В настоящее время в армиях России, Великобритании, США, Германии, Франции сложились мощные целостные и многоуровневые системы психологического и профессионального отбора военнослужащих, ориентированные как на мирное, так и на военное время. Они предполагают осуществление еще в мирное время профессиографического описания военных профессий и специальностей, профессионального ориентирования граждан на военную службу, профессиональный психологический отбор кандидатов на военную службу, профессионально-психологического сопровождения, профессиональное становление военнослужащего.
Военные психологи разработали сотни тестов, аппаратурных средств и компьютерных программ для профессионального психологического отбора. В Российской армии выстроена своеобразная вертикаль из должностных лиц, осуществляющих такой отбор, созданы и функционируют специальные подразделения и органы (штатные и нештатные) в военных комиссариатах, воинских частях и учебных заведениях.
Кроме отмеченного выше, А.Г. Караяни, И.В. Сыромятников констатируют, что, несмотря на большое количество исследований в области профессионального психологического отбора, осуществленных в последнее время, здесь еще широкое поле деятельности для психологической науки [4].
Сегодня невозможно развитие одной науки самой по себе, для себя, вне контакта с другими науками, не менее важна тесная взаимосвязь со святоотеческой традицией.
На страницах печати неоднократно отмечалась значимость соработничества всех социальных институтов – школы, семьи, Церкви, Государства – для того, чтобы подрастающее поколение могло противостоять влиянию опасных ценностей секулярного общества. Осознавая себя, как субьекта собственной жизни, человек делает свободный выбор, принимает решения и одновременно несет ответственность за свои действия и поведение в целом. От того, насколько он сориентирован на добродетели, духовно-нравственные ценности, формируется его нравственный облик, нравственная позиция, т.е. происходит жизненное самоопределение, в том числе и в выборе профессии [2,3,6].
Духовно-нравственная личность – это человек совести, долга и веры, способный к самоотверженной любви и жертвенности, терпению и милосердию, кротости и незлобливости, преодолению жизненных испытаний, служению Богу, Отечеству и людям, проявляющий рассудительность, послушание, добрую волю, различающий добро и зло [3].
Отсюда вытекает необходимость расширения профессионально-этических требований, предъявляемых уровню профессиональной квалификации психолога, проводящего профессиональный психологический отбор в Вооруженных Силах Российской Федерации. Данные требования сформулированы в ряде принципов, таких как:
- принцип соблюдения тайны;
- принцип ненанесения ущерба;
- принцип научной обоснованности используемых психологических методик и обьективности выводов;
- принцип комплексной диагностики и психологической помощи;
- принцип безоценочного отношения к клиенту и уважения его личности;
- принцип эффективности рекомендации;
- принцип рефлексии профессиональных ограничений [4].
К перечисленным выше можно добавить принцип духовно-нравственных ориентиров. А.В. Суворов в свое время отмечал: «Без добродетели нет ни славы, ни чести [5]».
Принцип профессиональной компетентности, который следует включить, сегодня актуален особенно.
Профессиональная компетентность рассматривается как интегральная характеристика, определяющая способность и готовность решать профессиональные проблемы и профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, навыков, умений, профессионального жизненного опыта, ценностей и культуры [1].
Таким образом, другим перспективным направлениям совершенствования профессионального психологического отбора в Вооруженных Силах Российской Федерации является ориентир на компетентностный подход – как методологическую ориентацию военного психолога в психологической деятельности, акцентирующую внимание на результате профессиональной психологической подготовки, рассматриваемом как готовность и способность человека успешно действовать в различных проблемных ситуациях, нести личную ответственность за себя, за свое ближайшее социальное окружение и, в целом, за общество.
В рамках данного подхода под военно-профессиональной компетентностью понимается интегративное качество военнослужащих, представляющее совокупность профессионально значимых качеств, способность и готовность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях воинской деятельности, с использованием знаний, навыков, умений, профессионального и жизненного опыта, ценностей и культуры [1].
Таким образом, значимыми перспективными направлениями совершенствования профессионального психологического отбора в Вооруженных Силах Российской Федерации является ориентир на систему базовых духовно-нравственных ценностей в контексте соработничества всех социальных институтов, а также ориентир на компетентностный подход – как методологическую составляющую в деятельности военного психолога, осуществляющего наряду с другим профессиональный психологический отбор в Вооруженных Силах Российской Федерации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Военная педагогика / Под ред. О.Ю. Ефремова. СПб.: Питер, 2008. С.435-439.
Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на торжествах открытия XIX Международных Рождественских образовательных чтений // Педагогика. 2011. №2. С.3-8.
Игумен Киприан (Ященко) Василий Великий и духовно-нравственное становление личности // Педагогика. 2011. №1. С.40-47.
Караяни А.Г. Введение в профессию военного психолога. М.: Академия, 2007. С.111-113, 164-165.
Наука побеждать / Сост. С.И. Крамаренко и др. М.: Даниловский благовестник, 2008. С.199.
Никандров Н.Д. Российское образование: сотрудничество государства и Церкви // Педагогика. 2011. № 2. С.8-14.