ТРАКТОВКА ЦЕНОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В КАЧЕСТВЕ ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ КАК ОДНА ИЗ МЕТОДИК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ ДЕНЕГ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ТРАКТОВКА ЦЕНОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ В КАЧЕСТВЕ ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ КАК ОДНА ИЗ МЕТОДИК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ ДЕНЕГ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация. Статья посвящена вопросам повышения покупательной способности денег, выявлению методик по ее определению и изучению ценовой стабильности.

Ключевые слова: инфляция, денежно-кредитная политика, национальная валюта, ценовая стабильность, деньги, Центральный банк РФ.

Ключевой целью проводимой Центральным банком Российской Федерации денежно-кредитной политики в последние годы было и остается таргетирование инфляции. При этом Основные направления денежно-кредитной политики, разрабатываемые Банком России, прежде всего, исходят из прогнозов изменения мировых цен на нефть, в пределах колебания которых рассматриваются варианты динамики ключевых макроэкономических показателей российской экономики, в том числе ее денежно-кредитной сферы. Переход Банка России к принципу свободного образования валютного курса рубля усилили его волатильность, что не замедлило отразиться на темпах инфляции. Ориентируясь на данное обстоятельство, имеет смысл обратить внимание на степень достижимости Банком России ценовой стабильности.

Одной из актуальных проблем денежно-кредитного регулирования экономики современной России видится широкий разброс в уровнях социально-экономического развития отдельных регионов страны. Различия в развитии региональных экономик оказывают негативное влияние на эффективность проводимой Банком России единой государственной денежно-кредитной политики в силу того, что вектор действий монетарных властей России вписывается в развитие одних регионов и вступает в противоречие с направлениями развития других. Таким образом, в масштабах экономики страны в целом успехи развития одних регионов поглощаются проблемами в развитии других. Усиление данного рода противоречий можно наблюдать и по другим составляющим финансовой политики, в частности при составлении и исполнении региональных и местных бюджетов. В этой связи мы попытаемся акцентировать внимание, с одной стороны, на актуализации институциональных преобразований органов денежно-кредитного регулирования, с другой — на внедрении критериев гармонизации денежно-кредитной и бюджетной политики региональных властей.

Будучи составной частью общегосударственной экономической политики, денежно-кредитная политика должна быть «вписана» в общую стратегию развития национальной экономики, в частности, в ее финансовый сектор. Наиболее проблематичным здесь видится сочетаемость основных направлений денежно-кредитной политики с промышленной, инвестиционной, бюджетной, налоговой и другими составляющими общегосударственной экономической политики. Учитывая наличие различных толкований термина «денежно-кредитная политика», мы будем опираться на достаточно устоявшиеся представления о двух ее составляющих — денежной политике и кредитной политике, которые, в свою очередь, также имеют по две разновидности в зависимости от полагаемой цели (см. схему).

Согласно сложившимся суждениям большинства исследователей, денежная политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение объема денежной массы, находящейся в обращении, и других показателей денежного рынка. При этом политика «дешевых денег» направлена на расширение предложения денег, а политика «дорогих денег», наоборот, — на сокращение спроса на деньги. Кредитная политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей рынка ссудных капиталов. Соответственно кредитная экспансия нацелена на расширение объемов кредитования, в том числе за счет снижения процентных ставок, тогда как кредитная рестрикция имеет противоположную направленность.

Таблица 1 «Индексы потребительских цен по федеральным округам Российской Федерации в 2011-2014 гг.»

Федеральный округ

Индекс цен, %

2011

2012

2013

2014

Российская Федерация

108,8

106,1

106,6

106,5

Центральный

108,9

106,0

106,9

106,7

Северо-Западный

109,2

105,8

106,1

106,6

Южный

109,0

106,1

106,6

106,6

Северо-Кавказский

110,6

105,2

106,6

106,1

Приволжский

109,3

106,2

106,4

106,3

Уральский

109,8

106,4

106,4

106,2

Сибирский

107,9

106,3

106,7

106,1

Дальневосточный

107,7

106,8

105,9

106,6

Примечание. По состоянию на декабрь — к декабрю предыдущего года.

Обеспечение ценовой стабильности есть не что иное, как поддержание устойчивости покупательной способности национальной валюты. Принято рассматривать два вида устойчивости покупательной способности национальной валюты — внешнюю и внутреннюю. Внешняя устойчивость определяется стоимостью валюты на международном рынке, внутренняя — соответственно на внутреннем рынке страны-эмитента. Очевидно, что, не обладая внутренней устойчивостью, ни одна национальная валюта не будет пользоваться успехом за пределами своей страны.

Список используемой литературы
  1. Бабкин А.В., Новиков А.О. Теоретические аспекты и тенденции глобализации экономики // Глобализация экономики и развитие промышленности: теория и практики / под ред. А.В. Бабкина. СПб., 2013. С. 33—59.

  2. Демиденко Д.С., Бабкин А.В., Кудрявцева Т.Ю.Теоретические аспекты оценки эффективности бюджетных расходов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2009. № 3(79). С. 255—262.

  3. Косой А.М.Платежный оборот: исследование и рекомендации. М.: Финансы и статистика, 2005. С. 70—71.

  4. Пшеничников В.В., Бичева Е.Е. Россия и Всемирная торговая организация: финансовые аспекты взаимодействия в условиях глобального экономического кризиса. LAP LAMBERT Academic Publishing, Saarbrücken, 2013. 192 с.

Просмотров работы: 683