Высшее военное учебное заведение − особый вариант организации учебно-воспитательного процесса, так как предполагает совмещение обучения, воспитания и военной службы. Понимание комплексного характера процесса адаптации требует от организации целой системы мер по содействию успешной адаптации курсантов образовательном пространстве вуза. Ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование особенностей психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление условий оптимизации данного процесса являются чрезвычайно важными задачами. От того, как долго по времени и по различным затратам происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи курсантов, процесс их профессионального становления.
Преодоление трудностей в процессе адаптации к новой культурной среде дает человеку ценный жизненный опыт и способствует духовному развитию и обогащению.
По данным исследований можно выделить разные формы адаптации первокурсников к условиям вуза: 1) формальная адаптация, касающаяся познавательно-информационного приспособления к новому окружению, к структуре высшей школы; 2) общественная адаптация (процессы интеграции обучаемых в группе); 3) дидактическая адаптация, которая касается подготовки к новым формам и методам работы в высшей школе [2].
Среди типов адаптации личности к новой социокультурной среде с точки зрения успешности Л.В. Янковский выделяет следующие: адаптивный, конформный, интерактивный, депрессивный, ностальгический, отчужденный [1].
Высокий уровень адаптивности свидетельствуют о личной удовлетворенности, чувстве социальной и физической защищенности; чувстве принадлежности к данному обществу и сопричастности с ним. Характерны стремление к самореализации, высокий уровень активности.
Высокий уровень интерактивности соответствует принятию и активному вхождению в среду, настроенности на расширение социальных связей, чувству уверенности в своих возможностях.
Депрессивный, отчужденный и ностальгический типы адаптации отражают дисгармонию личности, низкую самооценку и беспомощность, отсутствие сопричастности с новой культурой. Конформный тип означает прежде всего ориентацию на социальное одобрение; зависимость от группы, пассивность.
Нами было проведено исследование особенностей социокультурной адаптации иностранных курсантов ВУНЦ ВВС «ВВА» факультета «САТОП» с помощью применения опросника Л.В. Янковского «Адаптация личности к новой социокультурной среде». В опросе приняли участие курсанты с 1по 5 курс. С помощью опросника выявлялись уровень и тип адаптации курсантов. Высокий уровень адаптации соответствует количеству баллов более 12, средний – от 6 до 12, низкий – менее 6 баллов. Результаты опроса представлены в табл.1.
Как видно из таблицы, больше трудностей адаптации испытывают курсанты первого курса. Имея адаптивность, близкую к низкой (6 баллов), данные курсанты обнаружили близкие к высокому уровню показатели депрессивности и отчужденности (12 баллов при максимуме 16 баллов). Это отражает изначальную неуверенность, беспомощность, чувство незащищенности курсантов.
В процессе обучения наблюдается процесс повышения социокультурной адаптации курсантов и достижение к 5 курсу высокого уровня адаптивности (13 баллов при максимуме 16 баллов).
Таблица 1 - Результаты опроса адаптации курсантов специального
факультета
Опрашиваемые |
Название шкалы |
|||||
Адаптивность (ср. балл) |
Комфортность (ср. балл) |
Интерактивность (ср. балл) |
Депрессивность (ср. балл) |
Ностальгия (ср. балл) |
Отчужденность (ср. балл) |
|
5 курс |
13 |
7 |
12 |
4 |
7 |
4.5 |
4 курс |
12 |
7.5 |
10 |
5 |
7 |
5 |
3 курс |
11 |
9 |
9 |
7 |
9.5 |
6.5 |
2 курс |
11 |
9 |
7.5 |
9.5 |
9.5 |
8 |
1 курс |
6 |
8 |
11 |
12 |
7 |
12 |
Это свидетельствует о возникшей удовлетворенности, чувстве сопричастности с новым обществом, стремлении к самореализации, достаточной активности. Соответственно уровень депрессивности и отчужденности снизился до низкого, возросли значения интерактивности, то есть направленность на сотрудничество, готовность к самопреобразованию.
Тем не менее курсанты 5 курса переживают состояние тоски, меланхолии, мечтательности, на это указывает средний уровень выраженности баллов по шкале ностальгии. Отмечается рост такого состояния от первого курса к третьему, и снижение переживаний после третьего курса. Такую же динамику имеют показатели по шкале конформности, которая растет к третьему курсу, а затем снижается. Иначе говоря, в процессе адаптации изначальная пассивность, ориентация на одобрение, зависимость сменяются тенденцией к самовыражению и интеграции с новой культурой.
Данные результаты опроса отражают в целом благоприятную ситуацию социокультурной адаптации курсантов, позволяют конкретизировать направления работы по дальнейшей оптимизации данного процесса с учетом конкретных данных. В частности, возможна разработка дополнительных мер в направлении психологической поддержки и психокоррекцииличности курсантов, снятия негативных эмоциональных переживаний, связанных с ностальгией по Родине.
Представляет дополнительный интерес рассмотрение успешности социокультурной адаптации курсантов не только из стран Ближнего Зарубежья, но и из других стран, проведение сравнительных исследований с целью выработки рекомендаций курсантам и должностным лицам факультетов и Вуза по совершенствованию воспитательного процесса и учебной деятельности в целях улучшения адаптации курсантов из Казахстана и других государств к социокультурным особенностям России и обучению в военном вузе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адаптация личности к новой социокультурной среде (тест Л.В. Янковского) / Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. СПб., 2004. С.206-211.
2. Редько Л.Л., Лобейко Ю.А. Психолого-педагогическая поддержка адаптации студента-первокурсника в вузе. М.: Академия, 2008. 480 с.