В настоящее время существуют следующие типы налоговой политики государства:
1) Высокий уровень налогообложения, т.е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налоговой нагрузки.
2) Низкая налоговая нагрузка, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика.
3) Налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для корпораций, так и для физических лиц. Компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.
В государстве с развитой экономикой, любой из выше представленных типов налоговой политики, может быть удачно применен на практике. В России используется второй тип налоговой политики, а в Швеции – третий.
Сравнивая системы налогообложения рассматриваемых государств, стоит отметить тот факт, что львиная доля поступлений в государственный бюджет Швеции происходит за счёт налога на доходы и прибыль физических лиц (59%), в то время как в России большая часть поступлений в федеральный бюджет идёт от уплаты таможенных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых (19%) [2]. Данная ситуация обусловлена отсутствием у Швеции изобилия полезных ископаемых и высокими доходами у населения. В России же экономика страны функционирует большей частью за счёт добычи и экспорта полезных ископаемых, в том числе нефтепродуктов.
Если рассматривать различия налоговых ставок в системах налогообложения данных стран, то различия видны сразу. На основе данных налоговых органов стран, был проанализирован налог на доходы физических лиц. В Швеции используется прогрессивная шкала налогообложения без дифференциации по типу доходов, т.е. по мере роста доходов физических лиц, они облагаются большей налоговой ставкой, а именно:
- 0% - от 0 до 18 800 крон;
- 31% (7% государству и 24% муниципалитету) – от 18 800 до 420 800 крон;
- 31% + 20% - от 420 800 до 602 600 крон;
- 31% + 25% - более 602 800 крон.
В тоже время, в России размер ставки составляет в большинстве случаев 13%.
Кроме того, для некоторых видов доходов применяются следующие ставки:
9 % в отношении доходов в виде процентов по облигациям и доходу по иным ценным бумагам с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также и по доверительному управлению с ними;
30% применяется в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением некоторых видов доходов, предусмотренных ст. 224 НК РФ (15% и 13%);
35% применяется в отношении,например, стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в целях рекламы, а также других доходов, предусмотренных п. 2 ст. 224 НК РФ.
За последние 10 лет в Швеции наблюдается тенденция к понижению налоговой ставки. За этот период она была снижена на 3%. Причины такой высокой налоговой ставки в Швеции обуславливается многими факторами, в том числе:
- высокий уровень жизни и затраты на поддержание комфортной социальной среды в стране;
- высокий уровень оплаты труда у большей части населения страны.
В таблице 1 представлены абсолютные и относительные показатели НДФЛ по состоянию на 2014 г.[1,3]
Таблица 1. Показатели НДФЛ в России и Швеции в 2012 г.
Показатель |
Россия |
Швеция |
ВВП, млрд долл. США |
1860,60 |
571,09 |
Сумма НДФЛ, млрд долл. США |
48,04 |
56,43 |
Доля НДФЛ в ВВП, % |
2,58 |
9,88 |
Население, млн чел. |
143,7 |
9,75 |
НДФЛ на душу населения, долл. США |
334,3 |
5793,6 |
На основе данных таблицы 1 можно сделать вывод о том, что, несмотря на значительную разницу в объемах ВВП (1860,60 млрд долл. США в России и 571,09 млрд долл. США в Швеции) и численности населения (143,7 млн человек и 9,75 млн человек соответственно), показатель собранной суммы НДФЛ в Швеции в абсолютном значении больше, чем в России (56,43 млрд долл. США против 48,04 млрд долл. США), что отражает как высокий уровень доходов шведов, так и высокую налоговую нагрузку, приходящуюся на их доходы. Налогоемкость НДФЛ в Швеции составляет 9,88%, что превышает налогоемкость НДФЛ в России практически в 4 раз - это свидетельствует о высокой значимости данного налога в Швеции. НДФЛ на душу населения в Швеции также превышает данный показатель в России (5793,6 и 334,3 долл. США, т.е. в 17 раз), что опять же свидетельствует о высоком уровне доходов населения Швеции. Тем не менее, шведы готовы исправно платить высокие налоги, обеспечивая себе достаточно высокий уровень жизни и социального обеспечения.
Таким образом, можно говорить о том, что типы применяемой налоговой политики в области обложения доходов физических лиц в сравниваемых странах оправданы, исходя из значительной разницы доходов и уровня жизни населения в данных странах.
Список литературы:
Taxes in Sweden.An English Summary of Tax Statistical Yearbook of Sweden. 2013.
Сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс] – Режим Доступа: http://info.minfin.ru/kons_doh.php.
Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] – Режим Доступа: http://www.gks.ru