ПОСТМОДЕРНИЗМ В ИСКУССТВЕ И АРХИТЕКТУРЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПОСТМОДЕРНИЗМ В ИСКУССТВЕ И АРХИТЕКТУРЕ

Пузан Е.П. 1
1Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ПОСТМОДЕРНИЗМ – тенденции, проявившиеся в культурной практике и самосознании Запада в течение двух последних десятилетий. Речь идет о пересмотре кардинальных предпосылок европейской культурной традиции, связанных с прогрессом как идеалом и схемой истории, разумом, организующим вокруг себя весь познаваемый мир, либеральными ценностями как эталоном социально-политического обустройства, экономической задачей неуклонного прироста материальных благ. Постмодернизм или «постмодерн» буквально означает то, что идет после «модерна» и является культурой постиндустриального, информационного общества, а также проявляется во всех сферах общественной жизни.

Рассмотрим особенности постмодернизма в архитектуре. Выделяют несколько характерных отличий:

– отношением к истории и прошлому, а также к настоящему и будущему. Модерн решительно отрицал предшествующую истории и прошлое. Постмодернизм занимает совершенно противоположные позиции по отношению к прошлому и будущему. Он полностью реабилитирует историю и прошлое и выражает чувство острой ностальгии по прошлому.

– традиционализм. Постмодернизм не только реабилитирует традицию и старые стили, но и широко их использует в своей практике, включая академизм.

– отношение архитектуры с окружающей средой. Архитектурное сооружение должно органически вписываться в окружающий ландшафт. Для этих целей некоторые участники постмодернистского движения прибегают даже к использованию оттенков цвета земли, на которой строится дом.

– контекстуализм и градостроительный подход.

– отвержение принципа автономии, восстанавливая принцип барочной связности и целостности. Орнамент становится средством новой архитектурной композиции. Как при проектировании отдельного дома, так и района или всего города необходимо учитывать традиции, вкусы и мнения жителей.

– проблемы пространства чаще всего решаются в духе барокко и маньеризма. Постмодернисты придают пространству гораздо большее значение, нежели их непосредственные предшественники.

– эклектизм. анная черта выступает своеобразным итогом и логическим следствием предыдущих. Она обусловлена прежде всего стремлением поставангарда практически воплотить двойное кодирование, соединить вкусы и ценности простых людей с профессиональным языком архитектора. В постмодернизме сосуществуют два кода: «во-первых, популярный, традиционный, медленно меняющийся, подобно разговорному языку, изобилующий клише и имеющий корни в обыденной жизни, и, во-вторых, современный, полный неологизмов и откликающийся на быстрые изменения в технологии, искусстве и моде, так же как и авангард архитектуры».

В творчестве постмодернистов, большое место занимают пародии, подражания, имитации, цитирования и заимствования. Необходимо отметить и еще одну черту постмодернизма – чрезмерность. Страсть к использованию множества стилей и манер из самых разных эпох не знает границ.При изучении произведений постмодернизма, складывается впечатление, что в качестве моделей для своего творчества постмодернисты ставят перед собой шедевры признанных мастеров, копии или имитации которых намереваются осуществить. Однако, делая это, опускают свою кисть не только в краски, но и в кислоту. Известно, что делает кислота с прекрасным лицом. Применительно к живописи она разъедает, сжигает признаки хорошего вкуса, красоты и гармонии. Получающийся результат не поддается однозначному толкованию и оценке. Возникший как антитеза модернизму, открытому для понимания лишь немногим, постмодернизм, облекая всё в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы (гламур). Модернизм – это экстремистское отрицание мира Модерна (с его позитивизмом и сциентизмом), а постмодернизм – это не-экстремистское отрицание все того же Модерна. Отличие постмодернизма от модернизма состоит в следующем:

В постмодернизме главным становится не само произведение, не его вечная природа или процесс его создания, а то, как оно дается зрителю, как воздействует на него. Поскольку искусство сегодня доходит до зрителя через средства массовой коммуникации, постольку способ его существования является технологическим, «медийным», массовым. Все эстетическое и художественное значение произведения совпадает с историей его успеха, зависящего от силы воздействия, произведенного эффекта, способности вызывать «шок» у зрителя. Сегодня культурная ценность произведения определяется главным образом его «выставочной стоимостью». Поэтому эстетизация постсовременной жизни идет не столько от искусства, сколько от самих средств массовой коммуникации. Они не только распространяют информацию, но и способствуют установлению общего языка и согласия. общего чувства и вкуса.

Средства массовой информации делают банальным любое сообщение, а применительно к искусству и художественному произведению – лишают его ауры, исключительности, подлинности и глубины, превращая в нечто поверхностное, хрупкое и непрочное. Массовое общество рождает подобающий ему «массовый эстетический опыт». Орнаментальный характер, поверхностность, непрочность, эклектизм составляют сущность не только искусства и эстетики общества поздней современности и культуры. В эпоху всеобщей коммуникации искусство перестает быть выдающимся творением. Конкретными примерами является творчество архитекторов Р. Вентури, Р. Боффила, Ч. Дженкса.

Итальянский архитектор Роберт Вентури по-особому ярко показывает китчевый характер постмодернизма. Вместо прежней авангардистской архитектуры, которая была «безобразной и обыденной», но хотела казаться «героической и оригинальной», Вентури предлагает просто «безобразную и обыденную» архитектуру – без всяких претензий на величие и значительность. С явным вызовом и не без цинизма он выступает за «декорированные сараи».

Испанский архитектор Рикардо Боффил заимствует из культурного наследия прошлого не только стили и манеры, но и технологию строительства, нередко отказываясь от преимущества и возможностей современной техники и технологии. Его сооружения изобилуют колоннами, фронтонами, карнизами, арками, аркадами. Он отдает явное предпочтение классицизму и барокко. Он построил величественный храм-дворец на двести квартир, который расположен напротив арки, исполненной в духе самого ортодоксального академизма. Здание изгибается полукружием стен-зеркал вокруг барочных уступов, переходящих в монументальную лестницу, спускающуюся к озеру.

Творчество английского архитектора Чарльза Дженкса являет собой яркий пример вызывающего эклектизма стилей и форм. Он считается авторитетным теоретиком постмодернизма, а его книга «Язык архитектуры постмодернизма» стала своеобразным бестселлером.

Заключение

Постмодернизм представляет собой сложное явление. Но настоящее искусство всегда неповторимо. А относительно философской заложенной мысли, то можно, по аналоги с «черным квадратом» смотреть на любой предмет и безудержно говорить о том, что там тоже есть какая-то мысль. Можно рассмотреть и другую версию, что это авантюрный приём, что бы взбаламутить, сознательно спровоцировать сознание общества (в виду дефицита таланта) и повести его по ложному пути, при этом, выстраивая свою карьеру на невежестве, на не просвещённости людей. Она способна с «умным видом знатока» свободно завоёвывать свою чёрную, бездуховную нишу, в которой нет места традициям, принадлежности к культуре того или иного народа, уничтожаются личностные качества и черты, вытравляется всё духовное, а вместе с ним и эстетическое начало, что ведёт к деградации, духовному вырождению искусства как такового, а взамен суррогатный заменитель в виде «интеллектуальных» изголяций и изощрений несущих разрушение, опустошение, наносящих сокрушительный удар по категории «прекрасного». Какое же это искусство?

Можно к этому отнестись и с пониманием того, что от искусства отпочковалось нечто, что уже искусством назвать нельзя и это нечто носит совершенно самостоятельный, примитивный, декоративно-бытовой характер, удалённо напоминающий собой высокое искусство. И лишь не большой процент такого рода продукта может стать утилитарным.

Список литературы и источников

1. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Модернизм

2. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Постмодернизм

3. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/956/ПОСТМОДЕРНИЗМ

4. http://scibook.net/page/kulturologis/ist/ist-11--idz-ax249--nf-78.html

5. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/postmodernizm-v-iskusstve.html

6. http://ricardobofill.ru//index_mobile.php?id=1

7. https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fwww.gardener.ru%2Fgallery%2Fparki%2Fjupiter%2F3.jpg&text=Ч.%20Дженкс%20работы%20фото&noreask=1&pos=12&lr=213&rpt=simage

8. http://900igr.net/prezentatsii/mkhk/Modernizm-v-arkhitekture/029-Zdanie-vokzala-Termini-postroeno-v-1948-1950-gg.html

8

Просмотров работы: 662