СОВРЕМЕННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ РИСКИ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ИСЛАМА) - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СОВРЕМЕННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ РИСКИ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ ИСЛАМА)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В начале нового тысячелетия современный мир столкнулся с кризисом традиционных идентичностей – культурных, этнических, религиозных, на смену которым приходят более широкие, космополитичные альтернативы. Религиозную идентичность представляет собой форму коллективного индивидуального самосознания, построенную на осознании своей принадлежности к определенной религии и, формирующая представления о себе и мире посредством соответствующих религиозных догм [7]. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что сегодня осознанное принятие и демонстрация какой либо идентичности несет в себе определенный риск, особенно если она связана с идеологической и религиозной сферой. В таких условиях происходит столкновение агонизирующих цивилизаций, и в этой борьбе особенно выделяется своей пассионарностью мусульманская идентичность. В связи с многочисленными миграционными, военными и культурными потрясениями, мусульманская идентичность является наиболее рискогенной в плане принятия и социального одобрения. Возникающие потенции взаимного непонимания социума и персон и/или замкнутых сообществ приводит к невозможности полноценной адаптации к актуальной социальной реальности. Для России, как для государства полиэтничного и многоконфессионального, имеющего статус своего рода «перекрестка цивилизаций», эта проблема невероятно актуальна, так как мусульманская умма занимает положение самого многочисленного меньшинства. И как для всякого меньшинства, для него, прежде всего, актуальна проблема своей «самости» по отношению к размытой и почти номинальной идентичности «россиянина». Именно так об этом говорят исследования идентификации в регионах с преобладающим мусульманским населением. Пережившие в недавнем прошлом многочисленные террористические акты и даже полноценные военные конфликты, представители этого региона не спешат атрибутировать себе символические свойства государственной гражданственности. Напротив, данные анкетного опроса, проведенный М.Х. Халимбековой в 2011 г. среди молодежи Дагестана, выявили, что в иерархии идентификаций наиболее важна конфессиональная идентичность (71,5%), уровень которой намного превосходит показатели гражданской идентичности (59,9%) [5]. Подобные явления свидетельствуют об опасности создания замкнутых социумов, плохо адаптированых к современным социальным и глобальным процессам. Впрочем, риск внутренней сепарации касается не столько для коренных народов РФ, сколько для иммигрантов из Средней Азии. Культурные барьеры и маргинализация труда и жизни мигрантов в целом, снова бросают вызов идентичности конфессиональной, в которую «прячутся» мигранты, невольно маркируя ислам как «религию иных, пришлых», «конфессию нелегалов» и т.д.

Другой риск, свойственный мусульманской идентификации связан с негативным ореолом «опасности», что провоцирует неприятие и отчужденность российских мусульман, и здесь главными виновниками чаще всего оказываются СМИ.

Важнейший фактор негативного восприятия мусульман в России - конфликт на Северном Кавказе, тем более что на самом деле Россия воюет с радикальными исламистами на протяжении вот уже четверти века. Афганский моджахед и кавказский боевик стали символами врага.

Однако для многих СМИ это стало поводом для использования очередного манипулятивного хода - в погоне за громкими заголовками и разоблачающими статьями, они часто выдают частные явления за целостную картину, отождествляя радикальный салафитский ислам и традиционные формы ислама умеренного.

Кроме того, довольно частое явление в массовой печати и публицистике – некомпетентная аналитика причин возникновения и действий радикальных религиозных групп, что вновь приводит к маркированию ислама как агрессивной идеологии, и как следствие – дискриминация или остракизм членов всей исламской уммы [1, 2, 4, 6].

Другой крайностью является романтизированный взгляд на ислам, подчеркивающий в нем черты, адекватные культурному контексту заинтересованного лица, в качестве которого часто выступают политики и журналисты, пытающиеся представить ислам исключительно как «религию мира и добра». Идеализация ислама, очарованность его традициями, привлекательность "естественного" образа жизни в противовес испорченности и безнравственности общества зачастую не ближе к объективной истине чем его демонизация, что в совокупности приводит к частой радикализации неофитов, что наглядно показано на примере Варвары Карауловой.

Подобная же сверх толерантная ангажированность в СМИ приводит к завышенным оценкам и ожиданиям, которым суждено разбиться о суровую реальность межрелигиозных и этнических конфликтов, столь частых для нашего времени, неся с собой эффект разочарования и умножения недоверия. Лично принимая исламскую идентичность, или отрешенно изучая эту религию, необходимо помнить, пожалуй, главный фактор ее рискогенности – довольно высокий уровень политизации ислама, особенно наглядно наблюдаемому в сравнении с другими религиями. Наличие своих правовых систем (мазхабов), способных тотально регулировать поведение личности и общин, принципиальный идеологический отказ от дифференциации духовной власти от религиозной (идея халифата), а также история возникновения ислама, связанная с военно-политической экспансией, свидетельствуют о реальных рисках для ислама быть долгосрочной и конфликтной альтернативой поликультурному и толерантному миропорядку. Идеализация ислама неизбежно сопровождается фальсификацией его истории - будь то сознательно или по невежеству - путем умалчивания или прямого искажения исторических фактов. В этих условиях общество в целом становится заложником ложных сведений об исламе и пристрастных идей, в том числе и радикальных. Учитывая все эти риски конкретной конфессиональной идентичности и опасность их в долгосрочной перспективе, автор видит решение проблем в более активной адаптационной политике социума к ее носителям, расширением культурного диалога в российском обществе, который бы способствовал более тесной интеграции сообщества уммы в российскую действительность. Как указывает исследователь данной проблемы В.С. Ерохин, «Диалог – способ минимизации социальных рисков личностной и конфессиональной идентификации» [3].

Вторым, более важным инструментом по снижению описанных рисков, является всестороннее изучение конфессий как социального явления и распространении этого знания через образовательные каналы. Отказываясь как от ригористки-негативной характеристики религиозной группы, так и от сверх-терпимой, романтизированной ее оценки, мы полагаем жизненно важным создания адекватного действительности образа ислама в целом и мусульман в частности, основанного на объективной научной базе культурологии и религиоведения, которые могут прививаться социуму через внедрение основ религиоведения в образовательные программы старшей школы и ВУЗов. Подобного рода меры, описывающие тонкости традиций и богословия, культурно-историческое наследие ислама, так и возможные опасности радикализации, свойственные для этой традиции, будут способствовать формированию оптимальной ориентации граждан любой культурной и конфессиональной идентичности в современном мультикультурном социуме.

Реконструирование образа ислама через сферу образования и науки должно изменить не только общественное мнение об этой традиции, но и повлиять на самосознание самих мусульман, побуждая их переосмыслить свою религиозную идентичность. Подобный смысловой поворот способствовал бы открытию межкультурного диалога в новом, массовом формате, а главное – снизил бы риски восприятия этой конфессиональной идентичности, существующие на данный момент.

Список литературы:

  1. Дзялошинский И.М. Роль СМИ в формировании образа "Другого" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mic.org.ru/index.php/mass-media/1-mm/26-dzyaloshinsky-1.

  2. Дорошин И.А. Социальные риски отчуждения мусульманской интеллигенции в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lib.csu.ru/vch/354/013.pdf.

  3. Ерохин В.С. Риски личностной идентификации: социально-философский анализ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sgu.ru/sites/default/files/dissnews/old/synopsis/erochinavto1_0.pdf.

  4. Малашенко А.В. Как нам видится Ислам? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://inosmi.ru/world/20061212/231625.html.

  5. Нунуев С.М. Риски политизации исламской идентичности в современной России (на материалах Северного Кавказа). Историческая и социально-образовательная мысль [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hist-edu.ru/hist/article/view/1479/1461.

  6. Прозоров С.М. Многообразие форм бытования ислама как историческая основа веротерпимости в современном многоконфессиональном обществе // Ислам в мультикультурном мире – 2012: Сборник материалов и тезисов 2-го Казанского международного научного форума. 29-31 окт. 2012 г. Казань: Арт-Лоджик, 2012. С. 5-7.

  7. Религиозная идентичность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1858119.

Просмотров работы: 605