ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА ВО ФРАНЦИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА ВО ФРАНЦИИ

Умнова А.И. 1
1Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Малому и среднему бизнесу отводится первостепенное значение при организации рыночной экономики в любом государстве, поскольку именно сектор малого и среднего бизнеса способен обеспечить решение ряда серьезных социально-экономических задач. Следует понимать, что малый и средний бизнес – это сфера самозанятости населения, которая формирует средний класс в обществе. Создавая новые рабочие места, бизнес решает проблемы с безработицей, влияет на рост конкуренции, тем самым растет благосостояние населения, снижаются цены. Малый и средний бизнес способствует также развитию банковского сектора: кредитования малого и среднего бизнеса, оказывая воздействие на тенденцию к снижению процентных ставок по кредитам для бизнеса, улучшению качества банковского сервиса.

Зарубежный опыт большинства стран показывает, что функционирование малого бизнеса нуждается в государственной поддержке. Именно государственная политика в данной сфере бизнеса является важным составным элементом социально-экономической стабильности государства. А в условиях мирового финансово-экономического кризиса малый бизнес становится еще более зависим от существующей финансовой поддержки со стороны государства.

Во Франции отношение к бизнесу исторически формировалось в свободной, конкурентоспособной среде, где государство активно обеспечивало экономическое развитие предприятий за счет поиска новых рынков сбыта. Это в свою очередь привело к тому, что бизнес во Франции на современном этапе развит эффективно. Данный эффект во многом предопределила инфраструктура поддержки, которая трансформировалась вместе с потребностями бизнеса.

Будучи одной из крупнейших экономик Европейского союза, Франция в процессе своего экономического развития выработала множество средств и методов создания правовых, экономических, финансовых и организационных условия для успешного функционирования малого и среднего предпринимательства. Во Франции на сегодняшний день выработалась единая концепция развития малого и среднего бизнеса, где составной частью инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса является поддержка инновационных предприятий, так как данное направление играет важную роль в экономике большинства развитых стран мира.

Однако во Франции существует ряд особенностей государственной поддержки в сфере инновационной деятельности малого и среднего бизнеса. Во Франции ресурсы на поддержку направляются в значительно большем объеме, чем в таких странах, как Великобритания и Нидерланды. Это является следствием достигнутой самодостаточности в технологическом, техническом и научной сферах у крупных компаний, прежде всего транснациональных корпораций, то есть они уже не нуждаются в опеке со стороны государства. С учетом этого государство может направлять ресурсы на поддержку более гибких и мобильных, но менее защищенных малых и средних предприятий.

Несмотря на значительные затраты, правительство Франции продолжает оказывать обширную поддержку малому и среднему предпринимательству, поскольку их развитие позволяет сгладить противоречия рынка в рыночных условиях, развивая потенциал экономики, формируя новые рабочие места, обеспечивая конкуренцию.

Правительство Франции осознает, что важно перейти от помощи государства малым предприятиям к политике создания благоприятной среды для предпринимательства. А политика поддержки малого и среднего предпринимательства должна обеспечивать разделение рисков (в особенности финансовых) не только во время создания предприятия, но и во время его развития, а также ограничение сложных административных процедур.

Основным государственным органом, в обязанности которого входит содействие развитию малых предприятий, является Управление торговыми, ремесленными предприятиями и предприятиями по оказанию услуг (Direction des Entreprises commerciales, artisanales et de services), входящее в состав Министерства экономики, финансов и промышленности (Ministere de l’Economie, des Finances et de l’Industrie). Но деятельность французского государства по поддержке малых форм бизнеса дополняется привлечением других партнеров и агентств, как государственных, так и со смешанной структурой, что позволяет затронуть большее число предприятий и найти для них посредника, наиболее адаптированного к конкретным проблемам.

Поскольку Франция является членом Всемирной торговой организации, французское государство не может оказывать поддержку малым предприятиям в форме прямых субсидий, и вынуждено прибегать к косвенным методам. Для этих целей были созданы две организации: OSEO и Coface.

OSEO – государственная организация, образованная в 2005 году после слияния Банка развития малого и среднего предпринимательства (BDPME – la Banque de Développement des PME), Национального агентства поддержки исследований (Anvar –l’Agence nationale de valorisation de la recherche), Агентства промышленных инноваций (AII – l’Agence de l’innovation industrielle) и Французского общества гарантий финансирования малых и средних предприятий (Sofaris – la Societe francaise de garantie des financements des PME). Ее цель – финансирование и поддержка малого и среднего предпринимательства.

Однако основной компанией, гарантирующей экспортные риски во Франции, является Сoface (Compagnie francaise d’assurance pour le commerce exterieur – Французская компания по гарантиям для международной торговли), созданная в 1946 году. Coface занимается в основном страхованием кредитов, которое предупреждает и покрывает неплатежи любых предприятий-экспортеров (не только малых и средних). Можно отметить, что с одной стороны, инструменты, предлагаемые французскими правительственными и неправительственными организациями для поддержки деятельности МСП за границей, чрезвычайно разнообразны, но с другой, – довольно сложны для применения, особенно для небольших предприятий, где зачастую наблюдается нехватка персонала, знакомого с тонкостями их использования.

Таким образом, государство выступает в роли первоисточника развития эффективных мер поддержки малого и среднего бизнеса. Во Франции государственная поддержка обеспечивает доступ к финансовым ресурсам и создает условия для того, чтобы предпринимательство находилось на высоком уровне, несмотря на то, что на практике развитие малого и среднего бизнеса не является одним из главных приоритетов экономической политики.

Просмотров работы: 3095