РОЛЬ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РОЛЬ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний момент вопрос инклюзивного образования широко и многоаспектно развит во всех сферах жизнедеятельности. Особую важность процессы инклюзии приобретают в системе школьного образования. Именно в этот период дети получают возможность произвольного осознания себя и своих возможностей, наибольшую социализацию, а также, в подростковом возрасте, принимают решение становления себя как личности и выбора занятия всей дальнейшей жизни. В этот момент возрастает роль педагога, который находится рядом со школьниками, помогает им принимать верные решения, принимает участие в реализации планов и т.д. А роль педагога, работающего с категорией особых детей, возрастает в несколько раз.

Инклюзивное образование – процесс совместного обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц без соответствующих ограничений.

Педагог – лицо, непосредственно занимающееся преподавательской и воспитательной работой.

Определение понятия «педагог» дает нам понять только тот аспект деятельности учителя, который основан на профессионализме, теоретических знаниях и умениях, т.е. аспект специальной подготовки. Но эти критерии не могут быть полноценно внедрены без соответствующего «человеческого» фактора. Сам педагог и процесс преподавания должен также носить гуманистический и творческий характер. Только в случае интеграции этих двух аспектов педагогической деятельности возможны продуктивная работа и получение необходимых результатов.

Педагог играет важную роль в создании моральной и материальной среды, адаптированной непосредственно к образовательным потребностям любого ребенка. Это возможно только при тесном сотрудничестве с родителями, другими педагогами, руководством образовательной организации и т.д., т.е. в сплоченном командном взаимодействии всех участников образовательного процесса.

При этом невозможно просто изменять окружающую среду под инклюзивную составляющую. Необходимо также, чтобы каждый участник данного процесса менялся сам. Это в большей степени касается педагога, непосредственно работающего с затронутой категорией детей.

Для осуществления необходимых перемен педагог должен иметь базовый материал. Педагог должен быть высокообразованным, знать основы физиологического, психологического и личностного онтогенетического развития детей, уметь работать в коллективе (как с учениками и их родителями, так и с коллегами), знать педагогические и воспитательные программы работы, быть психологически готовым к своей работе и т.д. Все это касается работы со всеми категориями детей. Но важной составляющей педагога инклюзивного образования является именно осведомленность о характере нарушений ученика, а также о специфических способах работы с ним. Также важно, чтобы педагог стремился к новым знаниям, непрерывно совершенствовался и каждый раз еще в большей степени интересовался своей педагогической сферой деятельности.

Таким образом, можно говорить о том, что педагог является важным звеном в системе инклюзивного образования. Настоящий профессионал должен обладать комплексом педагогических знаний, умений и навыков, а также иметь безграничные моральные, психологические и личностные возможности для собственного развития, развития и обучения своих учеников, а также развития системы образования в целом.

Список литературы:

  1. Алехина С. В. О мониторинге инклюзивного процесса в образовании [Текст] / С.В. Алехина // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: материалы международной научно-практической конференции (20 – 22 июня 2011. Москва). – М.: МГППУ, 2011. – С. 20 – 22.

  2. Алехина С.В., Зарецкий В.К. Инклюзивный подход в образовании в контексте в контексте проективной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». М., 2010.

  3. На пути к инклюзивной школе: Пособие для учителей. USAID, 2007.

  4. СластенинВ. А., Исаев И. Ф., ШияновЕ. Н. Педагогика /Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2008.

Просмотров работы: 4145