ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Хайбуллина Д.И. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И.Носова, г. Магнитогорск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Дошкольный возраст — период активного познавательного развития. В этот период последовательно формируются и развиваются все психические процессы.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что познавательное развитие – это одна из пяти образовательных областей развития ребенка дошкольного возраста, имеющее для нашего научного исследования особый интерес. В документе указано, что «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). Указанные задачи позволяют подтвердить актуальность проблемы исследования познавательно развития детей дошкольного возраста и необходимость ее исследования.

Проблемапознавательного развития дошкольников, создания оптимальных условий, направленных на формирование познавательной активности дошкольников, на протяжении многих лет занимают одно из ведущих мест в психолого-педагогических исследованиях.

В исследованиях Т.И Гризик, Л.С Выготский, Ж Пиаже выделен целый спектр составляющих познавательного отношения ребенка к окружающему, где наиболее значимыми параметрами выступают познавательная активность и познавательный интерес.

В рамках нашего исследования особый интерес представляет младший дошкольный возраст, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В этом возрасте повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. С трех–четырех лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания, несформированности произвольности поведения ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Особенно важную роль приобретает взаимодействие со взрослым, который является для ребенка гарантом психологического комфорта и защищенности. В общении с ним малыш получает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками [2, c.61]. В игре, продуктивных видах деятельности (рисовании, конструировании) происходит знакомство ребенка со свойствами предметов,

развиваются его восприятие, мышление, воображение.

Преобладающей формой мышления ребенка младшего дошкольного возраста становится наглядно-образное, т.е. от манипулирования объектами ребёнок способен перейти к манипулированию представлениями и образами. Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель).

Резко возрастает любознательность детей младшего дошкольного возраста. В этом возрасте происходят существенные изменения вразвитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем.

В данном возрасте сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов - внимания, памяти, мышления, а также потребность в эмоциональном комфорте [3, с.64]. Начинает проявляться познавательный интерес.

Познавательный интерес – это есть познавательная потребность, и побуждаемая ею познавательная деятельность. Каждому ребенку присущ познавательный интерес, но его мера и направленность у детей неодинакова [1, c.98].

Условие развития познавательного интереса – это практические и исследовательские действия ребенка. Первостепенное значение имеет факт завершения таких действий успехом. Так появляются новые знания, окрашенные яркими эмоциями.

Интересы и способности ребенка не являются врожденными, а раскрываются и формируются в деятельности – познавательной и созидательно – продуктивной. Для того, чтобы проявлялись задатки и развивались способности, необходимо возможно раньше поддержать интерес ребенка, его склонность к чему – либо. Нужно создать такие условия, при которых ребенок чаще соприкасается с тем, что его интересует, что он может отразить в деятельности.

Таким образом, у детей младшего дошкольного возраста наблюдается стремление расширить познавательные горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру.

Однако имеющиеся у детей возможности переработки, упорядочения информации еще не позволяют ему полноценно справиться с потоком поступающих сведений. Поэтому большое значение имеет общение с взрослым - педагогом, родителями. Основой развития познавательной активности детей в детском саду является творческая мысль педагога, направленная на поиски эффективных методов умственного воспитания детей, активная познавательная деятельность самих детей. Наше дальнейшее исследование будет направлено на поиск эффективных психолого-педагогических условий познавательного развития детей младшего дошкольного возраста в дошкольной организации.

Список литературы:

1. Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста: учеб. пособие / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. - М. : ВЛАДОС, 2007. - 301 с.

2. Зинченко, В.П. Психологическая педагогика / В.П. Зинченко. - Ч.1. - Живое знание. - Самара: Самарский дом печати, 1998. - 296 с.

3. Филатов, Ф.Р. Психология /Ф.Р. Филатов. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - с.164 - 169.

Просмотров работы: 3086