ИССЛЕДОВАНИЕ КИБЕРБУЛЛИНГА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИССЛЕДОВАНИЕ КИБЕРБУЛЛИНГА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Федоренко И.А. 1, Колобова О.Л. 1
1ФГБОУ ВПО МГТУ им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация. В данной статье рассматривается влияние социальных сетей на жизнь подростков по средствам запугивания и манипулирования. Выделены три особенности кибербуллинга и представлена статистика, приведенная по опросам американских подростков, которые стали жертвами кибербуллинга. Так же в статье представлены причины кибербуллинга со стороны психологического подхода и рассмотрены цели и гипотезы, которые доказывают то, что кибербуллинг действительно является актуальной проблемой для рассмотрения. Так же мы расскажем вам меры борьбы с кибербуллингом, и какие правила должны соблюдать подростки, чтобы не стать жертвами кибербуллинга.

Ключевые слова: кибербуллинг, киберзапугивание, социальные сети, интернет.

Fedorenko I.A. is a student at the Chair of Business Informatics and information technology, Nosov Magnitogorsk State Technical University, e-mail: [email protected]

Kolobova O.L. — PhD, Associate Professor, Chair of Business Informatics and information technology, Nosov Magnitogorsk State Technical University, e-mail: [email protected]

KIBERBULLINGA STUDY IN THE MODERN WORLD

Abstract. This article examines the influence of social networks on the lives of teenagers by means of intimidation and manipulation. Three features of kiberbullinga and presented statistics provided by surveys of American adolescents who have been victims of kiberbullinga. The same reasons are presented in the article kiberbullinga from the psychological approach and reviewed the objectives and hypotheses which prove that kiberbulling really is an urgent problem to deal with. Tell you control measures kiberbullingom, and what rules must comply with teens not to become victims of kiberbullinga

Keywords: kiberbulling; Cyberbullying; social networks; the Internet.

Введение.

В современном мире многие аспекты происходят в сфере информационных технологий, поэтому возникает множество вопросов о взаимоотношениях человек-компьютер-человек.

В современном обществе Интернет представляет собой огромный информационный банк, основы использования которого очень многогранны. Сеть Интернет дает огромную возможность пользователям, но вместе с этим дает неограниченную свободу для создания различной информации, которая может нанести вред другим людям, может быть опасной.

В социальных сетях люди могут общаться друг с другом в независимости от их пола, социальной принадлежности, внешней привлекательности/непривлекательности. Все это свидетельствует о том, что перед человечеством перестают существовать определенные коммуникативные преграды. В социальных сетях у человека нет ограничений для реального социума. В связи с этим можно говорить об общении в социальных сетях как о суррогатной коммуникации [4].

Все это способствует возникновению нового феномена интернет коммуникации – кибербуллинга, который представляет собой отчетливую социальную проблему и нуждается в обсуждении и поиске методов решения.

В последнее время появилось много исследований отечественных учёных, которые посвящены проблеме кибербуллинга. Интересны работы А.И. Черкасенко [4, 5], А.А. Баранова [2], А.О. Андреевой [1], О.С. Березиной [3], Г.Н. Чусавитина [6].

Актуальным вопросам, связанным с появлением и профилактикой кибербуллинга среди молодежи была посвящена внутривузовская конференция «Информационная безопасность и вопросы киберэкстремизма среди молодежи», которая проходила с 9 по 12 октября 2015 года в МГТУ им Г.И Носова г. Магнитогорска.

По результатам конференции был выпущен сборник статей: Информационная безопасность и вопросы киберэкстремизма среди молодежи: материалы внутривузовзкой конференции «Информационная безопасность и вопросы киберэкстремизма среди молодежи». 9-12 октября 2015 г. / под ред. Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой, О.Л. Колобовой. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. техн. ун-та. им. Г.И. Носова; Магнитогорский Дом Печати, 2015. – 480 с.[1, 3].

Зарубежные исследователи так же обращаются к этой проблеме. Например такие как Brush, Samantha R.G. [8], Van Ingen, Barbara G. [11], Hester, Wesley P. [10]. Особо следует выделить диссертацию Carter J.M. «Изучение взаимосвязи между физическим и психологическим здоровьем родителей и подростков. Киберзапугивание подростков в городских и загородных условиях» [9].

Цели и гипотезы, которые доказывают то, что кибербуллинг действительно является актуальной проблемой для рассмотрения:

  • Существуют значительные различия в распространенности киберзапугивания городских и пригородных подростков.

  • У пригородных подростков больше опыта с традиционными издевательствами, чем с издевательствами, которые связаны с кибербуллингом.

  • У городских в отличие от пригородных подростков будет свидетельствовать большая распространенность угроз, связанных с Киберзапугиванием с помощью Интернета (например, социальные сети, Skype, мгновенных сообщений и т.д.), чем с помощью сотовые телефоны (например, текстовые сообщения, фотографии, видео и т.д.).

  • Негативные отношения имеются между детьми и родителями, связанные с киберзапугиванием, ведь родители замечают, что его ребенка что то тревожит, физическое и психологическое здоровье детей начинает изменяться. Подростки начинают прятать от родителей телефоны, ставить пароли на компьютер и менять пароли от социальных сетей, чтобы защитить информацию от глаз родителей [9].

Понятие. По мнению А.И. Черкасенко под кибербуллингом понимают отдельное направление травли, определяемое как преднамеренные агрессивные действия, систематически на протяжении определенного времени осуществляемые группой людей или индивидом с использованием электронных форм взаимодействия и направленные против жертвы, которая не может себя легко защитить. Главной целью кибербуллинга является ухудшение эмоциональной сферы жертвы и/или разрушение ее социальных отношений. Кибербуллинг включает в себя диапазон различных форм поведения, от игриво-шуточного до психологического виртуального террора, результатом которого может стать суицид [4].

Американские ученые, выделили три особенности кибербуллинга и назвали их принципом трех «А» − (anonymous, accessible, affordable) анонимность, доступность, низкая цена. Анонимность делает кибербуллинг гораздо проще для исполнителя, поскольку он не видит реальной реакции жертвы. Преступник забывает, что его послания читает реальный человек. Таким образом, можно говорить о том, что происходит подмена реального на виртуальное, в связи с чем коммуникация может искажаться в обе стороны. Доступность интернета стала практически повсеместной, причем благодаря мобильным устройствам и беспроводным сетям, возможность общаться в социальных сетях пользователь получает 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Что дает возможность преследователю ни прерывать основную деятельность, ни отвлекаться от нее [5].

Чаще всего под влияние кибербуллинга попадают подростки и дети школьного возраста, которые поддаются интернет насилию со стороны своих сверстников или одноклассников.

Компания McAfee, входящая в состав Intel Security, представила данные своего исследования, «Подростки за компьютером-2014: вопросы защиты личной информации, общения в социальных сетях и кибербуллинга». В ежегодном исследовании изучают поведение в виртуальном пространстве и особенности сетевого общения детей подросткового возраста. Консалтинговая фирма The Futures Company со 2 по 14 апреля 2014 года провела устный опрос среди 1502 молодых людей и девушек – американцев в возрасте от 10 до 18 лет, в равной мере охватывающий все возрастные категории обоих полов. В 2014 году 87% опрошенных стали свидетелями кибербуллинга (Запугивания и травли в сети). В 2013 году 27 % подтвердили, что они были жертвами кибербуллинга. Результаты опроса приведены в таблице №1 [7]:

Таблица № 1:

Причины, которые называли опрошенные дети.

% соотношение

Внешность

72%

Национальность или вероисповедование

26%

Половая сфера

12%

Но это не является причинами кибербуллинга, а скорее то, посредством чего подростки пытаются оскорбить или унизить друг друга, обращая прежде всего внимание на это. Причинами кибербуллинга можно назвать следующие аспекты:

1. Стремление к превосходству. Это врожденное чувство и мы никогда от него не освободимся, потому что это стремление и есть сама жизнь. Процесс начинается на пятом году жизни, когда формируется жизненная цель, как фокус нашего стремления. Со временем она становится источником мотивации, силой, организующую нашу жизнь и придающей ей смысл жизни. Превосходство может принимать и негативную и позитивную сторону. Позитивная сторона учитывает благополучие у других людей и желание приносить пользу другим людям. Негативная же сторона обнаруживается у людей со слабой способностью к адаптации, у тех кто борется за превосходство эгоистичным поведением. Примером стремления к превосходству у подростков может быть к примеру борьба за социальный статус в группе сверстников.

2. Субъективное чувство неполноценности, или комплекс неполноценности – совокупность психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой.

3. Зависть – то же соперничество, только скрытое: человек стремится победить, но соперничает как бы внутри себя, ведя счет уже тогда, когда воображаемый соперник об этом даже и не подозревает.

4. Месть – действия, произведенные из побуждения адекватно ответить на реальную или мнимую несправедливость, причиненную ранее. Месть начинается с приступа возмущения, подобного внутреннему взрыву, который вызван неожиданными и несправедливыми событиями.

5. Развлечение. Кибербуллинг может начаться с обычной шутки, но шутки бывают разными: одни шутят безобидно, поднимая всем настроение, так сказать без жертв, другие иронично подтрунивают над окружающими, всерьез никого не обижая, а третьи шутят крайне язвительно, и объекту подобного юмора точно не до смеха. Юмор является способом возвышения себя, ведь объект смеха является смешным, а субъект считает себя остроумным. Юмор над другим человеком считается самовозвышением за счет другого [2].

В 2006 году в США CDC сформулировал веб-конференции, которые обсудили характер и масштабы электронной агрессии. Группа экспертов обсуждали рекомендации для решения этого вопроса со стороны общественного здравоохранения, в том числе рассматривали предложения для будущих исследований. Ранний доклад исследования завершен Финкелхор, Митчелл, и Волак. Они обсудили проблему киберзапугивания (например, оскорбительные опытом в Интернете за счет преследования, сексуального домогательства, бедствия и т.д.), в лице молодежи. Рискованные онлайн поведения становятся нормой для подростков интернет-пользователей (Ибарра, Митчелл, Финкельхор, и Волак, 2007). Характер и масштабы насилия в молодежной среде и агрессии рассматривается в здоровых, здравомыслящих людях. Целью данного исследования является укрепление здоровья подростков, профилактика заболевания взрослых и детей физического и психического здоровья, связанного с непреднамеренными травмами, насилиями, самоубийствами и т.д. по средствам кибербуллинга (Департамент здравоохранения и социальных служб, 2005) [8,11].

Подростки используют социальные сети сайтов таких как MySpace, Facebook, и другие сайты, чтобы быть подключенными. Например, взаимодействие с одноклассниками онлайн, состоять в блогах, Интернет--пабликах, просматривать Интернет-дневики, обмениваться мгновенными сообщениями (IM), текстовыми сообщениями, общаться в чатах, по электронной почте, обмениваться видео, и т.д. Подросткам сообщили об использовании этих сайтов, чтобы оставаться на связи с друзьями, завести новых друзей, флиртовать с другими и строить планы на будущее (Ленхарт, Мэдден, Ранкин & Смит, 2007). Существует обеспокоенность по поводу отрицательного давления, которое приводит к Интернет-угрозам, которые проявляются в плохом состояние физического, психического и социального здоровья. Хотя роль киберзапугивания не была найдена в опубликованных литературах исследователей психологии, социологии и образования. Но ученые доказали, что подростки являются более склонными испытывать большие бедствия от киберугроз, чем от традиционных издевательств [10].

Так же на сегодняшний день достаточно популярным стало распространять манипуляцию и ложную информацию с помощью «модных» социальных сетей, таких как «Вконтакте», «Instagram» и другие. Манипуляция – это навязывание манипулятором своей воли в форме скрытого психологического воздействия. Основой манипуляции является эксплуатация эмоций человека. Социальные сервисы помогают «бесцензурно» трaнслировать манипуляционные действия, моментально их публиковaть и так же быстро распространять. Причем исказить, или заставить прекратить распространять какую-либо информацию в Интернете гораздо труднее, чем в современных СМИ [1].

Приведем статистику по данным исследования «Дети России онлайн», в течение года 23% подростков, которые пользуются Интернетом в возрасте от 9 до 16 лет становились жертвами кибербуллинга. Схожие данные были получены в седнем по 25 странам Европы 19%. Данные приведены в таблице № 2 [6].

Таблица № 2:

Методы борьбы с кибербуллингом

На основе анализа источников исследователи выделяют следующие принципы борьбы с кибербуллингом:

− организовать повсеместное внедрение обучающих программ для представителей правоохранительных органов, преподавателей школ и родителей учащихся детей. Курсы, семинары и конференции должны информировать лиц, которые заинтересованы этой проблемой о сути киберугроз, и о мерах по борьбе с ними;

− разработка программных служб и сервисов, которые будут позволять контролировать и предотвращать распространение вредоностного контента. А также оперативно выявлять лиц, нарушающих закон при использовании Интернета;

− обеспечивать пользователей соответствующими инструментами и технологиями. Любой пользователь должен знать номер телефона «горячих линий», владеть инструментами с помощью которых можно сообщить о противозаконном поведении других пользователей;

− создание системы быстрого реагирования провайдеров контента и сервисов, операторов связи, правоохранительных структур на противоправную деятельность Интернета.

Для профилактики кибербуллинга подросткам следует:

  • Не сообщать свои персональные данные.

  • Не открывать доступ к своей странице незнакомым людям.

  • Следить за информацией, которую выкладываете в Интернете.

  • Не посылать сообщения с изображениями, которые могут кого-нибудь обидеть [3].

Таким образом по результатам данного исследования, можно сделать вывод, что в наше время кибербуллинг является действительно актуальной проблемой, ведь сейчас информационное поколение, и люди не могут находиться без гаджетов, ноутбуков, навигаторов и сотовых телефонов ни минуты. Так же с помощью социальных сетей и Интернета происходят запугивания, манипуляция и угрозы среди подростков, которые не могут противостоять этому, постоять за себя. Нужно принимать меры для решения этой проблемы и соблюдать меры предосторожности, которые помогут не стать жертвой кибербуллинга детям и подросткам, сидящим в интернете ежедевно. Ребенок, который становится жертвой кибербуллинга, подвергается психическим заболеваниям, происходит нарушение нервной системы. Последствия могут быть очень плачевными, доходить вплоть до самоубийства подростков и детей.

Список использованных источников:

  1. Андреева А.О., Манипулирование в сети Интернет / А.О. Андреева // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи – 2015 – С. 21-28.

  2. Баранов А.А., Рожина С.В., Психологический анализ причин подросткового кибербуллинга / А.А. Баранов, С.В. Рожина // Вестник удмуртского университета – 2015 − № 3. – С. 5-8.

  3. Березина О.С., Социальная профилактика кибербуллинга среди подростков / О.С. Березина // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи – 2015 – С. 63-67.

  4. Черкасенко О.С., Социальная сеть как разновидность социальной коммуникации // Материалы 36 международной конференции: Вопросы педагогики и психологии, − 2015. − №3. – С. 141.

  5. Черкасенко О.С., Феномен кибербуллинга в подростковом возрасте / О.С. Чернкасенко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2015. − № 6. – С. 52-54.

  6. Чусавитина Г.Н. Подготовка студентов педагогических специальностей университета к профилактике и противодействию идеологии киберэкстремизма среди молодежи / Чусавитина Г.Н., Чусавитин М.О. // II Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании XXI века». Сборник научных трудов. 2012. С. 322-323.

  7. McAfee: исследование «Подростки за компьютером-2014: вопросы защиты личной информации, общения в социальных сетях и кибербуллинга» // Технологии в образовании: новости и события [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://education-events.ru (дата обращения 14.12.2015).

  8. Brush, Samantha R.G. Cyberbullying: Characteristics, administrators' responsibilities, and effective communication strategies. United States: Ann Arbor 2014 – 122 p. – P.4-5. URL: http://search.proquest.com/docview/1564765490?accountid=164707

  9. Carter J.M. Examining the relationship among physical and psychological health, parent and peer attachment, and cyberbullying in adolescents in urban and suburban environments. United States: Ann Arbor, 2011 − 257 p. − P.13-21, URL: http://search.proquest.com/docview/913501100?accountid=164707.

  10. Hester, Wesley P. Cyberbullying intervention: A case study analysis of stakeholder perceptions regarding the authority of school administrators in addressing cyberbullying issues. United States: Ann Arbor, 2012 – 156 p .− P. 17-18. URL: http://search.proquest.com/docview/1095702598?accountid=164707

  11. Van Ingen, Barbara G. Investigating Entity Theory as a Mediator Between Peer Victimization and Cyberbullying. United States: Ann Arbor, 2014 – 151 p. – P. 24-25. URL: http://search.proquest.com/docview/1503779920?

accountid=164707

Просмотров работы: 4921