РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПОДХОДА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПОДХОДА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В последние годы заметно повысился интерес к российской военной истории, традициям Российской армии, ее духовным и мотивационно-смысловым ценностям. Связь между прошлым, настоящим и будущимсохраняется благодаря преемственности, которая стала общей закономерностью исторического и культурного разви­тия.

Многие специалисты и ученые занимались и занимаются проблемой культурно-исторического развития и воспитания в контексте его. Основоположником культурно-исторического подходаявляется выдающийся русский психолог Лев Семёнович Выготский. Согласно ему, человек в процессе своего исторического развития возвысился до создания новых движущих сил своего поведения. Только в процессе общественной жизни, писал он, возникли и развились новые человеческие потребности, а природные потребности человека претерпели глубокие изменения [1].

Суть культурно-исторической концепции можно выразить следующим образом: поведение современного культурного человека является не только результатом развития с детства, но и продуктом исторического развития. В процессе исторического развития изменялись и развивались не только внешние отношения людей, отношения между человеком и природой, изменялся и развивался сам человек, менялась его собственная природа. При этом фундаментальной, генетически исходной основой изменения и развития человека явилась его трудовая деятельность.

Одним из первых понял и принял концепцию Л.С. Выготского его ученик и последователь А.Р. Лурия (1902-1977), в трудах которого формируются те основания культурно-исторического подхода, в которых культура осознается и изучается как ведущая линия духовного развития человека, как образующая личности.

С точки зрения культурно-исторического подхода процесс развития и становления человека в целом определяется культурной средой, в которую он погружен. В широком смысле слова под культурой понимают все то, что произведено, сделано человеком, на что он наложил отпечаток своей деятельности.

Исторический опыт убеждает, развитие личности защитника своего Отечества не может осуществляться вне социально значимых идей, верований, ценностей, традиций, которые должны всячески оберегаться и культивироваться общественными институтами.

Идея, сплачивающая людей в единый народ, должна присутствовать в общественном сознании. В данном случае под «идеей» подразумевается историческое существованиеи историческое сознание народа, а также выражение его исторических задач.

Влияние идей всегда было весьма значительным в военном деле. Без идейного обоснования невозможны не только победы на войне, но и само воинское воспитание, предшествующее этим победам.

Основополагающая идея не может не быть национальной, так как влияние идей осуществляется на военнослужащих не непосредственно, а через их духовный уклад, отражающий принадлежность к данному народу. Этот духовный уклад, включающий в себя ряд общих традиций, идей, чувств, верований, способов известный социальный психолог Гюстав Лебон называет «душой народа». Само понятие «Отечество» в нынешнем его лексическом значении связываетсяим с образованием «национальной души» [2].

Безусловно, это не означает, что мы должны отказываться от положительного опыта в идейном воспитании военнослужащих, который накоплен в армиях других государств. Но делать это необходимо творчески, критически, ибовсякие необдуманные попытки использования готовых заграничных идей приводят к копированию лишь внешней, формальнойстороны, без проникновения в их глубинную сущность.

Исходя из этого, в сознании военнослужащего должна жить прежде всего идея Родины. Обретение Родины у каждого человека происходит по-своему, оно не может быть внешне принудительным. Задача воспитателя заключается в том, чтобы пробудить, ане навязать настоящий патриотизм. Для этого он сам должен быть не только искренним и убежденным патриотом, но и профессионалом своего дела, чтобы уметь убедительно показывать военнослужащим истинные достоинства Родины, которые заслуживают любви и преклонения.

К числу важнейших идей, составляющих основу воинского воспитания, принадлежит идея государства. Одной из ведущих форм воспитательной работы в Вооруженных Силах РФявляется система общественно-государственной подготовки. Основное её предназначение – разъяснение в войсках государственной политики. В течение последних лет при поддержке Администрации Президента и Правительства Российской Федерации были изданы массовыми тиражами учебные пособия по общественно-государственной подготовке для солдат и сержантов «На службе Отечеству» и для офицеров и прапорщиков «Во имя России». В них в доступной неидеологизированной форме отлажены основные этапы становления российской государственности и вооруженных сил, показана их роль в жизни общества.

Обосновать идею государства – не значит убедить военнослужащих, что все государства, известные нам в истории России, были справедливыми и находились на высоте стоящих перед ними исторических задач. Речь идет, прежде всего, о том, что не разумно отвергать идею государства, отказываться от выполнения своих обязательств перед ним на том основании, что в нашей прошлой и настоящей государственности и в политике есть негативные явления. Как свидетельствует опыт развития человеческой цивилизации, крушение государственности в силу утраты государственного инстинкта оборачивается неисчислимыми бедствиями для его граждан. Чтобы стать гражданином, человек должен соизмерять свои интересы с интересами государства [3].

Важное место в духовно-смысловой сфере воинской деятельности занимают ценности, ценностные ориентации.

Духовные ценности военнослужащих можно представить как осознанные, социально значимые для духовного развития явления и процессы или их свойства и стороны, функционирующие в системе исторически определённых общественно-гражданских и военно-профессиональных отношений и связанные с про­явлением духовной культуры воинов, пониманием себя как личности и защитника Отечества [3].

Военнослужащий как личность располагает характерной для него системой духовных ценностей, во многом отличающейся от содержания духовного мира других социальных групп. Все условно можно разделить на четыре подсистемы:

  • духовные ценности общечеловеческого характера;

  • духовные ценности, выражающие общие интересы и стремления граждан нашего общества (Российской Федерации);

  • духовные ценности, обусловленные службой вВооруженных Силах РФ;

  • духовные ценности индивидуально-личностного характера.

Поскольку жизнедеятельность военнослужащего характеризуется своеобразием отношений военной организации, спецификой целей и выполняемых задач, а также собственным духовным миром, то и содержание духовных ценностей военнослужащих по-своему специфично. Каково же их содержание в современных условиях? Оно представляет единство элементов, отражающих жизнь военнослужащих в духовкой сфере общества и проявляющихся как их свойства и качества. Иными словами, содержание понятия «духовные ценности военнослужащих»составляют те логические образы сознания, мировоззрения или духовного мира, которые являются устойчивым отражением процессов практики, объективного мира и имеют ценностное значение в современном обществе.

Таким образом, учет особенностей проявления преемственности духовных и смысловых ценностей в процессе развития личности является неотъемлемым звеном воспитательного процесса в воинских коллективах.

Современная духовная жизнь развивается в особых условиях сплетения общественной мысли с политической публицистикой, философскими и религиозными поисками в художественной литературе и литературной критике. Принципиальные ее черты – видение жизненных процессов, чувствование общественной температуры, умение смотреть в лицо реальности [3].

И сегодня на первый план выходят гуманистические, мировоззренческие и духовные ценности, такие, как достоинство, свобода совести, честь, долг продолжающие свое развитие в наметившемся сотрудничестве армии и русской Православной Церкви после заключения соглашения (1994 г.) о перспективном сотрудничестве в деле патриотического воспитания воинов, формировании духовно развитой личности защитника Отечества [4]. Это еще раз подтверждает важность культурно-исторического подхода в системе армейского воспитания, поддержания преемственности положительного опыта нашего народа.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Выготский Л.С. Проблема возраста //Собр. соч. – Т. 4. – М. – 1984.

  2. Кудрявцев В.Т. Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода. – М. – 1999. – Ч. 1.

  3. Богатырев Е.Д, Социальные факторы формирования духовного потенциала Вооруженных Сил //Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал Российской Армии. – М. – 1998. – 340с.

  4. Культурология: Учебное пособие / Под ред. Гурьева Ю.А. – Воронеж: ВВАИИ. – 2003. – 252с.

Просмотров работы: 575