МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА К СЛУЖБЕ В ВОЙСКАХ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА К СЛУЖБЕ В ВОЙСКАХ КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Профессионализм офицера-воспитателя– это его реализованная способность, направленная на максимально полное соответствие требованиям (запросам) военной службы и конкретных руководителей (командования). Профессиональная готовность офицера-воспитателя к службе в войсках отражает уровень развития мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых процессов, которые обеспечивают успех предстоящей психолого-педагогической деятельности. Готовность к профессиональной деятельности характеризуется наличием стремления расширять диапазон восприятия жизни с целью более глубокого ее понимания и способности к систематической деятельности.

Профессиональная готовность – определенный уровень развития профессиональных и личностных качеств индивида, необходимый и достаточный для выполнения функциональных обязанностей в объеме данной профессии.

В Большой современной педагогической энциклопедиипрофессиональная готовность определяется как совокупность морфофизиологических и психологических особенностей специалиста, обеспечивающих успешный переход к умелой организации профессиональной деятельности. В структуре профессиональной готовности выделяются следующие компоненты: мотивационная (отношение к профессиональной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к совершенствованию знаний, умений и навыков), волевая (умение действовать в соответствии с образцом и осуществлять контроль путем сопоставления с ним как с эталоном); умственная (достижение достаточно высокого уровня развития познавательных процессов в избранной сфере профессиональной деятельности), коммуникативная (наличие контекстного общения с различными категориями людей) [1].огических и психологических особенностей специалиста ь развития личностных качеств.

По мнению Р.В. Овчаровой профессиональная готовность может определяться по таким параметрам, как 1) планирование – умение организовывать свою профессиональную деятельность в соответствии с ее целью; 2) контроль – умение сопоставлять результаты своих действий с поставленной целью; 3) мотивация – умение находить скрытые свойства предметов, закономерностей и свойств окружающего мира и использовать их; 4) уровень развития интеллекта – умение слушать и понимать других людей, логически и аналитически мыслить [2].

Н.В. Нижегородцева и В.Д. Шадриков в структуре профессиональной готовности специалиста выделяют пять блоков профессионально-важных качеств:

1.Личностно-мотивационный. Профессионально-важные качества, входящие в этот блок готовности, определяют то или иное отношение к профессиональной деятельности, желание или нежелание принимать выполнять функциональные обязанности в соответствии с предназначением.

2. Понимание ипринятие задач профессиональной деятельности и задач – знание и понимание задач, поставленных специалистом, желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи.

3.Представления о содержании профессиональной деятельности и способах ее выполнения. Этот блок профессиональной готовности отражает уровень профессиональных знаний и умений, способностей обучать и воспитывать подчиненных.

4.Информационный блок профессиональной готовности составляют качества, обеспечивающие восприятие, переработку и сохранение разнообразной информации, умение ориентироваться в многообразии и противоречивости различных сведение и источников в процессе работы с личным составом.

5.Управление деятельностью. Профессионально-важные качества этого блока обеспечивают планирование, контроль и оценку специалистом своей деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию [3].

Таким образом, профессиональная готовность военного специалиста к практической деятельности– сложное структурно-системное образование, которое охватывает различные стороны психики специалиста. Оно включает: личностно-мотивационную и волевую сферы, обобщенные знания и представления, определенные профессиональные навыки, способности человека. Это не сумма изолированных психических качеств и свойств, а их целостное единство, имеющее определенную структуру.

Рассматривая профессиональную готовность в контексте психологического измерения, следует обратить внимание на позицию специалистов в области военной психологии. По мнению А.Г. Караяни, И.В. Сыромятникова, основными показателями профессиональной готовности офицера-воспитателя к работе с личным составом являются:

- психологические знания об объекте деятельности и практических способах его изучения и управления;

- знание требований, определяющих порядок организации и проведения воспитательной работы в воинской части;

- знание и соблюдение этических норм деятельности;

- самостоятельность в применении различных методов и средств воспитательной работы;

- владение навыками эффективной профессиональной коммуникации;

- умение планировать работу, оптимально распределять трудозатраты служебного времени;

- полнота отражения признаков профессиональной деятельности и др. [4].

Профессиональная готовность характеризует функциональный настрой психики офицера и его мотивационно-смысловой сферы на выполнение поставленной задачи. Они во многом определяют потенциальную возможность и уровень реализации профессиональной подготовленности военнослужащего в конкретных условиях [5]. Л.М. Королев выделяет в структуре профессиональной готовности офицера-воспитателя четыре подструктуры профессионально-важных качеств: морально-политические, военно-профессиональные, социально-психологические и физические качества. Особое место в структуре профессиональной готовности офицера он отводит мотивам [6].

Мотивы занимает важное место в структуре психологии личности, оказывая существенное влияние на поведение и поступки человека. По определению мотив это внутреннее побуждение к активности, связанное с удовлетворением определенных потребностей.В качестве мотивов выступают потребности, интересы, убеждения, представления о нормах и правилах поведения, принятых в обществе. В основе любого действия или поступка лежит мотив или совокупность мотивов, которые «запускают» (побуждают) и направляют активность человека, обусловливая его мотивацию.

Мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае – как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение; в другом – как совокупность мотивов; в третьем – как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность; в четвертом – как психическая регуляция конкретной деятельности, как действие мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности, как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.

Мотивация – сложный процесс перевода внешних воздействий объективной действительности во внутренние побудительные силы человеческого поведения. Ее образуют различные виды побуждений: потребности, мотивы, интересы, установки, ориентации. Мотивы формируют мотивационно-ценностную структуру профессиональной деятельности военнослужащих, представляющую взаимосвязанную совокупность их потребностей, интересов, ценностных ориентаций, обеспечивающих направленность мотивов и деятельности личности.

Мотивационная готовность – это целостная, относительно устойчивая система психологических образований личности, которые, актуализируясь в тех или иных обстоятельствах, создают соответствующие состояния психики и побуждают, регулируют поведение и деятельность военнослужащего. Мотивационная готовность к профессиональной деятельности определяется соответствующей направленностью, наличием смысла в этой деятельности, профессиональными установками личности.

Мотивационная готовность будущего офицера-воспитателя к профессиональной деятельности в войсках– это смысл, который воспитательная работа и будущая военно-служебная деятельность имеет значение не вообще, а для конкретного курсанта. Если она не имеет смысла ценности, т.е. подготовка и участие в ней не воспринимается для него как значимое, необходимое, то это свидетельствует о неготовности к этой работе с точки зрения ценностной ориентации. Он может знать, как и зачем необходимо организовывать воспитательную работу в подразделении, уметь решать многие практические задачи, но не хотеть этого делать.

Высокому уровню готовности офицера-воспитателя к будущей профессиональной деятельности в войсках соответствует зрелая мотивационная структура, в которой ведущую роль играют ценности самореализации и саморазвития. Направленность офицера-воспитателя на развитие своих профессиональных способностей и на достижение высоких результатов - необходимое условие ответственного подхода к организации, руководству и управлению воспитательной деятельностью. Показателями уровня мотивационной готовности в период обучения в вузе служат:

- интерес к освоению новых форм и методов обучения и воспитания;

- активность участия в организации мероприятий воспитательной работы во время обучения в вузе;

- стремление добиваться результатов в воспитании военнослужащих, выступать на собраниях, совещаниях, инструктивно-методических занятиях и семинарах;

- активное, заинтересованное участие в обсуждении результатов воспитательной работы;

- настойчивость в преодолении затруднений при решении воспитательных задач;

- активность в саморазвитии, стремление узнать, освоить больше, чем предлагают учебные программы.

Показателем непосредственной мотивационной готовности личности выступает ее самореализованность. Именно через согласованность ее интересов с условиями и ролевыми требованиями профессиональной деятельности этот показатель характеризует ту часть структурных элементов мотивационной готовности личности (её интересов), которая реализуется в ролевых требованиях и условиях учебной деятельности, а также отражает полноту реализации профессиональных интересов, социальных ожиданий и притязаний личности в существующих условиях профессионального труда.

Под воздействием объективных условий и субъективных факторов у будущего офицера формируется мотивационная готовность к военно-профессиональной деятельности. Эта готовность представляет собой целостную, относительно устойчивую систему психологических образований, которые, актуализируясь в тех или иных обстоятельствах, создают соответствующие состояния психики и побуждают его к деятельности, регулируют поведение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Педагогика. Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. – Мн.: «Современное слово», 2005. – 720 с.

2. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – С.34-46.

3. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. Пособие для практических психологов. – М.: ВЛАДОС, 2001. – С.125-134.

4. Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Введение в профессию военного психолога. – М.: Издательский центр «АКАДЕМИЯ», 2007. – С.170-175.

5. Колосов А.В. Формирование психологической готовности офицеров-выпускников командного профиля к практическому решению задач воинской деятельности. Информационный бюллетень Учебно-методического объединения (УМО) высших военных заведений по образованию в области военного управления ВС РФ по гуманитарно-социальным специальностям (выпуск № 3). Москва, 2007. – С.227-230.

6. Королев Л.М. Теория и практика психологического обеспечения военно-авиационной деятельности. – Монография. ВВА им. Ю.А.Гагарина. – Монино, 2002. – 217 с.

Просмотров работы: 2673