ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Дзагоев А.А. 1, Тедеева З.Б. 2
1Владикавказский институт управления
2ЧОУ ВО "Владикавказский институт управления"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведенным исследованиям на сегодняшний день в финансовой литературе выделяют три основные проблемы, требующие принятия компромиссных решений между представителями различных уровней власти в области финансов.

1) Первая проблема связана с определением состава расходных полномочий и распределением их между бюджетами разных уровней по предоставлению определенных услуг населению. Для государств с многонациональным составом населения данная проблема требует учета национальных традиций отдельных национальностей, компактно проживающих на той или иной территории, учета их предпочтений. Соответственно, одни услуги целесообразно предоставлять от лица центральных властей, другие — от имени региональных органов власти.

2) Вторая проблема состоит в определении источников поступления денежных средств в бюджеты разных уровней для обеспечения расходных полномочий. При решении этой проблемы важно одновременно обеспечить эффективное использование имеющихся ресурсов страны, содействовать развитию региональных экономик и выполнению общеполитических решений в интересах всего государства.

3) Третья проблема заключается в организации взаимодействия между бюджетами и, прежде всего, в организации трансфертов между бюджетов разного уровня.

Важно отметить, что в действительности, характер взаимоотношений между участниками межбюджетных отношений не всегда является равноправным. Неравенство вытекает из свойств самой бюджетной системы, ее иерархичности, степени централизации и т. п. Финансовая помощь, выделяемая в виде дотаций, субсидий, субвенций, представляет собой изначально собственные средства дарующего бюджета: «...это, безусловно, ставит сторону, принимающую помощь, в зависимое положение, хотя предоставление финансовой помощи вышестоящими бюджетами является не только правом, но и обязанностью...в большей мере зависимость предопределяется тем, что сроки, размеры, условия предоставления финансовой помощи в нормативно-правовых актах в полной мере прописать невозможно».

Более того, следует указать и на то, что межбюджетные отношения в большинстве случаев не являются однородными, часто характеризуются фактическим неравенством отдельных нижестоящих публично-правовых образований в межбюджетных отношениях с вышестоящими органами представительной и исполнительной власти. Так, например, в Бюджетном кодексе Российской Федерации провозглашен принцип равенства бюджетов субъектов федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом. Формально этот принцип реализуется, прежде всего, через единую систему федеральных, региональных и местных налогов, через единый порядок их уплаты. В условиях же огромной дифференциации в уровнях социально-экономического развития субъектов федерации такой подход к установлению равенства бюджетов субъектов федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом объективно ставит субъекты РФ с низким уровнем развития в зависимое положение от федерального центра.

Важнейшими недостатками существующей в России системы межбюджетных отношений необходимо отнести размывание «правил игры» в данной сфере, выделение значительного объема трансфертов не на базе общих критериев, а на основе индивидуальных решений, резкие и непредсказуемые изменения в структуре межбюджетных трансфертов, что снижает прозрачность данной системы и увеличивает роль субъективного фактора в ее функционировании1.

В целом действующий механизм распределения трансфертов обладает рядом серьезных недостатков:

- недостаточная прозрачность и формализация выделения средств;

- невозможность адекватной оценки региональных приоритетов федеральными органами исполнительной власти;

- несвоевременность предоставления финансовых ресурсов;

- получение субсидий плохо прогнозируется региональными властями, а новый порядок работы с целевыми остатками, требующий возврата данных средств в федеральный бюджет, приводит к тому, что субъекты Российской Федерации заинтересованы в освоении выделяемых средств до конца текущего финансового года независимо от эффективности такого освоения;

- несправедливость распределения средств (зачастую более богатые субъекты РФ получают больше средств).

Все вышеперечисленное делает крайне актуальными вопросы, связанные с горизонтальным выравниванием в системе российского федерализма.

Результаты, полученные в ходе эконометрического анализа, относят нас к вопросу об эффективном исполнении целей, указанных в документах о проведении реформ. Среди основных задач Российской Федерации были отмечены такие, как «создание стимулов для увеличения поступлений доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты», а также «создание стимулов для улучшения качества управления государственными и муниципальными финансами». Трансфертная политика государства в отношении регионов не создала у регионов стимулов к экономическому росту. Уровень экономической активности в регионе во многом определяется действиями региональных властей: «они могут как создавать благоприятные условия для роста, создания рабочих мест и т.п., так и на деле препятствовать этому, формируя разнообразные административные барьеры для развития бизнеса и, следовательно, роста региональной экономики». Соответственно, процедуры выделения трансфертов из федерального бюджета могут, как создавать стимулы у региональных властей к созданию благоприятных условий для бизнеса, так и не создавать таких стимулов. В связи с этим можно сделать вывод, что в России, несмотря на реформирование межбюджетных отношений, остается существенной проблема несоответствия формально обозначенных приоритетов бюджетной децентрализации и реальной практики её реализации. Таким образом, выявлены системные противоречия бюджетной децентрализации в России по направлению распределения трансфертов регионам.

В таких условиях ключевым является вопрос о совершенствовании механизма стимулов для экономического развития регионов. Для того, чтобы воздействие трансферта стало стимулирующим, нужно, чтобы регионы переключились с пассивной стратегии на стратегию развития, необходимо развить и внести изменения в существующий механизм распределения финансовой помощи. Оценка эффективности использования публично-правовыми образованиями средств из вышестоящих бюджетов, полученных в виде финансовой помощи, очень важна в практическом плане. В зависимости от того, насколько обоснованно и грамотно распорядились территориальные органы власти полученными межбюджетными трансфертами, и должна оцениваться работа соответствующих органов публичной власти. В связи с этим представляется возможным обратиться к опыту Франции в части проведения оценок эффективности государственных программ, направленных на стимулирование экономического роста регионов.

Формирование эффективной системы межбюджетных отношений необходимо для страны, поскольку эффективность межбюджетных трансфертов в конечном итоге может повысить эффективность функционирования бюджетной системы в целом.

Список использованной литературы
  1. «Основные направления бюджетной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» // [Режим доступа]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149516/?frame=11.

  2. Бочаров В.В., Леонтьев В.Е., Радковская Н.П. Финансы. Общие вопросы/ под ред. Бочаров В.В., Леонтьев В.Е., Радковская Н.П. - М.: 2013

  3. Никулина Е.В. Бюджетная система Российской федерации: Учебник / Под ред.Е. В Никулиной. - Белгород.: БелГУ, 2013.

  4. Преображенский Б.Г. Межбюджетные отношения в мировой и российской практике. - Воронеж.: Изд-во Воронежского гос ун-та, 2014.

  5. Фаттиева А.Р. Межбюджетные отношения в условиях федерализма: Учебник / Под ред. А.Р. Фаттиевой, Д.М. Гаджикурбанова. - Ижевск.: ИжГТУ, 2013

  6. Ниязметов А.К. Тенденция развития межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы и кредит, № 11 (348) - 2013.

  7. Редакция журнала. Межбюджетные отношения в новой экономической ситуации // Финансы - 2015. - № 4

  8. Лавров А., Литвак Дж., Сазерленд Д. Реформа межбюджетных отношений в России: "федерализм, создающий рынок" // Вопросы экономики – 2013

  9. Бежаев О.Г., Зарубин А.В. Резервы повышения эффективности межбюджетных отношений в РФ // Финансы - 2013. - №10. - с.11

  10. Мокрый В.С. Межбюджетные отношения и финансовые основы местного самоуправления // Финансы - 2014. - №6.

1 «Основные направления бюджетной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» // [Режим доступа]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149516/?frame=11.

Просмотров работы: 986