ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО КАК КОМПОНЕНТ ЛИДЕРСТВА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЛИЧНОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ АДАПТАЦИИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО КАК КОМПОНЕНТ ЛИДЕРСТВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема адаптации является центральной в психологии и психофизиологии, так как вся психическая деятельность человека может быть рассмотрена как обеспечение процесса приспособления индивида к внешним условиям среды и деятельности, а также обеспечение нормального функционирования всех систем организма. Можно выделить три основных и взаимосвязанных между собой уровня адаптации человека: физиологический, психический и социальный. Способность к социально-психологической адаптации является свойством личности. В зависимости от того, насколько развито это свойство у личности, можно прогнозировать успешность адаптации к различным условиям среды и деятельности. Определить степень развития данного свойства можно через оценку уровня некоторых характеристик психологической структуры личности, наиболее значимых для регуляции психической деятельности и процесса адаптации. Чем выше уровень данных характеристик, тем больше личностный потенциал адаптации, тем выше вероятность успешной адаптации, тем значительнее диапазон факторов внешней среды, к которым индивид может приспособиться.

Таким образом, под личностным потенциалом адаптации подразумевается уровень развития свойств личности, определяющих эффективность адаптации в процессе деятельности. Показатели адаптационного потенциала личности являются характеристикой ее возможностей в адаптации.

Следует отметить, что при рассмотрении проблемы социально-психологической адаптации, как правило, выделяют два аспекта. Первый – это уровень активности личности, который во многом определяется особенностями физиологического состояния, а второй – способность индивида принимать и выполнять некоторые социальные роли, что определяется как способность к социализации. Поэтому, термин «личностный потенциал адаптации» [1] в большей степени связан с проблемой социализации личности. Эффективность процесса социализации в значительной степени зависит, от того, насколько адекватно индивид оценивает сложившуюся ситуацию, насколько адекватно он воспринимает себя и свои социальные связи, насколько адекватно соизмеряет свои потребности с имеющимися возможностями и осознает мотивы своего поведения. Искажённое или недостаточно развитое представление о себе и других ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, непониманием своей социальной роли, понижением работоспособности, ухудшением состояния здоровья. Случаи глубокого нарушения адаптации могут приводить к развитию болезней, срыву профессиональной деятельности, антисоциальным поступкам и др.

Можно выделить ряд психологических характеристик личности, которые отличаются относительной стабильностью и во многом определяют успешность адаптации в самых различных условиях деятельности. К таким характеристикам позволяют отнести: нервно-психическую устойчивость, уровень развития которой обуславливает толерантность к стрессу; самооценку личности, являющуюся ядром саморегуляции и определяющую степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей; ощущение социальной поддержки, обусловливающее чувство личной значимости для окружающих (личностная референтность); особенности построения контакта с окружающими, характеризующие уровень конфликтности личности; опыт социального общения, характеризующий потребность общении и свидетельствующий о возможности построения контактов с окружающими на основе имеющегося опыта; моральная нормативность личности, характеризующая степень ориентации на существующие в обществе нормы и правила поведения; ориентация на соблюдение требований коллектива (уровень групповой идентификации) [2]. Основными положениями концепции адаптационного потенциала личности являются следующие.

1. Адаптация это не только процесс, но и свойство любой живой саморегулируемой системы, которое состоит в способности приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды. Уровень развития данного свойства определяет интервал изменения условий и характера деятельности, в рамках которого возможна адаптация для конкретного индивида.

2. Адаптационные способности индивида во многом зависят от психологических особенностей личности, определяющих возможность адекватной регуляции функционального состояния организма в разнообразных условиях жизни и деятельности.

3. Оценить адаптационные возможности личности возможно через оценку уровня развития социально-психологических характеристик, наиболее значимых для регуляции психической деятельности и процесса адаптации. К данным характеристикам следует отнести: уровень нервно-психической устойчивости, самооценки личности, уровень социальной поддержки (ощущение значимости для окружающих) уровень конфликтности, наличие опыта общения, степень ориентации на общепринятые нормы поведения и требования коллектива. Чем выше показатели перечисленных характеристик, тем выше вероятность успешной адаптации, тем значительнее диапазон факторов внешней среды, к которым индивид может приспособиться.

4. Психологические особенности личности, определяющие возможность успешной социально-психологической адаптации взаимосвязаны между собой и составляют интегральную характеристику психического развития – личностный адаптационный потенциал. Показатели личностного адаптационного потенциала содержат информацию о соответствии или несоответствии психологических характеристик личности общепринятым нормам.

5. Личностный адаптационный потенциал определяет успешность адаптации, а также возможность сохранения здоровья и профессиональной работоспособности при возрастании интенсивности воздействия психогенных факторов.

Таким образом, под личностным адаптационным потенциалом подразумевается уровень социально-психологического развития личности, определяющий эффективность адаптации в процессе деятельности. Показатели личностного адаптационного потенциала являются интегральной характеристикой психического развития и указывают на возможности личности в адаптации 1.

Из этого следует, что личностный адаптационный потенциал тесно связан с рядом психологических характеристик личности, одной из которых является способность к лидерству. Значит, чем выше адаптационные возможности индивида, тем выше и его лидерский потенциал, тем вероятнее его выдвижение на роль лидера группы. Это доказывает положение интегративной теории о важности обязательного наличия у лидера высокой адаптации.

Установлено, что военнослужащие сангвинического и холерического темпераментов значительно быстрее адаптируются к армейским порядкам, чем флегматики и меланхолики. Воин-сангвиник благодаря своей подкладистости, оптимистичности и практичности легко входит в коллектив, знакомится с сослуживцами, устанавливает товарищеские отношения. Холерик в новых условиях не страшится препятствий, проявляет бурную энергию и изобретательность, быстро становится лидером коллектива. Флегматик несклонен к товариществу, не умеет приспосабливаться к новым условиям и предпочитает одиночество. Сентиментальность меланхолика тоже затрудняет его адаптацию, он довольствуется одним-двумя товарищами, верен своим привязанностям, на грубость реагирует уходом в себя, обидой и длительными переживаниями.

Таким образом, лидерство в группе определяется адаптационными возможностями лидера, его способностью приспосабливать имеющийся набор личностных характеристик к тем условиям и характеру деятельности, в которых находится группа, а также к характеру действий самого лидера, т.е. к управленческой деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Маклаков А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: дисс. …докт.психол.наук. – СПб.: ВМА, 1996. – 250 с.

2. Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. Справочное издание. – М., 1992. – С.23-28.

3. Владимирова И.М. Особенности психологической адаптации лиц с различными свойствами темперамента к процессу обучения в военно-медицинском вузе: дисс. …канд.психол.наук. – СПб.: СПбГУ, 2001. – 222 с.

Просмотров работы: 1164