ФОЛЬКЛОРНОЕ НАСЛЕДИЕ СЕЛА НЕНОКСА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФОЛЬКЛОРНОЕ НАСЛЕДИЕ СЕЛА НЕНОКСА

Попова Н.В. 1
1Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сбор, сохранение и обработка фольклора Архангельской области являются важнейшими задачами современного гуманитарного научного знания.

Ненокса – один из древнейших посадов, расположенный в Двинской губе на летнем берегу Белого моря.

Село Ненокса находится на востоке Онежского полуострова, в 40 км от Северодвинска, на Летнем берегу Белого моря. К западу от села берет начало река Ненокса, протекающая через озеро Нижнее. Недалеко от села в Неноксу впадает река Верховка.

Датой основания села принято считать 1397 год.

Своим рождением село обязано залежам соли. Селяне праздновали Петров день, почитая и его за свой географический праздник.

Ненокса — одно «из самых именитых мест России, где соль добывается не из моря, а из подземных ключей». Так называет ее английский посланник в России Дж. Флетчер в своем сочинении «О государстве Русском», вышедшем в 1591 году [Эхо Русского Севера: http://www.echosevera.ru/culture/2010/03/17/49.html].

Существует мнение, что за солью в Неноксу приезжал М.В. Ломоносов [Морозов А. - http://hghltd.yandex.net]

В 1553 году единственный уцелевший корабль экспедиции Хью Уиллоби «Эдуард Бонавентура», которым командовали Ричард Ченслер и Климент Адамс, обогнул Кольский полуостров и вошел в Белое море. Целью экспедиции было открытие северного пути в Китай и Индию. Корабль бросил якорь у Летнего берега Двинской губы, напротив Неноксы. Именно здесь англичане установили, что местность эта является вовсе не Индией, а «Московией». Отсюда англичане отправились к острову Ягры.

С 1940 года по 1958 год Ненокса входила в состав Беломорского района Архангельской области.

В 2009 году был упразднен Ненокский сельсовет, а Ненокса вошла в качестве подчиненной территории в состав муниципального образования Северодвинск.[по данным Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ненокса].

Удивительные воспоминания о Неноксе оставил Ю.М. Шульман [Детство в Неноксе. Часть 3 - http://bars-of-cage.livejournal.com/650976.html].

«Северной Элладой» назвал Неноксу известный краевед, филолог Юрий Шульман, ушедший из жизни в июле 2015 г.; «форточкой в Европу» именуют село местные жители. Это уникальное место как в плане истории, ландшафта, топонимики, так и в плане человеческого потенциала.

Первые дошедшие до наших дней записи обычаев, обрядов, песен и легенд с. Ненокса относятся к XIX веку (Н. Коковин, О.Э. Озаровская), но достаточно систематичное записывание и достаточно научное осмысление собранного материала начинается со второй половины XX века (Н.Г. Ончуков, П.С. Выходцев, А.И. Климов, Е.Б. Резниченко, Л.Ф. Кислуха, Л.Г. Козинская, Ю.В. Крамер, Ю.М. Шульман, В.В. Личутин, Г.В. Емельянова, Т. Валькова, О. Жабина, А.А. Камалова, Л.А. Савелова). Вклад в дело собирания и систематизации фольклора Неноксы внесли студенты филиала САФУ в г. Северодвинске.

Экспедиция в Неноксу подарила идею создания веб-проекта, посвященного описанию традиций этого удивительного места. Экспедиция была осуществлена средства гранта Министерства образования и науки Архангельской области «Молодые ученые Поморья – 2015» (№ проекта 04-2015-02а).

Актуальность проблематики работы.

Актуальность проекта обусловлена возрастанием необходимости не только сохранения и возрождения, но и дальнейшего освоения и развития традиционной культуры поморов. Сегодня большинство людей становятся потребителями традиций, а не хранителями и создателями национальной культуры. С каждым годом становится все меньше и меньше энтузиастов, продолжающих и создающих культурную среду в народе.

Новизну поставленной задачи определяет возможность решения вопросов о роли учебных заведений в сохранении и популяризации культурного наследия с. Ненокса и о привлечении молодежи к изучению культурного контекста, ориентированного на собирание промыслового фольклора.

Учитывая опыт проведения научных и научно-практических конференций, направленных на актуализацию наследия Русского Севера в начале XXI века в свете дальнейшего развития исторических территорий («Историко-культурное наследие Русского Севера. Проблемы изучения, сохранения, использования» в Каргопольском музее в 1996 – 2014 гг., в Кенозерском национальном парке и др.), организация подобной работы видится актуальной и необходимой в целях описания и воссоздания духовно-культурного наследия с. Ненокса, реконструкции представлений наших современников о деятельности поморов, чья жизнь оказалась значимой для освоения Арктики.

Идея проекта.

В условиях современного информационного общества, когда сеть Интернет приобретает всеобщую популярность и становится одним из главных источников получения и распространения информации, предлагаем идею разработки интересного и нетрадиционного способа приобщения подрастающего поколения к культурному наследию родного края (на примере фольклора с. Ненокса Архангельской области). С привлечением возможностей и ресурсов всемирной паутины мы сделаем информацию о культуре и фольклоре этой местности более доступной и занимательной.

По результатам поездки мы систематизировали собранный материал о традициях с. Ненокса (среди которых:

- традиция солеварения;

- традиция заготовки трав;

- традиция кружаний на Петров день;

- традиция выпекания хлеба и обрядового печенья;

- традиция строительства карбасов;

- традиция изготовления традиционного женского костюма;

- речной промысел;

- морской промысел;

- традиция ловли жемчуга и др.)

и представили его в форме веб-квеста, смоделированного с помощью конструктора сайтов WIX.com.

Адрес нашего ресурса: http://anylogy.wix.com/nenoksa-web-kvest.

Выводы о проделанной работе.

Промысловый фольклор – понятие, активно применяемое в современном научном сообществе [Бильдюг 2014; Морозова 2015]. Поскольку Нёнокса – поселение, расположенное в Онежской губе летнего берега Белого моря, промыслы издавна были здесь основным способом заработка и поддержания жизни (корабельный, рыбный, лесной: охотничий, пушной, моржевой и т.д.).

Данная работа выполняется на основе анализа материалов, собранных в период полевой практики в д. Нёнокса. Цель работы состояла в изучении жанров промыслового фольклора (сказы, мемораты, анекдоты, легенды и др.), определение актуализированности представлений о традиционных промыслах в современных фольклорных текстах.

Задача данной публикации состоит в систематизации повествований о рыбном промысле и фольклоре, с ним связанном.

На сегодняшний день большую часть населения Нёноксы составляют приезжие горожане, коренных жителей осталось мало, средний возраст опрошенных – 70-80 лет.

Характеристика информантов. Из 30 опрошенных только 7 старожилов ходят на рыбалку, по их словам: «много приезжей молодежи здесь рыбачат».

Преобладающее число рыбаков — мужчины. Нашлись в Нёноксе и женщины-рыбачки (79 лет).

Ритуальная культура рыбаков Нёноксы:

Способ подготовки к рыбалке. Характеристика действий, речевого поведения рыбака, предпочтения в еде, выбор одежды, общение с женой (женщиной), погодные приметы.

Способ отправления на рыбалку. Пешком, на транспорте (велосипед, машина, лодка).

Способ поведения на рыбалке. Обращение / пренебрежение Высшими силами. Общение / не общение с водой, обитателями моря, реки.

Способ вылова рыбы. Почти все рыбаки ставят сети, за редким исключением ловят на удочку, спиннинг. Раньше ловили в рюжи, мерёжки, «на палец». Ловят на червей и опарышей. В былые времена сети в Нёноксе вязали, даже были свои мастера. Со временем вязаные сети заменили на покупные, так как это очень нелегкий труд, требующий терпения, усидчивости и внимательности.

Спецификация рыбы. В море попадается зубатка, корюх, навага, сиг, горбуша, сёмга, камбала, селёдка беломорская. В озёрах ловится подъязок, язь, подвязок, окунь, сорога, подлещик, щука.

Рыболовецкий фольклор Нёноксы:

А) Приметы неноксских рыбаков.

Мы узнали 18 примет, которые не позволяют отправляться на рыбалку. Наиболее часто встречаются такие формулы: «поругаться с женой/соседом», «встретить по дороге на рыбалку женщину», «есть рыбу на / перед рыбалкой», «полная луна» — к плохому улову.

Б) Приговорки, присказки на удачную рыбалку.

Большинство рыбаков не приговаривают, когда ловят рыбу. Другие либо повторяют известное всем «ловись рыбка, большая и маленькая», либо считают это личным и сокровенным, чтобы говорить об этом.

В) Истории, связанные с рыбалкой (мемораты, демонологические рассказы).

Информанты поведали 10 удивительных историй о большом улове, о злоключениях на рыбалке, об интересных событиях, происходивших с людьми на рыбалке.

Несомненно, данная часть фольклорной традиции Нёноксы нуждается в дальнейшем изучении.

Молодых фольклористов огорчило, что многие фольклорные жанры в прибрежной деревне почти забыты. В этой местности традиционная культура разрушается быстрее из-за близости к городу. Отрадно, что не забыта история местной церкви. Берегут традиции изготовления местного хлеба, народного женского костюма, элементы свадебного обряда и т.д.

Перспективы дальнейшего развития проекта.

Развитие проекта может идти по следующим направлениям:

- расширение и систематизация методической базы по развитию и формированию сознательного интереса к фольклорно-историческому наследию Русского Севера;

- использование проекта в гуманитарном институте филиала САФУ в г. Северодвинске в рамках организации аудиторной и внеаудиторной деятельности на 1, 2 и 3 ступенях обучения (лекционные и практические занятия по Литературному краеведению; Краеведению; Фольклору; Культурологии; Регионоведению; контрольные работы; курсовые проекты, выпускные квалификационные работы);

- визуализация культурно-исторических артефактов Неноксы.

Литература

  1. Камалова А.А. О задачах описания микросоциума как культурного феномена (на материале старообрядчества) // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал) – Режим доступа: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/11/kamalova.pdf

  2. Камалова А.А., Савелова Л. А. Лингвокультурологическое описание северной русской деревни: Учебное пособие. — Архангельск: Поморский университет, 2007.

  3. Климов А.И. Ненокский фамилиевед (материалы экспедиции 1998 г. в с. Ненокса) // Народные культуры Европейского Севера. Республиканская научная конференция (Архангельск, 15?17 октября 2007 года) / Отв. ред. Н.В. Дранникова. Архангельск: Поморский университет, 2008. – Режим доступа: http://folk.pomorsu.ru/index.php?book=9&book_sub=9_19&page=booksopen

  4. Козинская Л.Г. Петровские кружания в календарном цикле поморов: (по материалам с. Ненокса Архангельской области) // Полевая этнография – 2006 : междунар. науч. конф. – СПб., 2007. – С. 199–202.

  5. Морозова Т.Н. Современное состояние промыслового фольклора Зимнего берега Белого моря // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия: Общественные и гуманитарные науки. 2015. № 7 (152). С. 81-84.

  6. Народная культура Русского Севера. Живая традиция: Материалы республиканской научно-практической конференции (1996 г.). Вып. 2 / Отв. ред. Н.В. Дранникова. – Архангельск: Изд-во Поморского государственного университета, 1998. – 136 с.

  7. Обзор фольклорных и археографических экспедиций Пушкинского Дома 2008-2013 годов / А. Б. Бильдюг [и др.] // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2014. № 3 (76). С. 215-224.

  8. Озаровская О.Э. Из дневника фольклориста – Режим доступа: http://coollib.net/b/264495/read

  9. Празднично-обрядовая культура Архангельской области: библиографический указатель / Управление культуры и молодежной политики мэрии города Архангельска; Муницип. учреждение культуры муницип. образования «Город Архангельск» «Централиз. библ. система», Центральная городская библиотека имени М. В. Ломоносова; [сост. Г. И. Попова ; ред. Т. С. Рудная]. – Архангельск, 2014. – 72 с. – Режим доступа: http://arhlib.ru/wp-content/uploads/2013/10/Prazdnichno-obryadovaya-kultura-Arhangelskoy-oblasti.pdf

Просмотров работы: 1099