ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ АВТОТРАНСПОРТОМ И ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РИСКА ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ В Г. ВОРОНЕЖ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ АВТОТРАНСПОРТОМ И ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РИСКА ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ В Г. ВОРОНЕЖ

Головина Е.И., Летникова К.Е., Бочарова А.И.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Потребности человека в современном мире растут в геометрической прогрессии, что приводит к увеличению средств на их удовлетворение. Увеличивается количество машин, которые загрязняют окружающую среду по средствам выбросов в воздух. Автомобиль, поглощая кислород, вместе с тем интенсивно загрязняет воздушную среду токсичными компонентами [3].

В данной работе рассмотрен сравнительный анализ загрязнения окружающей среды автотранспортом и оценка экологического риска для населения в г. Воронеж.

Современный Воронеж - индустриально-развитый город с почти миллионным населением. Территория города разделена на шесть муниципальных районов. В правобережной части города расположены Центральный, Ленинский, Коминтерновский и Советский районы, на левом берегу Воронежского водохранилища - Левобережный и Железнодорожный.

Крупные автомагистрали, пролегая через плотно заселенные микрорайоны, в большинстве случаев не только не соответствуют современным нормативам транспортной инфраструктуры в городах, но не в состоянии обеспечить достаточную пропускную способность, надежную защиту населения, проживающего вблизи автомагистралей, от выхлопных газов и шума. Положение в последние годы особенно обострилось в связи с огромным числом личного автотранспорта и маршрутных такси, буквально «наводнивших» город.

Причина высокого загрязнения атмосферы помимо загруженности автотранспортом магистралей города кроется в низком качестве дорожного покрытия, отсутствии надлежащего озеленения, приближенности зоны жилой застройки к проезжей части, т. е. невыполнении современных градостроительных нормативов.

Динамика выбросов автотранспорта в придорожной полосе в г. Воронеж.

Для оценки техногенного загрязнения воздушного бассейна вдоль улично-дорожной сети наиболее детальные исследования проведены в г. Воронеж.

Согласно проведенным исследования были произведены расчеты по суммарному выбросу загрязняющих веществ над дорожно-транспортной сетью г. Воронежа с уточнением расчета на каждой категории и по каждому району. Расчет проводились по программе «Расчет выбросов автотранспорта» (методика определения выбросов автотранспорта для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы городов, утвержденная приказом Госкомэкологии России №66 от 16.02.1999) [1]. Исходными данными для расчета послужили интенсивность автотранспорта на каждой категории улично-дорожной сети города Воронежа, средняя скорость потока, количество полос движения и длина каждой категории дороги по району. Согласно «Положению о присвоении категориям улиц и автомобильных дорог города Воронежа шифров и кодов», объеденных в группы по геометрическим параметрам дорог и возможности пропуска автотранспорта на единицу времени, устанавливается порядок категорирования улиц и дорог муниципального образования, присвоение кодов категорий в соответствии с их расположением и назначением с целью обеспечения безопасности дорожного движения, учета и систематизации улиц и дорог муниципального образования в виде улично-дорожной сети.

1 Б – ул.Остужева, Бульвар Победы;

2 Б – Московский пр-т, ул.Кольцовская, пр-т Труда, ул.Кирова;

2 В – ул. Никитинская, ул. Ломоносова, ул. Пушкинская;

2 Г – 60-ой Армии, ул.Тимирязева;

3 А – ул. Верещагина, ул.Володарского, ул. Цюрупы;

3 Б – ул. Текстильщиков, ул. П.Осипенко, ул. Серафимовича;

3 Г – ул. Переверткина, ул. 60 лет ВЛКСМ, ул. Фрунзе;

3 Д – переулки.

Таблица 1.

Интенсивность автотранспорта по основным категориям улиц (авт/час)

Интенсивность

легковые

1694

2188

816

948

169

938

98

61

52

грузовые

802

272

128

63

32

63

7

16

5

автобусы

91

278

86

3

16

8

0

0

0

всего

2587

2738

1030

1014

217

1009

105

77

57

По приведенным параметрам и объединенным категориям нами были исследованы все категории улиц дорожно-транспортной сети города. На каждой категории было подсчитано количество проезжающего автотранспорта по нескольким улицам 7-10 шт., объединение которых, вследствие малых различий (не более 5%), позволило нам определить определяющую интенсивность для каждой категории улицы. Данная интенсивность автотранспорта, движущегося по улицам города, служит источником загрязнения, которая определяет формирование объемов выбросов по категориям дорожно-транспортной сети.

Согласно проведенным расчетам от автотранспорта, движущегося по дорожно-транспортной сети, в 2010 году выделилось 66269,42 т/г газообразных вредных веществ.

Таблица 2.

Выбросы загрязняющих веществ по основным категориям дорог г. Воронежа (г/с) :Железнодорожный район

Вещества

Оксид углерода

36,3

98,5

20,1

9,3

3,4

47,7

0,5

11,7

15,02

Монооксид азота

0,6

2,5

0,3

0,1

0,05

0,79

0,1

0,2

0,1

Диоксид азота

3,7

15,7

1,9

0,9

0,3

4,8

0,1

1,2

0,9

Бензин

5,1

12,4

2,6

1,1

0,4

5,7

0,1

1,5

1,9

Керосин

0,7

1,9

0,3

0,1

0,1

0,3

0

0,2

0

Сажа

0,1

0,1

0,1

0

0

0

0

0

0

Диоксид серы

0,2

0,7

0,1

0,1

0

0,2

0

0

0

Таблица 3.

Центральный район

Вещества

Оксид углерода

54,5

83,4

46,8

4,7

13,3

1,7

3,8

11,5

1,4

Монооксид азота

1,3

1,9

0,7

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

Диоксид азота

8,3

12,1

4,5

0,4

0,9

0,1

0,2

0,9

0,1

Бензин

7,7

10,6

6,1

0,6

1,2

0,1

0,1

1,6

0,2

Керосин

1,1

0,9

0,6

0,1

0,1

0

0

0,2

0

Сажа

0,1

0,1

0,1

0

0

3,1

0

0

0

Диоксид серы

0,4

0,5

0,3

0,2

0

0,1

0

0

0

Таблица 4.

Концентрации загрязняющих веществ над улично-дорожной сетью г.Воронежа ( в долях ПДК среднесуточных)

Вещества

Азота диоксид

1,8

1,3

1,1

0,7

0,3

0,3

0,6

0,4

Азота оксид

10,5

8,3

4,6

0,3

0

0

0

0,2

Сажа

1,3

1,1

0,1

0,2

0,1

0,2

0,1

0,1

Серы диоксид

2,1

1,7

0,5

0,4

0,1

0,1

0,5

0

Углерода оксид

1,8

1,4

0,2

0

0

0

0,4

0,08

Формальдегид

16,4

15,1

8,6

13,5

0,3

0,2

0,1

0,01

Результаты исследований показали, что в г. Воронеже выделяются 14 категорий улично-дорожной сети; общая протяжённость улично-дорожной сети составляет 1278,407 км, а основной категорией улично-дорожной сети является категория «2Б» с протяжённостью 165,661 км, что составляет 12,96 % .

Загрязнение атмосферного воздуха связано с увеличением городского и транзитного автотранспорта, из которого три четверти находится в эксплуатации более пяти лет, что вызывает дополнительную эмиссию.

Оценка экологического риска для населения, обусловленного автотранспортным комплексом в г. Воронеж.

Воздействие загрязняющих веществ на городскую среду, обусловленное автотранспортом, способствуют формированию экологического риска для населения, обусловленного транспортным комплексом.

В условиях прогрессирующего роста плотности городской застроенной территории целесообразны следующие мероприятия:

а) улучшение качества дорожного покрытия территорий, занятых транспортной инфраструктурой;

б) увеличение зеленых зон между транспортным комплексом и жилой застройкой;

в) перспективное планирование территории с учетом приоритета кольцевых схем улично-дорожной сети и переход от прямоугольных улично-дорожных сетей к кольцевым, что позволит снизить выбросы от автотранспорта;

г) разработка автоматизированных систем управления улично-дорожной сетью в «проблемных» местах, где невозможны кольцевые схемы улично-дорожной сети, для сокращения времени передвижения автотранспорта [2].

Оценка экологического риска для населения, обусловленного автотранспортным комплексом крупных городов Центрального Черноземья.

Исследование по оценке экологического риска проведено нами по рецепторным точкам на основных автомагистралях других городов Центрального Черноземья. Результаты по г.Воронежу представлены в таблице. Ввиду значительного роста автотранспортной нагрузки для оценки риска в этом случае нами использованы максимальные зарегистрированные концентрации.

Несмотря на введение поправки, учитывающей максимально возможное время пребывания человека в районе автомагистрали (при пребывании в транспорте - 3 часа т.е. 1/8 суток или 1/8 ежегодного времени жизни, т.е. когда эффект воздействия будет уменьшен в 8 раз), минимальные показатели вероятного времени наступления эффектов хронического воздействия составят для бснз(а)пирена 3,46*8= 27,7 года, т.е. сохраняются на опасном уровне.

Таблица 5.

Показатели потенциального неканцерогенного риска и вероятного времени наступления токсического эффекта по основным автомагистралям г.Воронежа по выбросам бенз(а)пирена

Автомагистрали

Макс.концентрация

Потенциальный неканцерогенный риск в течение года жизни

Вероятное время наступления токсического эффекта ( лет )

Ул.Димитрова

0,258

2,58

19,02

Ул.Кольцовская

0,234

2,34

20,25

Пр-т Революции

0,150

1,50

24,12

Ул.Плехановская

0,250

2,50

19,43

Московский пр-т

0,515

5,15

9,03

Ул. 9 января

0,868

8,68

3,46

Наблюдаются локальные зоны риска, приуроченные, в основном к крупным уличным перекресткам (ул. Димитрова - Ленинский пр., ул.Остужева – Ленинский пр.), где, например, уровень риска достигает опасного порога. Причем, на перекрестке «ул. Остужева – Ленинский проспект» индекс риска и атмосферное загрязнение выше по сравнению с аналогичным перекрестком «ул. Димитрова – Ленинский пр.».

Вывод

Основные пути снижения экологического ущерба от транспорта выделятся в следующем:

  1. оптимизация движения городского транспорта;

  2. разработка альтернативных энергоисточников;

  3. дожигание и очистка органического топлива;

  4. создание (модификация) двигателей, использующих альтернативные топлива;

  5. защита от шума;

  6. экономические инициативы по управлению автомобильным парком и дви­жением.

Список литературы

1.Экологическая оценка воздействия автотранспорта на воздушный бассейн городов Центрального Черноземья / А.Б. Якушев, Р.А. Кондауров, С.А. Куролап // -2010.

2. Управление федеральной службы по надзорув сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области: [Электронный ресурс], URL: http://36.rospotrebnadzor.ru/key-areas/ocnsgm/15288.

3. Манохин В.Я., Головина Е.И. Оценка влияния факторов среды обитания на здоровье населения Воронежской области / /Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного универ ситета. Серия: Высокие технологии. Экология. 2014. С.13 -19.

References

  1. Environmental assessment of the impact of transport on air of the Central Chernozem region / A. B. Yakushev, R. A. Kondaurov, S. A. Kurolap // - 2010.-2.all best.ru : [Electronic resource] , URL: http://otherreferats.allbest.ru/ecology/00029065_0.html.

  2. Management of Federal service on Nazarov the sphere of consumer rights protection and human welfare in the Voronezh region: [Electronic resource], URL: http://36.rospotrebnadzor.ru/key-areas/ocnsgm/15288.

  3. Manohin V. Y., Golovina E. I. Evaluation of the effect of habitat factors on the health of the population of the Voronezh region / /Scientific Herald of the Voronezh state architecture and construction University. Series: High technology. Ecology. 2014. S. 13 -19.

 

Просмотров работы: 1031