МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМАНДИРА КУРСАНСКОЙ ГРУППЫ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МЕТОДЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМАНДИРА КУРСАНСКОЙ ГРУППЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время в связи с качественными изменениями, происходящими в области подготовки профессионалов военнослужащих, данная тема является актуальной.

Под педагогическим консультированием можно понимать область педагогического знания, которая обеспечивает сопровождение (в нашем случае) курсанта в образовательном процессе и оказание ему консультационной помощи в разрешении проблем, связанных с учебно-познавательной деятельностью и личностным развитием в целом [1].

Проблема исследования методов индивидуальной педагогической консультации может рассматриваться в указанном контексте. В качестве педагогического консультанта в нашем случае может выступать командир курсантской группы, как наиболее подготовленный во всех отношениях человек. Индивидуальное педагогическое консультирование отличается доверительностью. При этом возможна диагностика затруднений, поиск путей разрешения обнаруженных проблем в ходе образовательного процесса. Индивидуальное консультирование предполагает учет типологических характеристик личности курсанта, особенностей его коммуникационной культуры, уровня социальной компетентности, статусно-ролевых позиций в коллективе, мотивационную готовность к получению консультационной поддержки, способность самостоятельно преодолевать трудности.

К основным методам индивидуальной консультации относятся: проясняющее наблюдение, экземплярно-событийный метод, фокус-анализ [1].

Целью проясняющего наблюдения выступает выяснение сущности и причин затруднений в деятельности курсантов в рамках гуманистического, поведенческого подходов. Полученные данные при наблюдении могут послужить важным материалом для различного рода тренингов по отработке педагогических умений будущего офицера. Проясняющее наблюдение проводится в несколько этапов. На начальном этапе выясняются проблема, причины, породившие её. На втором этапе составляется план проясняющего наблюдения, уточняются основные понятия, на которые будут опираться участники в ходе тренинга. На третьем этапе осуществляется наблюдение за деятельностью будущего офицера-педагога в ходе проигрываемой ситуации. На четвертом этапе осуществляется анализ, вырабатываются перспективы решения затруднений. Подобные тренинги можно проводить в ходе занятий по дисциплине «Психология и педагогика». Оценивая ситуацию, обращают внимание на обратную связь, в ходе которой как в «зеркале» отражают сильные и слабые стороны микропреподавания, высказывают советы, собственные впечатления по совершенствованию педагогических умений.

Экземплярно-событийный метод предполагает анализ конкретной ситуации из деятельности будущего офицера-педагога. Вначале излагается субъективное восприятие переживаемой ситуации, затем предлагается другое видение проблемы, что помогает найти пути выхода из ситуации затруднения.

Фокус-анализ используют для всестороннего изучения личности будущего офицера-педагога. Фокус – это своего рода концентрация внимания на клиенте. Выясняют особенности профессиональной биографии (в нашем случае будущего офицера-педагога), степень переживаний по поводу педагогической ситуации и т.д. Внимание может быть сфокусировано на другой личности (например, личности обучаемого), на проблеме, может быть контекстный фокус (т.е. те условия, в которых развивается ситуация). В ходе анализа ситуации внимание может быть сконцентрировано на единстве взглядов анализирующего и клиента.

Алгоритм интервью клиента, предложенный Г. Келли, включает следующие компоненты: выясняется проблема клиента; описывается мировоззрение клиента; изучается окружение, среда, в которой находится клиент; предоставляются теории, которыми руководствуется анализирующий; формируются действия, которые необходимо предпринять.

По В.В. Столину выделяют следующие основные ориентации клиентов:

- Деловая ориентация:

а) адекватная – когда клиент искренне заинтересован в решении проблемы;

б) неадекватная – когда клиент преувеличивает возможности консультанта.

- Рентная ориентация:

а) «обаятельный рантье» - когда обаятельному клиенту хотелось бы, чтобы проблему решил консультант;

б) «требовательный рантье» - когда клиент требует решить проблему, так как консультация оплачена.

- Игровая ориентация – когда клиент при анализе его же ситуации выдвигает всё новые и новые «экзаменационные вопросы» консультанту или вводит ранее не сообщённые сведения, как бы «подлавливая» консультанта [2].

В рамках дисциплины «Психология и педагогика» на занятиях курсанты могут использовать элементы, приёмы проясняющего наблюдения, экземплярно-событийного метода, фокус-анализа в ходе разрешения военно-профессиональных задач в контексте исследования проблем психолого-педагогического общения, управленческой деятельности и других. Командир в данном случае направляет психолого-педагогическую научную мысль, проигрывая ситуации из деятельности военнослужащих. Каждый конкретный курсант получает конкретные индивидуальные рекомендации. Преподаватель при этом направляет ход диалога.

Таким образом, методы индивидуальной педагогической консультации, используемые командиром курсантской группы в ходе занятий по педагогике и психологии, являются эффективным инструментарием, оказывающим влияние на решение индивидуальных, конкретных военно-профессиональных проблем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Педагогическое консультирование / Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М.: Академия, 2006. 320 с.

2. Язык и модели социального взаимодействия / Под ред. В.В. Петрова. М.: Академия, 1987. 250 с.

Просмотров работы: 698