ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Зрение является наиболее значимой сенсорной сферой и важнейшим источником информации. Благодаря работе зрительного анализатора человек получает до 90% информации из окружающего мира, а также способен с легкостью ориентироваться в окружающем пространстве.

Для нормального функционирования зрительной функции необходима комплексная работа элементов глаз и головного мозга. Любое нарушение даже одного элемента влечет за собой сбой в работе всей системы.

Основным раздражителем органа зрения является свет. На свет ребенок начинает реагировать уже в первые дни после рождения. Он же стимулирует развитие зрительной функции.

Одной из основных зрительных функции является центральное зрение, которое способствует различению предметов, их деталей и форм. Поэтому центральное зрение также имеет название предметного.

Предметное, или центральное зрение в норме равно единице. Любое отклонение выражается в изменении этого показателя.

Выделяется две основные группы детей, имеющих нарушения зрения: слепые и слабовидящие.

К слепым относятся дети с полным отсутствием зрения (показатель остроты равен нулю) и дети с остаточным зрением (показатель остроты равен 0.04 и меньше на лучше видящем глазу при коррекции очками).

К слабовидящим относятся дети с показателем остроты зрения от 0.05 до 0.2 на лучше видящем глазу при коррекции очками.

Причинами нарушения зрения являются: отягощенная наследственность, врожденная патология глаз, заболевания матери во время беременности, вирусные заболевания ребенка, обострение и осложнение хронических заболеваний, алкогольные интоксикации, никотиновые интоксикации, снотворные средства, токсикоз, гиповитаминоз во время беременности, патологии родов, родовые травмы, недоношенность плода, генетические отклонения и т.д.

Дети с нарушениями зрения имеют множество различных вторичных дефектов. Чем раньше возникло нарушение зрения, тем сильнее оно будет воздействовать на развитие ребенка. Такие дети характеризуются замедленными процессами восприятия окружающей действительности, уменьшением объема памяти, ограниченностью процессов мышления, нарушениями двигательных актов и ориентировки в пространстве и др. Развитие речи в целом и коммуникативные способности в частности также имеют специфические отклонения.

Проблема формирования коммуникативных навыков у детей с нарушениями зрения интересовала таких исследователей, как: А.М. Виленская, Л.С. Волкова, М.И. Земцова, Г.В. Григорьева, В.П. Гудонис, Р.А. Курбанов, Г.В. Никулина, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева и др.

А.М. Виленская говорила о том, что у детей с нарушениями зрения наблюдается значительное отставание развития коммуникативных навыков. Дети не способны к пониманию показанных им вербальных комплексов и к их воспроизведению. Нарушен период созревания предметно-действенных средств коммуникации, что выражается в неестественных позах, в неадекватном ситуации поведении, в нарушениях эмоционального фона и др. Для таких детей характерно наличие скованности поз и движений, стереотипность эмоциональных проявлений, нечеткость знаний о соотношении жестов, мимики, поз с ситуациями и формами общения. Наличие отклонений зрительного восприятия не позволяет ребенку получать информацию из образа человека, его средств выразительности для понимания направления беседы, структурирования своего отношения к собеседнику.

Речевые способности при непосредственном межличностном общении также имеют отклонения. Дети не способны различать эмоциональную сторону беседы, у них наблюдается несоответствие представлений об окружающих предметах, как следствие, в разговоре используются неверные названия. Смысловая сторона речи значительно нарушена.

Согласно мнению Л.С. Волковой, нарушения речи детей при отклонениях зрения зависят также от микросоциальной среды (в частности, семьи) и от речевых привычек, наблюдаемых в ней. В большинстве случаев, для ложного облегчения общения, члены данной среды стараются пользоваться элементами неречевой коммуникации, которые, как правило, употребляются неточно или неверно. Это негативно сказывается на развитии речи ребенка. Его речь становится невыразительной. Понимание речи взрослого усложняется. Это отрицательно сказывается на развитии коммуникативных навыков, а также на межличностном уровне общения, особенно со сверстниками. В таком случае необходима целенаправленная коррекционная работа.

М.И Земцова высказывает мнение о том, что при непосредственном нахождении ребенка с отклонениями зрительного восприятия в социальной среде появляется мотивация к общению и потребность в нем, что влечет за собой активное развитие форм психической деятельности. При этом происходит активное развитие личности ребенку, его коммуникативных способностей и становление жизнедеятельности в целом. Следствиями нарушения зрения автор выделяет ограничение способности к восприятию и различению окружающих предметов, людей и пространства, т.е. расхождение между реальным миром и миром в сознании ребенка. Именно по этой причине дошкольники не могут перейти на более высокий уровень развития коммуникации.

Г.В. Григорьевой было проведено экспериментальное исследование, согласно которому развитие процессов коммуникации у детей с нарушениями зрения проходит значительно медленнее, чем у детей без отклонений. Также в их общении преобладает внеситуативно-познавательная форма общения. Данная форма позволяет детям в большей степени получить данные качественного характера об окружающем мире. Переход к внеситуативно-личностной форме невозможен по причине недостаточного развития познавательной сферы. Также автор говорит о том, что у таких детей в процессе общения со взрослыми недостаточно развит или вовсе отсутствует перцептивный компонент, т.е. взаимовосприятие.

Проблемой развития коммуникативных навыков у детей с нарушениями зрения занимался также Р.А. Курбанов [42]. Он считает, что дети дошкольного возраста нуждаются в помощи при установлении контакта, при выполнении совместной деятельности, которая требует согласованности в действиях участников. При этом между детьми нередко возникают конфликтные ситуации, которые требуют разрешения. Также при выполнении совместной деятельности необходимо контролировать процесс и оценивать полученные результаты. Эти факторы способствуют активному речевому взаимодействию между детьми, что в свою очередь влечет к усовершенствованию коммуникативных умений.

Также автор указывал на специфические особенности общения дошкольников со зрительными недостатками. Наиболее специфической особенностью является постоянное присутствие сомнения в правильности принимаемых решений и выполняемой деятельности. Это ведет к тому, что ребенок очень часто обращается к родителям за помощью. Дети часто спрашивают о правильности своих действий, ждут оценку и т.д.

Еще одной особенностью автор выделяет специфические трудности в формировании невербальных средств общения, являющаяся следствием нарушения в восприятии образа собеседника. При нормальном зрении образ человека позволяет дошкольнику определить его состояние, отношение к теме разговора, понять настроение и цели собеседника. Также дошкольники не понимают обращенные к ним невербальные формы коммуникации и сами не пользуются ими.

Г.В. Никулиной [52] было отмечено, что нарушения зрения неоднозначно влияют на развитие коммуникативной сферы дошкольника. В одном случае формирование коммуникативных способностей не затрагивается как вторичный дефект, а в другом случае зрительный недостаток может вызывать значительные отклонения развития коммуникативных навыков, минимизировать потребности в общении и т.д. Чем серьезнее нарушение зрения, тем агрессивнее поведение ребенка, тем менее заметно у него проявление сопереживания по отношению к окружающим, тем более разборчивым и требовательным он становится.

Зрение является путем обратной связи ребенка и его собеседника. Оно также дает представление о реакции окружающих на действия ребенка и позволяет перенимать средства общения благодаря подражанию. При наличии нарушений зрения у ребенка резко сокращается количество проявлений невербального общения, а также изменяется число и качество эмоциональных реакций.

Агрессивность такого дошкольника возникает вследствие нарушенного восприятия мимики и пантомимики собеседника, что в свою очередь мешает установлению контакта. Представления о мимических и пантомимических средствах серьезно ограничены, для их развития необходимо проведение целенаправленной коррекционной работы. Трудности при выстраивании контактов зависят и от замедленного восприятия этических норм.

Неадекватное поведение и неадекватные эмоциональные реакции ребенка с отклоняющимся развитием, как правило, воспринимаются собеседником как проявление недоброжелательности и враждебности, что сокращает количество желающих вступить в контакт.

Ошибочная жестикуляция и неестественные или вычурные позы дают представление об искажении внутреннего и психического развития дошкольника.

Помимо недостатков вербальной сферы у таких детей имеются нарушения и словесной речи, что в еще большей степени ограждает их от общения. Процесс диалогического общения вызывает у них значительные трудности и требует работы по его коррекции.

Таким образом, дошкольники с нарушениями зрения имеют значительные трудности в формировании и использовании коммуникативных навыков. У них ограничены как невербальные, так и вербальные способности, они достаточно агрессивны и несправедливы по отношению к собеседнику. Они не владеют знаниями о мимике и пантомимике. У таких детей наблюдается отсутствие стимула и желания к общению. Они нерешительны и ищут поддержки взрослых, объективно оценивать свою деятельность не способны.

Данные особенности развития общения негативно влияют на общее состояние дошкольника. Поэтому они должны быть своевременно выявлены, а в дальнейшем стать объектом коррекционной работы.

Список литературы:

  1. Бодалев, А. А. Личность и общение: Избранные труды/ А. А Бодалев. – М.: Педагогика, 2001. – 270.

  2. Виленская А.М. Некоторые особенности личности учащихся старших классов школ для слепых детей [Текст] / А. М. Виленская; Х-науч.сессия по дефектах. - М.: Полиграфсервис,1990. - 323с.

  3. Волкова Л.С. Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими нарушениями зрения [Текст] / Л. С. Волкова. - М.: Вече, 1983 - 254с.

  4. Григорьева Г.В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения [Текст] / Г. В. Григорьева. - М.: Дефектология, 1998. - 62с.

  5. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения [Текст] / М.И. Земцова. - М.: Просвещение, 1973. - 159 с.

Просмотров работы: 2512