Повышение уровня педагогической подготовки должностных лиц подразделений к деятельности по профилактике межнациональных конфликтов является частью общего процесса военно-педагогической подготовки офицерских кадров. Её эффективность зависит, прежде всего, от последовательной реализации основных принципов: научности, непрерывности и систематичности, комплексности, единства теоретической и практической подготовки, связи с повседневной практикой войск.
Вместе с тем, принципиально важно усиление проблемности подготовки должностных лиц подразделения в целях активизации их познавательной деятельности, развития творчества и инициативы. Эти принципы пронизывают весь процесс подготовки, предъявляя к нему требования, обусловленные практикой жизнедеятельности войск.
Исходным пунктом, обусловливающим содержательную сторону рассматриваемого процесса, является целевая установка, вытекающая из реально складывающихся социально-педагогических ситуаций в практике жизнедеятельности войск. Целью данного процесса является качественное формирование и развитие знаний, навыков и умений эффективной диагностики, профилактики и прогнозирования противоречий и конфликтов во взаимоотношениях военнослужащих различных национальностей [1].
На основе поставленной цели, определены задачи повышения педагогической подготовленности должностных лиц подразделения, в числе которых:
совершенствование общетеоретических знаний по проблемам межнациональных отношений в обществе и Вооруженных Силах;
развитие психолого-педагогических знаний по вопросам воспитательной работы с военнослужащими различных национальностей в условиях воинского коллектива;
привитие практических навыков и умений индивидуальной воспитательной работы с военнослужащими;
формирование и развитие военно-педагогических качеств, необходимых для осуществления эффективной воспитательной работы с военнослужащими различных национальностей.
Процесс повышения педагогической подготовленности должностных лиц подразделения к деятельности по профилактике межнациональных конфликтов имеет определенное содержание. Оно включает в себя те идеи, положения, нормы, требования, которые должны быть усвоены в целях повышения эффективности работы в многонациональном воинском подразделении. Содержание рассматриваемого процесса состоит из ряда компонентов, среди которых выделяются психолого-педагогическая и методическая подготовка.
Психолого-педагогическая подготовка включает в себя вооружение должностных лиц подразделения специальными знаниями, необходимыми для проведения воспитательной работы с военнослужащими различных национальностей, а также формирование и развитие у них необходимых для этой работы военно-педагогических качеств [2].
Методическая подготовка должна быть направлена на выработку навыков и умений организовывать и проводить воспитательную работу с военнослужащими различных национальностей с учетом их индивидуальных и национальных особенностей.
Организация педагогической подготовки должностных лиц подразделения к деятельности по профилактике межнациональных конфликтов, включает в себя использование «активных» форм и методов обучения, что способствует усилению практической направленности занятий.
Сегодня одна из главных причин, затрудняющих решение вопросов межнациональных отношений, кроется в отсутствии необходимых знаний, касающиеся культурного и исторического развития наций и народностей страны, крайне необходимых основ психологии взаимоотношений в многонациональном воинском коллективе [3].
Вследствие этого, можно выделить основные направления повышения педагогической подготовленности должностных лиц к работе в многонациональных воинских подразделениях:
дифференциация подготовки по категориям, опыту работы, степени подготовленности;
возрастание роли самостоятельной работы должностных лиц в системе их профессиональной подготовки;
активизация познавательной деятельности в профессиональной подготовке с помощью «активных» форм занятий;
активное включение в различные формы обучения (в системе профессиональной подготовки) гражданских специалистов в педагогической деятельности по профилактике межнациональных конфликтов.
Процесс реализации данных направлений начинается с военных вузов и продолжается в войсках. Периоды обучения в военных вузах и службы в войсках – это два периода одного процесса, которые имеют единство и свои различия, обусловленные особенностями и возможностями каждого из них.
Особое место в педагогической подготовке офицеров к деятельности по профилактике межнациональных конфликтов занимает период их обучения в военном вузе. Именно в это время будущие офицеры получают первое представление о своей предстоящей деятельности в войсках, осуществляется процесс интенсивного накопления знаний, в том числе и по проблемам противоречий и конфликтов во взаимоотношениях военнослужащих различных национальностей в многонациональных воинских коллективах, методики учебно-воспитательного процесса, формируется готовность к военно-педагогической деятельности с военнослужащими различных категорий, представителями различных национальностей [4].
В подразделениях имеются практические возможности обучения молодых офицеров по проблемам межнациональных отношений личного состава. В качестве первоочередных направлений этой деятельности необходимо выделить следующие:
обучение методике анализа причин и динамики межнациональных конфликтов командиров подразделений;
проведение практических занятий по методике педагогической диагностики (как изучать подчиненного и что следует изучить) и прогнозирования;
обучение методике применения различных средств, форм и приемов воспитательного воздействия на подчиненных, взаимодействия с ними с учетом национальных особенностей;
индивидуальная помощь командирам подразделений в организации и практической реализации мероприятий по профилактике межнациональных конфликтов [5].
Следует выявить ряд условий, способствующих повышению педагогической подготовленности должностных лиц к деятельности по профилактике межнациональных конфликтов в подразделениях.
Одним из таких условий является наличие и активное использование в практике профилактической воспитательной деятельности в подразделении неформальных нормативных процедур разрешения типичных проблемных ситуаций во взаимоотношениях военнослужащих различных национальностей [6].
Анализ межнациональных и общесоциальных конфликтов во взаимоотношениях военнослужащих показывает, что существуют некоторые повторяющиеся типичные проблемные ситуации социального взаимодействия и типичные предконфликтные ситуации. Конструктивное разрешение таких ситуаций можно обеспечить, разработав нормативные процедуры, позволяющие военнослужащим отстаивать свои интересы неконфликтными способами.
Следующим условием, способствующим повышению педагогической подготовленности должностных лиц к деятельности по профилактике межнациональных конфликтов, является наличие в подразделении комфортной окружающей среды, условий для активного, насыщенного досуга военнослужащих, возможность удовлетворять потребности этнокультурного общения.
Наличие в подразделениях уголков психологической разгрузки, эстетически выдержанный интерьер казарменного помещения с элементами национального колорита преобладающих в подразделении народов, создание в библиотеке части, а, по возможности, и в подразделениях фонда литературы и периодической печати на родных языках военнослужащих, развитие в подразделениях коллективов художественной самодеятельности, создание условий для развития традиционных национальных художественных промыслов, широкое использование изделий умельцев для оформления интерьера казарменных и других помещений части самым непосредственным образом влияет на морально-психологическую обстановку, снижает взаимную агрессивность, настороженность, подозрительность во взаимоотношениях военнослужащих разных национальностей, облегчает период адаптации молодых солдат к особым условиям, культурно-языковой среде воинской части и подразделения.
Большой воспитательный эффект имеет проведение мероприятий, связанных с большими этнорелигиозными праздниками, распространенными среди народов России, стран СНГ. Данные мероприятия благотворно влияют на восприятие военнослужащими различных национальностей всего комплекса профилактических воспитательных воздействий, способствует созданию и укреплению атмосферы доверия. Однако необходимо учитывать и то, что для создания таких условий в подразделении необходимо наличие целого комплекса специальных знаний, навыков и умений, прежде всего у офицеров. Таким образом, повышение педагогической подготовленности должностных лиц к деятельности по профилактике межнациональных конфликтов является одним из исходных направлений совершенствования воспитания военнослужащих различных национальностей.
ЛИТЕРАТУРА
Иванов В.Н. Межнациональные конфликты //Национализм и межнациональные конфликты. – М.: ИСПИ АН СССР. – 1991.
Национально-психологические особенности и их учет в деятельности командира части. – Киев. – 1999. – 112 с.
Дерюгин Ю.И., Повесьмо П.М. Морально-психологическая устойчивость многонационального воинского коллектива. – М.: Воениздат. – 1998. – 36 с.
Варенников В.И. Из истории создания и подготовки национальных воинских формирований //Военная мысль. – 1990. – №2. – С. 46-51.
Каменев А.И. Многонациональный воинский коллектив и пути его дальнейшего укрепления и сплочения. – Алма-Ата. – 1992. – 24 с.
Многонациональный воинский коллектив – вопросы и ответы. – М.: Воениздат. – 1989. – 167 с.