ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Статья посвящена исследованию применения ментальных карт при обучении лексике английского языка. Ментальная карта (мыслительная карта, диаграмма связей, ассоциативная карта, интеллект-карта, mindmap) – способ изображения структуры знания в виде диаграммы визуально организованной информации [1].

Популяризацию данной методики, использовавшейся еще в 3 веке Порфирием Тирским для визуализации категорий Аристотеля, осуществил американский психолог Тони Бьюзен, описав ее универсальность и дидактическую эффективность в серии книг и телепередач, вышедших на BBC в 1974 г. В настоящее время на основе этой методики разработан целый ряд программ и интернет приложений, позволяющих максимально быстро составлять разнообразные виды ментальных карт для различных целей. Последнее делает методику ментальных карт весьма эффективным средством обучения с применением интерактивной доски.

В России ментальные карты начали использоваться гораздо позже. Считается, что это связано с особенностями русского менталитета, где доминирует левое полушарие мозга, т. е. логическое мышление, а законы и рекомендации по составлению интеллект-карт не содержат четкого алгоритма мыслительных действий [2].

В обучении иностранному языку успешный и устойчивый интерес к изучению у школьников приходит только после изменения отношения к традиционному образовательному процессу: его содержанию, формам, методам обучения, организации деятельности. Поэтому на первый план выходят современные педагогические технологии, которые ориентированы на ученика, учитывают его интересы, потребности и возможности, уровень знаний, создавая, таким образом, возможность реализовывать индивидуальные образовательные траектории [3].

«Иностранный язык», в отличие от других учебных предметов, является средством коммуникации и познания инокультурного мира. Он обладает огромным потенциалом для всестороннего развития личности. Основной упор в методике преподавания иностранного языка делается на развитие умений общаться, на формирование коммуникативной компетенции как основе познания мира, в котором мы живем [4]. Этот метод ориентируется на личность школьника, позволяет учитывать сущность языка как главнейшее орудие мышления и деятельности человека, как средство становления личности и позволяет теснее связывать учебный процесс с иноязычной культурой и с жизненными запросами учащихся.

Одним из эффективных средств решения поставленной задачи является метод ментальных карт как активный способ обучения детей. Это практический и действенный метод всестороннего развития ребенка, воспитания его самостоятельности и успешности обучения [5].

Ментальные карты это альтернатива «плоской» текстовой схеме фиксирования информации (конспектирование, записи, пометки и пр.), которая не очень-то приспособлена к структурированию и запоминанию информации [6, с. 20].

Данный метод может найти применение в любой сфере человеческой жизни, где требуется совершенствовать интеллектуальный потенциал личности. Чаще всего данный метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы, выражает индивидуальные возможности, создает пространство для проявления креативных способностей [7].

Суть методики ментальных карт заключается в том, что выделяется основное понятие, от которого потом ответвляются задачи, идеи, отдельные мысли и шаги, необходимые для реализации конкретного проекта или задумки. Точно так же, как и основная, все более мелкие ветви можно делить еще на несколько ветвей-подпунктов [8, с. 293]. Получается, что ментальная карта отображает ассоциативные связи в мозге ее создателя.

Использование ментальных карт при изучении лексики иностранного языка дает положительные результаты в силу того, что структурированную, упорядоченную и ассоциированную с известными образами информацию легче воспринимать и запоминать, чем информацию, представленную в виде текста или таблицы. При изучении лексики на английском языке в центре карты размещается ключевое понятие (тема), от которого ответвляются остальные элементы (лексические единицы). Термины, несущие основную лексическую нагрузку изучаемой темы, дополняются цветным графическим материалом – фотографиями и схемами. При использовании ментальных карт изучаемый материал воспринимается как единое целое, что очень важно. Кроме того, интеллект-карты можно в любой момент преобразовать, усовершенствовать, обновить. Легко и быстро происходит проверка и повторение пройденного материала на основе этого метода, который в свою очередь способствует прочному закреплению изученных терминов и понятий. Ментальные карты являются необходимым инструментом для систематизации информации, выявления связей и ассоциаций, активизации процессов мышления, как на занятиях, так и во время самоподготовки, концентрации внимания на ключевых понятиях [9, с. 84].

Ниже представлена методика составления ментальной карты по теме It’sabigworld! Starttravellingnow! (Unit 2 УМК “Enjoy English” 9 класс).

1. Располагаем основную тему, в данном случае “Travelling”, в центре листа, чтобы мысль развивалась во всех направлениях, без ограничений.

2. Основная идея передается рисунком (чемодан), посредством которого можно выразить тысячу слов, к тому же при его создании задействуется воображение.

Рисунок в центре листа привлекает внимание, не позволяет отвлекаться, активизирует мыслительный процесс.

3. Используются разные цвета, так как они активизируют мозговую деятельность не меньше, чем рисунки. Такая карта, раскрашенная цветными стержнями или карандашами, становится живее и выразительнее, способствует творческому процессу и радует глаз.

4. Основные ответвления (каждое ответвление представляет собой один из аспектов путешествия: thingstodo, accommodation, films, transport, essentials, placesб sights) соединяются с рисунком в центре листа, а второстепенные и все остальные – друг с другом, потому что, в основе мыслительного процесса лежат ассоциации, следовательно, соединяя ответвления, лучше запоминается информация

5. Ответвления должны быть не прямыми, а изогнутыми. Прямые линии неинтересны мозгу, утомляют его. Изогнутые ответвления на ментальных картах напоминают ветки дерева, и взгляду хочется проследить все их изгибы до конца.

6. На каждой линии должно быть по одному ключевому слову, следовательно, интеллект-карта будет более выразительной и гибкой, ведь каждое слово или рисунок – это своеобразный множитель, вызывающий новые ассоциации и образующий новые связи.

7. Рисунки используются как можно чаще, так как каждым рисунком можно выразить большое количество слов.

При совместной работе над созданием карты ученикам дается возможность высказывать их собственное мнение, самостоятельно вспоминать слова, давать ассоциации, придумывать картинки, учитель лишь направляет ход мыслей в нужное русло.

Особенность интеллект-карт заключается в том, что они редко могут быть завершены полностью, они постоянно дополняются и расширяются по мере того, как возникают новые идеи и увеличивается лексический запас школьников.

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить ее в последующем. Ментальные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

Проанализировав методы составления ментальных карт, можно сказать, что они помогают представить идеи, концепции, информацию в ясной, привлекательной и убедительной форме, дают их целостное видение, облегчают запоминание содержащейся в карте информации, т. к. использование рисунков ведет к ликвидации разрыва между словом и образом.

Список использованных источников

1. Вельс, А. Е. Трудности обучения лексике английского языка в школе / А. Е. Вельс // Молодой ученый. – 2013. – № 11. – С. 9–13.

2. Малыгин, А. А. Concept Maps [Электронный ресурс] / А. А. Малыгин. ‑ Режим доступа: http://www.mindmap.ru/stat/cmaps. – Загл. с экрана.

3. Интеллект-карты – новый козырь в процессе обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://mindmap-shop.ru/intellekt-karti-v-obrazovanii/ – Загл. с экрана.

4. Ментальные карты [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http:// samopoznanie.ru/schools/mentalnye_karty/. – Загл. с экрана.

5. Давиденко, Е. С. Использование информационных карт для подготовки студентов к иноязычному профессиональному общению / Е. С. Давиденко // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Вып. 12 (672). – Серия «Педагогические науки». – 2013. – С. 124–132.

6. Нежведилова, Л. А. Применение интеллект-карт при обучении английскому языку студентов I–II курсов неязыковых вузов / Л. А. Нежведилова // Молодой ученый. – 2015. – № 8. – С. 20–24.

7. Морозова, С. Ю. Интеллект-карты как способ работы с информацией [Электронный ресурс] / С. Ю. Морозова. – Режим доступа : http://docs.google.com/document/d/lh. – Загл. с экрана.

8. Бьюзен, Т. Супермышление / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен ; пер. с англ. Е. А. Самсонов. – 4-е изд. – Мн. : Попурри, 2008. – 304 с.

9. Олешков, М. Ю. Современные образовательные технологии : учебное пособие / М. Ю. Олешков. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. – 144 с.

Просмотров работы: 1744