ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА РАДИОЛОКАЦИОННОЙ СТАНЦИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА РАДИОЛОКАЦИОННОЙ СТАНЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современной военно-политической обстановке значительно возрастает значение радиотехнической разведки, средства которой позволяют исключить внезапность боевого применения военной силы.

Ключевой фигурой дежурных сил и средств радиотехнической разведки является оператор радиолокационной станции (РЛС). В настоящее время появление новых типов радиоэлектронных средств и увеличение их количества усиливает воздействие на психику операторов таких психогенных факторов как новизна, неопределенность, интеллектуальная сложность принимаемых решений, дефицит времени и других. Внедрение комплексов вооружения нового поколения в армиях иностранных государств делают задачу по добыванию и обработке разведывательной информации еще более сложной. Действующая практика подготовки операторов не в полной мере обеспечивает необходимую готовность к эффективной деятельности в трудных, нестандартных ситуациях.

Профессиональная деятельность оператора боевого расчета принадлежит к числу наиболее трудных и динамичных, т.к. данному контингенту лиц приходится работать в условиях повышенной напряженности и лимита времени, отводимого на выполнение заданий. При этом требуется немедленное реагирование на разнообразные внешние раздражители и интенсивные потоки информации, имеется высокая личная ответственность за каждое принятое решение. Военнослужащие, стоящие и претендующие на должность оператора РЛС, должны обладать определенным рядом психологических качеств, таких как: ярко выраженное чувство ответственности за выполняемую работу, способность обходится без сна, регулярного питания, способность быстро оценивать изменяющуюся обстановку и адекватно реагировать на неё, наличие высокой психологической устойчивости, умение правильно вести себя в стрессовой ситуации [1].

В процессе боевого дежурства у оператора возникают трудности, связанные с недостатком информации о разведывательном объекте или ее противоречивостью, новизной поступающих разведывательных данных, их большим объемом, которые ему приходится преодолевать. Так же стрессовые ситуации могут возникнуть при возникновении особых событий несения боевого дежурства. К ним относятся:

- обнаружение массового полета средств воздушного нападения другого государства в направление Государственной Границы Российской Федерации;

- угроза нарушения или нарушение Государственной Границы Российской Федерации воздушными судами, в том числе при получении информации о фактах нарушения Государственной Границы Российской Федерации, не зафиксированным дежурными радиолокационными средствами;

- внезапное обнаружение неопознанного воздушного объекта в 150-километровой приграничной (приморской) полосе над территорией РФ;

- возникновение угрозы террористических актов с использованием воздушного судна или захват судна в полете;

- передача воздушным судном сигнала «Бедствие».

Возникновение таких ситуаций приводят к учащению сердцебиения, повышения артериального давления и нарастание чувства тревоги за возможность ошибиться при обнаружении и выдачи воздушных целей. Операторы, особенно с незначительным опытом работы, первое время испытывают чувство растерянности, и беспомощности, операторы допустившие ошибки в своих действиях, переживают это достаточно долго [2].

Все это создает трудности в деятельности по психологическому обеспечению боевого дежурства, диагностике и предупреждению развития эмоциональной напряженности. К тому же психологическая служба в Вооруженных Силах Российской Федерации не представлена самостоятельной структурой, а действует в рамках органов воспитательной работы, что определяет и приоритеты ее деятельности. Войсковые психологи имеют в своем арсенале не достаточную материально-техническую базу, методический аппарат по эффективному обеспечению боевого дежурства и диагностики эмоциональной напряженности операторов боевого расчета.

Боевое дежурство в войсках РТВ организовано таким образом, что оператор работает на станции три раза в сутки - по 4 часа через каждые 4 часа. Таким образом, за сутки он работает по 12 часов, включая и в ночное время. Периодически варианты работы оператора меняются, но обязательно остается ночной график.

Отсутствие полноценного сна, со временем сказывается на работе оператора: чаще допускаются ошибки по выдачи воздушной обстановке, повышение утомляемости, снижение концентрации внимания. Не редки случаи, когда оператор засыпает на рабочем месте во время графика, это грозит пропуском воздушной цели, снижением оценки подразделению за боевое дежурство [3].

Систематическое перенапряжение нервной системы в период несения боевого дежурства, обусловливаемое нерациональным сопряжением человека и машины, нарушением ритма труда и отдыха, личностными особенностями и другими причинами, может приводить к развитию неврозов. Такие заболевания, как неврозы, функциональные расстройства сердечнососудистой системы и гипертоническая болезнь, встречаются у личного состава значительно чаще, чем в других профессиональных группах. По данным В.А. Бодрова, лица из операторского состава в 4 раза чаще по сравнению с другими специалистами страдают вегетоневрозами, в которых ведущее значение принадлежит нервно-психическому напряжению. Д.И. Писарев обнаружил наличие вегетативных неврозов у 75% стажеров и 55% операторов. В большинстве подразделений дежурство операторов организовано сутки через трое. Но и этого времени не хватает для восстановления организма после перенесенных стрессов и нагрузок [4].

Не все подразделения обеспеченны столовыми помещениями, оператор РЛС не только не может полноценно покушать, но и даже разогреть принесенную из дома пищу. Основные продукты питания, принесенные оператором на смену, это лапша быстрого приготовления, лимонад, консервы.

В связи с этим, на фоне постоянного эмоционального напряжения и стресса у операторов по результатам углубленного медицинского освидетельствования наиболее часто выявлены: дефицит витамина C (практически у всех обследованных), дефицит витаминов группы B, А, Е и фолиевой кислоты (у 40-80%), половина имеет дефицит важнейших макро- и микроэлементов (железа, кальция, фтора, селена, йода и др.), что приводит к развитию различных и широко распространенных заболеваний: анемии, остеопороза, кариеса, дефекты хряща и костей, дистрофические поражения сердца, нарушения функции щитовидной железы. У 35% обследуемых обнаруживаются проявления иммунологической недостаточности, что предполагает к развитию острых и хронических воспалительных процессов, инфекционных заболеваний, злокачественных опухолей. Наряду с функциональными нарушением организма, возможны нарушения и конкретных органов.

Работая в двух контурах управления, человек как бы раздваивается т.к. необходимо поддерживать концентрацию возбудительного процесса в двух различных функциональных системах мозга, отражающих динамику движения наблюдаемого объекта (самолет), а также воспринимать команды от оперативного дежурного. Сама по себе эта двойственная операторская деятельность даже при достаточно выработанных навыках требует большого напряжения. Находящиеся в непосредственной близости доминантные очаги раздражения создают трудное нервно-психическое состояние, сопровождающееся значительными отклонениями в различных системах организма. После длительной работы, у оператора появляется чувство рассеянности и снижения внимания, по причине не возможности сконцентрироваться на одном виде деятельности. Он начинает пропускать команды оперативного дежурного [5].

Таким образом, выявление психологических аспектов в профессиональной деятельности оператора радиолокационной станции, должно способствовать ее эффективной организации и охране здоровья военнослужащих.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Войтенко А.М. Психофизиология безопасности операторской деятельности: учебные материалы. СПб.: Военно-медицинская академия, 2005. 72 с.

  2. Общая психофизиология: учебное пособие / Под ред. В.Н. Сысоева. СПб.: Военно-медицинская академия, 2003. 296 с.

  3. Психофииология: учебник для вузов / под ред. Александрова А.И. СПб.: Питер, 2007. 464 с.

  4. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001. 360 с.

Просмотров работы: 685