена не перестанет падать и не придётся повторно корректировать бюджет. В этом случае дефицит бюджета может быть покрыт за счет средств Резервного фонда, хотя денег там осталось немного и в течение текущего года планируется расход 2/3 средств, находящихся в нем. Также на 2016 год из бюджетного процесса исключается бюджетное правило [2], которое определяло предельный уровень расходов государства, исходя из цен на нефть за последние три года, стимулируя копить излишки от высокой цены барреля и не раздувая расходы госсектора.

Правительству стоит сократить расходы бюджета, дополнительные миллиарды могут быть найдены за счет сокращения неэффективных расходов федерального бюджета. Минфин должен в 2016 закрыть «дыры» в региональных бюджетах за счет средств федерального бюджета, кроме того министерство обязано простимулировать регионы к оптимизации расходов, осуществляемых за счет субвенций и субсидий. В бюджете также могут быть предусмотрены ассигнования на создание фонда за счет заморозки пенсионных накоплений. Социальные расходы, заложенные в бюджете, выросли, что, безусловно, должно порадовать рядовых граждан.

Правительству РФ следует прибегнуть к маневрированию бюджетных расходов, плавно перемещая все больше затрат в сторону развития человеческого капитала, образования, здравоохранения. Также к сокращению дефицита бюджета ведут пути: повышение доходов за счет улучшения администрирования, работа с расходной частью, отказ от неприоритетных расходов, экономия резервов; повышение доходов от приватизации госимущества. Эти шаги позволят российской экономике стабилизироваться и выйти на устойчивый рост.

Сейчас бюджетная политика должна быть направлена на восстановление экономики, стимулирование кредитования реального сектора, а также перестройку предприятий на работу в новых внешних и внутренних условиях при безусловном исполнении принятых расходных обязательств Российской Федерации.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (в действ. ред.).

2. О федеральном бюджете на 2016 год. Федеральный закон от 14.12.2015 г. № 359-ФЗ.

3. http://www.rbc.ru/

Просмотров работы: 695