- влияние научно-технической революции, заострившей потребность в специалистах, практически владеющих иностранными языками;
- возрастающая неудовлетворенность учащихся в конечных результатах процесса обучения предмету;
- достижения науки, предложившей новые взгляды на язык, речевую деятельность;
- совершенствование материально-технической базы учебно- воспитательного процесса, перерастающей во многокомпонентную функционально-психологическую среду, как аналог естественной языковой среды для учащихся;
- повсеместно обнаруживающее себя и одновременно нарастающее стремление учителей и преподавателей к овладению более эффективной методикой, способной гарантировать выполнение программных требований в рамках нормативного курса обучения;
- расширяющийся опыт применения различных вариантов оптимизированной методики в ряде вузов, школ, на курсах различных типов, дающий ощутимый практически - речевой, образовательный, развивающий и идейно-воспитательный эффект.
Одним из главных факторов в обучении иностранному языку- обучение ИЯ посредством коммуникации, в ситуациях реального общения. Коммуникативное обучение играет немаловажную роль в иностранных языках. КМО является нелинейным процессом, сложноорганизающееся системой. Все процессы в КМО протекают хаотично и неравномерно, так как у студентов возникают порою проблемы и трудности. В качестве синергетического фактора в КМО применим ÜFLAZ-методику, так как эта методика ранее учеными-практиками и -теоретиками не применялась, а также учеными вопрос о синергетическом подходе к КМО был не полностью раскрыт.
ÜFLAZ-методика состоит из несколько видов упражнений, направленных на развитие коммуникативных способностей студентов[2]. U — überfliegen — беглое чтение. Предлагается просмотреть заголовок (подзаголовки, иллюстрации, начало и конец текста) и по нему определить тему и общее содержание текста;
F — Fragen — вопросы. Задать себе вопросы типа «Что я знаю по этой теме?», «Чего я ожидаю от этого текста?»; L — Lesen — чтение. Чтение текста с карандашом (маркером) в руках, в процессе которого фиксируются «островки понимания»;
А — Aufschreiben — записи. Фиксация вычитанной информации в виде плана, ключевых слов, тезисов и т. п.; Z — Zusammenfassen — обобщение, подведение итога. Краткая передача содержания текста своими словами на иностранном или родном языке или составление общей схемы вычитанного содержания.
Упражнения на лучшее понимание содержания |
Концентрация на ключевых словах, краткое обобщение, составление таблиц, составление плана-конспекта предложенной информации |
Упражнения на проверку понимания содержания |
"Множественный выбор", упражнения на упорядочивание информации |
Упражнения репродуктивного характера |
Выполнение задания по образцу, заполнение пропусков, дополнение предложений |
Упражнения репродуктивно-продуктивного характера |
Подготовить доклад, составить "разветвленный диалог", пересказать своими словами содержание текста, составить текст с опорой на ключевые слова |
Использование ИЯ в свободной коммуникации |
Комментирование, ролевая игра, высказывание своего мнения |
ÜFLAZ-методика является эффективной в коммуникативном обучении ИЯ, так как с помощью разных заданий работы над текстом способствует упорядочиванию процессов, КМО с применением синергетического подхода работает более слаженной системой. Данная методика может применяться в обучении иностранным языкам в медицинских ВУЗах.
Список литературы:
1. Ж.В. Жираткова "Принципы коммуникативных методов обучения ИЯ в средней школе"
2. Neuner, G., Hunfeld, H. Methoden des fremdsprachlichen Deutschunterrichts. Eine Einführung. – Berlin: Druckhaus Langenscheidt, 1993. – 184 s.