ТРАДИЦИОННЫЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ КАК ЯВЛЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА (НА ПРИМЕРЕ ОДЕЖДЫ КРАСНЕНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ) - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ТРАДИЦИОННЫЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ КАК ЯВЛЕНИЕ ФОЛЬКЛОРА (НА ПРИМЕРЕ ОДЕЖДЫ КРАСНЕНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Григорова Е.А. 1, Гращенко А.Г. 1, Сушкова Л.Н. 1
1Белгородский государственный институт искусств и культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Традиционная культура – явление многогранное, включающее устные, хореографические и прикладные виды творчества. Одним из наиболее показательных проявлений прикладного искусства в выражении национальной принадлежности является традиционная одежда.

Традиционный костюм сёл Красненского района – значительная часть традиционной национальной культуры как по широте и глубине связей, так и по богатству художественно-творческого выражения.

Традиционный костюм как явление формировался на протяжении веков, под непосредственным воздействием социально – экономических, культурно-исторических, природно-географических факторов, в нем наиболее полно аккумулирован социокультурный опыт этноса и народа.

Для более полного рассмотрения вопроса традиционной культуры сёл Круглое и Хмелевое необходимо уточнить историю возникновения отдельных составляющих традиции в целом.

Так, возникновение традиционных форм одежды исследователи относят к периоду появления ткачества, когда славяне начали производить грубую ткань, полотно которой начали, в последствии, подвязывать поясом к талии, а также делать отверстие для головы. Затем эту холстину начали прошивать по бокам, позже появились рукава, свернутые из такого же прямоугольного куска, только поменьше. Ткань была на вес золота, т.к. производилась вручную, преимущественно из шерсти и конопли. По этим причинам всю одежду вплоть до XIX века бережно сохраняли и передавали из поколения в поколение.

Сакральные свойства одежды были очень важны, поэтому все соединения и швы украшались орнаментом. Считалось, что швы с орнаментом должны как бы сливать воедино всю конструкцию одежды, служа одновременно и оберегом для хозяина наряду с наличием пояса.

Рассматривая сегодняшнюю действительность относительно наличия традиционных форм одежды в Белгородской области, на территории которой находится исследуемый нами Красненский район, нужно отметить её большое разнообразие, причинами которого явились особенности заселения региона и межэтнические контакты местных жителей.

Функциональность Белгородского традиционного костюма, как любой другой национальной одежды, состоит в многообразии видов (сезонная, праздничная, повседневная), приспособленность к климату, удобство.

Другая характерная черта традиционной одежды – конструктивность, предельная простота, доступность в изготовлении, экономичность в расходовании сырья.

Третья характерная ее особенность народной одежды – декоративность. Она достигалась путем комбинирования тканей разного качества и цвета, наличия вышивки, узорного ткачества, кружевоплетения [1]. При этом, декорирование традиционного костюма имеет и функциональное назначение, напрямую связанное с религиозными представлениями.

Четвертый, определяющий признак традиционного костюма – его комплексность, отраженная во всех регионах.

Рассматривая непосредственно костюм Белгородской области, большинство любителей традиционного фольклора России представляют именно понёвный тип крестьянской одежды, распространённый в исследуемом нами Красненском районе.

Элементы, составляющие мотив узоров Белгородской области, имеют древнее происхождение и выражаются в особых знаках, входящих в основу вышивки и цветовой символики. Основу традиционной вышивки в Красненском районе составляют геометрические узоры, обозначающие как половозрастную принадлежность носителя, так и его социально-экономическое положение.

В Белгородской области использовались в качестве главных мотивов вышивки: ромбы, розетки, треугольники. Такими узорами мастерицы- украшали свою одежду (рубахи, фартуки, юбки, сарафаны, головные уборы), а также предметы домашнего быта (наволочки, рушники, утирки, скатерти, наличники, подзорники) на протяжении нескольких веков,.

Вот значения некоторых основных символов, традиционной вышивки одежды Красненского района:

Геометрический ромб – главная фигура в орнаменте одежды восточной части Белгородской области (Красненский, Крсногвардейский, Алексеевский районы). Крючки и палочки, выпускаемые по сторонам ромба, условно понимались как лучи солнца, или ветви растения.

В процессе эволюции данного символа в Белгородской области возникли множественные его варианты. Один из них «репей» - гребенчатый ромб с двумя выступами на каждом углу. Свое название он получил из-за внешнего сходства с соцветиями лопуха. Этот знак-оберег превратился во множественный символ: жилище молодой семьи, источник воды, огня, плодородия и жизни [2].

Вторым по степени распространенности элементом Белгородского узора считается свастика, которая имеет солярное значение, а также тесно связана с мужским началом. Поэтому именно вышивка в мужской одежде изобилует свастикой в её классическом виде, а также её вариантами.

Наряду с узорами в процессе вышивки имела значение цветовая гамма, где каждый цвет несет определенную характеристику. Именно цвет в одежде был первейшим символом, через который человек демонстрировал свой возраст, социальный статус, выражал свою принадлежность к определённому населённому пункту. В Красненском районе использовались следующие основные цвета ниток: красный, черный, зеленый, синий, а также золотой, (реже – серебряный, как замена золотому).

Красный цвет, как и повсеместно в России, здесь символизировал плодородие через связь с кровью. На женской и мужской одежде он чаще встречался у молодых, находящихся в самом расцвете репродуцирующего возраста. В данном случае у женщин – в понёвах, головных уборах – платках, лентах, украшающих манжеты и край завески (фартука). В вышивке рубах красный цвет встречался редко, в особой праздничной одежде, одевающейся чаще в весенне-летний календарный период. Преимущество в вышивке как женских, так и мужских рубах закрепилось за чёрным цветом.

Черный цвет – излюбленный в нашем регионе. Под ним подразумевался вечный плодородная земля. Поэтому в понёвах чёрный цвет является фоном – основой, в чём просматривается глубокий философский смысл крестьянского аграрно нацеленного бытия.

Зеленый цвет олицетворяет растительный мир. Но, т.к. большинство символов растительности вышивается чёрным цветом на рубахах, а остальная часть проявляется в понёвах, усиленная красным цветом – плодородием, то зелёный цвет (собственно, как и синий, означающий воду) встречается в костюме реже, эпизодически. А желтый цвет выступает как замена золотого и вовсе редко.

Рубаха - часть традиционного костюма, бывает женской и мужской, отличающихся по орнаменту и размеру плеча (выражается в длине полика). Женские рубахи в Красненском районе шили из прямых полотнищ полотняной ткани домашнего изготовления. Основное декорирование было на плечах (поликах) рукавах, меньше – по горловине и на манжетах.

Местныее рубахи богато украшались. Использовались тканые узоры, вышивка, блестки, коклюшечное кружево (Рис.1).

Рис.1. Рубаха женская села Хмелевое Белгородской области Красненского р-на.

Среди особо почитаемых на Руси предметов одежды был пояс. В Красненском районе Белгородской области его называют «подпояска». Считалось, что пояс увеличивает силу человека, оберегает его от напастей. На Руси это был первый подарок новорожденному. Пояса были непременным атрибутом и женского и мужского костюма, отличались сочной гаммой многоцветных полос по основному красному фону. Мужские пояса были более узкими, со сложным завершением конца. Женские – шире, менее украшенные.

Понёва - поясная одежда из шерстяной ткани, является определяющей в типе местной традиционной одежды. Ткань, используемая для понёвы, чаще всего черная, с клетчатым узором и вышивкой по всей открытой поверхности преимущественно красным цветом.

По конструкции понёва представляет собой четыре – пять полотнищ ткани, сшитых по кромке. Верхний край широко подогнут для помещения шнурка шнурка (гашника), укрепляемого на талии. В Красненском районе распространены глухие понёвы. Основное украшение располагалось сзади по всей поверхности ткани, и служило оберегом самой незащищённой иными украшениями части костюма, густо декорируя основной шов и формируя свозку – широкую вертикальную полосу посередине понёвы (Рис.2).

Рис.2. Понева с. Новоуколово Красненского р-на,

Белгородской области.

Будничные поневы отделывались скромно шерстяной домотканой узорной тесьмой по низу и скромной, но обязательной вышивкой. Праздничные понёвы богато вышивались красными цветными нитями, украшались позументом, блёстками. Широкая горизонтальная полоса подола сочеталась с прошвами, вертикальными цветными вставками.

«Завеска» (фартук, передник), как и рубаха, традиционно выполнялась из белой домотканной ткани, повязывалась на талии и закрывала переднюю часть поневы, оставляя открытой нижнюю часть, более богато вышитую, в отличие от той части, которая закрывалась фартуком. Вышивалась она также преимущественно чёрным геометрическим узором, а подол завершался яркой лентой.

Мужской костюм отличался однотипностью и состоял из рубахи, пояса, портов и обуви – лаптей, или сапог.

Основу мужского костюма составляли порты и рубаха. Порты шились из двух кусков домотканого холста или сукна, вместо соединения которых вставлялась ширинка – ромбический кусок такой же ткани. Сверху порты собирались на талии на гашник. Шились порты из неотбеленной домотканины, из домашней крашенины, из пестряди, а праздничные порты могли шиться из покупных тканей лучшего качества, ограничений здесь не было. Праздничный костюм дополнялся появившимися позже штанами, которые отличались от портов отсутствием ширинки, более широкими штанинами во внутренние швы которых вставлялись полосы ткани и поясом вместо галиника, застегивавшиеся на пуговицы, а также наличием боковых карманов. При штанах порты стали исполнять роль исподнего белья.

Мужская рубаха в целом повторяла поктой женской рубахи из домотканины белого цвета, но с отличием в длине полика и орнаментации. Иногда, поскольку домотканый холст был узким, с боков в стан рубахи вшивались два куска холста – «бочки». Под мышками вставлялись куски ткани в форме ромбов, которые назывались ластовицы. Чаще всего они делались из пестряди, кумача, или китайки. Их назначение двойственное: рубаха становилась просторнее и при резких и широких взмахах рук рубашка не рвалась под мышками, а сопревшие при работе ластовицы отпарывались и вставлялись новые. Сама же рубаха могла служить дольше. На плечах и в верхней части спины изнутри подшивалась подплека, также предохранявшая рубаху от испревания, делавшая ее более долговечной.

Костюм села Круглое в основном изучался на примере имеющихся костюмов участниц ансамбля этого села. До нашего времени сохранился его современный вид, куда вошла рубаха и завеска, выполненные из покупной красной ткани. Также в селе утрачены старинные печатные платко, выполнявшие ранее функции головного убора. Заменили их красные покупные шали.

Вместе с тем, в костюмах местных исполнителей обязательна понёва и широкий пояс, который в Круглом выполнен из мягкой зелёной шерсти, вышитой на концах крупным растительным орнаментом (Рис.3.).

Рис.3. Костюм в с. Хмелевое Красненского р-на,

Белгородской обл.

Таким образом, можно утверждать, что традиционная культура Красненского района обладает единым стилем, что доказывает наличие общего типа костюма и этнографической составляющей традиции.

Литература

  1. Колпакова А.Г. Традиционный костюм Белгородской области как региональный компонент русского народного костюма. http://revolution.allbest.ru/culture/00234649.html (дата обращения 11.10.2015)

  2. Николаева А.С. Женский костюм Белгородского края http://refdb.ru/look/2652938.html (дата обращения 15.09.2015)

  3. Потебня, А.А. Символ и миф в народной культуре / А.А. Потебня. – М.: «Просвещение», 2000. – 126с.

  4. Щуров. В.М. Южнорусская песенная традиция / В. М. Щуров. – М.: «Музыка», 1987. – 280с.

Просмотров работы: 1374